Молчаливые памятники

Алексей Решетняк
               
                Но  не текут к  своим истокам воды.
                Земля,  не в  силах  стоны  подавить,
                Рождает  в  муках  новые  народы,               
                А  мертвых наций  ей  не  оживить.
               
                Г.  У. Лонгфелло.  1880  год.
       Осень.   Солнце  пряталось  за  облаками,  свежий  ветерок бодрил,  заставлял  больше  двигаться.  Михаил  шел с  поднятым  воротником, у  деревянной  скульптуры старика  остановился,  задумался.   В  голове  мелькнуло «Дед!»,  далекое  прошлое, из  старых  легенд.  Только  хотел  идти  дальше  смотрит,  ему  на  встречу  идет, уже  хорошо  знакомый  археолог  Евгений.   На  ходу  с  улыбкой  спрашивает: «  Что  стоим?  Куда  глядим?  -  подошел, -  добрый  день!  Я  его  называю  «ПЕРУН».  Михаил  улыбнулся:  «Привет, очень  рад  тебя  видеть!  Посмотрел  на  скульптуру, мне  кажется  это старый  «ОТШЕЛЬНИК». 
    « Я  тебя  вчера  искал?»  -  начал  с  вопроса Евгений.  «Понятное  дело не нашел,  читать  объявления  надо,  я был  на  экскурсии, посетил  Псково – Печерский  монастырь».
    Михаил  взял  друга  под  руку: « Ну что пошли,   как  люди  говорят « Умный  попутчик в  дороге  облегчает  путь!»  Экскурсия очень  познавательная.  Экскурсовод  рассказывал,  но  я  не  все  запомнил.  Древнерусское монашество  было  городское.  В  те  времена и появилось русское  монашество  пустынное.  Именно  в  том  месте жизнь  началась  с  отшельничества. По  преданию в  пещере  поселился отшельник Марк. Первый  монастырский  храм,  был построен в 1472  году во  имя   Успения Богородицы.  Я  побывал в  Свято - Успенском  соборе, Михайловском  соборе. Особенно  понравилось,  когда шла  служба.  Слов нет,  все  это  описать, певчих  не  видно,  звук  отражается  от стен и  зависает  над  головами.  Кажется, поют  лики  святых!».   Помолчал.         
    «  Я долго  ждал  момента,  когда  нас  поведут в пещерный  храм.  Пришли. Проводник – послушник  сказал: «Сначала  была  пещерная церковь  1392  году   -  дом  Богородицы. Она  и  сейчас  остается главным  соборным  храмом.  Мы  шли  по узкому  проходу, проводника  не  слышно.  В  мыслях  я пытался  представить,  как   монахи,  полусогнутые, роют лопатами, то  чего  человек  инстинктивно  боится.  Ведь  каждый,    еще  живой  монах приготавливал  себе  место,  копая  в  горе  нишу». Михаил  посмотрел  на  Евгения: « холодно  неловко  чувствовал  там себя. Шли  в  строгом  молчании.  Коридор  за  коридором.  По  бокам  могильные  плиты. Это  что  то?   Остановились.  Проводник  -  послушник  сказал: « Здесь  когда - то под   землей,  под этими  сводами,  молились люди, давно  ушедшие.  Они показали  пример великого  отречения от  света,  от  жизни».  Михаил  подумал,  тихо  сказал: « В том  месте  советую  тебе  самому  побывать».   
        Евгений  вздохнул: «Я  там был,  как археолог,  внимательно  рассмотрел  все  семь  улиц   подземного  селения, - помолчал, видимо  вспоминал,-  первая  улица,  заметным  полукругом вправо простиралась  в  длину  от  входа на  26  сажень, - голос его  был  приглушенный, - вторая,  начиналась  от  половины  первой в  левую  сторону,  длиной  16  саженей».  Помолчал: « местами  разрушенные  плиты,  видны  черепа, истлевшая  одежда, - тихо  добавил, - «земля еси и в землю отыдешь», это по старому стилю.  Третья идет  вправо длиной 11  саженей,  четвертая  тоже  вправо  длиной 14 саженей,  пятая, - задумался, - да тоже  вправо от  первой длиной 19  саженей  и  подходит  близко к  Успенской  церкви  с  юго-западной  стороны». Помолчал,  видимо  опять вспоминал: «шестая  4,5 сажени, рядом  с  пятой, - вздохнул,  как  будто долго  шёл, -  седьмая  4  сажени,  считая  со  ступеньками входа,  идет  от  первой в  начале ее  на  правую  сторону,  к  алтарю Успенской  церкви».  Опять  помолчал. « В  конце  ее сделан узкий  вход к верху,  к  алтарю,  в  Покровскую церковь.  Ну  как! ». 
         « Ты же археолог, с  большой  буквы!  Я  как  будто  заново  там  побывал».  Михаил  улыбнулся.      
   «Не  знаю,  с  какой  я  буквы,  но  мне, посчастливилось  даже  читать  поминальный  список:  1655 г.  ноября побиты на  приступе Печерские  старцы: « Помяни, Господи  старцев  Григория уб. Исидора, … перечень  имен».  Они  остановились рядом  со   скамейкой.  « Ну что  присадим?»  Предложил  Михаил. Сели.
     Евгений  спросил: «Ты крещеный?»   Михаил  удивленно  посмотрел  на  товарища: « Да! Мама  в  войну жила в блокадном  Ленинграде.  При  бомбежке города  была  ранена  в  голову,  осколок  зацепил. Пока  несли  в  госпиталь,  молилась « Матерь  Божия,  Господи – если  останусь  жива,   буду  ходить  в  церковь,  молиться».  Война  кончилась,  она  была  счастлива, жива,  вышла  замуж.  Ей  сниться  сон,  что  она  видела,  не  помню, но  что  она  услышала, её поразило:              « Сделай  что  обещала». Она  утром  бегом  в  церковь  на  душе  не  спокойно, простояла  службу, причастилась, покаялась.  Вышла, - она мне  рассказывала, -  на  душе легко, не  иду,  а  лечу счастливая. Когда я  родился,  меня  окрестили.  А  ты?» 
   Евгений  задумался,  ответил  по  своему,  поученному: « Я  верю  Циолковскому!  А он  говорил:  «Невероятно, чтобы жизнь  осенила  единственную  планету  из  множества  подобных  планет. …» Подумал  и  добавил: « Заселенная  вселенная  есть абсолютная  истина!»                Встали,  пошли.  Зашли в  корпус, где  можно  попить  минеральной  воды.  Михаил  спросил: «ты  холодную?  Я  теплую  воду». Набрал  стакан  сел  на  диван, стал  пить  маленькими  глоточками.  Евгений сел  рядом.  Отпив  пол  стакана   воды, Евгений  как  то уверенно,  в  своей  правоте  сказал: « Вера в  душе,  придает  человеку  силу, с ней  он  все  преодолеет, -  покачал  головой, -  человек без веры в душе,  зверь.  Вот  пример  из моей археологической  практики».  Подумал:      « это  было в 1997  году,  кажется.  Третий  год мы  работали у  села  Оланешты. Я  работал  на  центральном  сооружении.  Вдруг, кто  то, не помню,  закричал!  Все  к  нему.  Подошел,  вижу,  прямо  под  деревянным  перекрытием.  В  углу ямы,  лежит  скелет  мужчины.  Он  сразу  обратил  нас на себя  внимание,  недоумение  от  его  позы?  Мужчина  скорчившись,  лежал на  груди у  стенки,  упершись  головой  в  угол  погребальной  камеры.  Обе  руки были  резко  согнуты и  кисти  прижаты к горлу,  а  ноги  неестественно вывернуты  коленями влево».
  Евгений  говорил,  смотрел на  Михаила,   на  его  реакцию: « Антрополог Ираида  Васильевна  установила,  мужчине  25 – 30  лет.  Имеет  искусственную  деформацию  черепа  и  определила,  мужчина   сармат.  Характерная  яйцевидная  форма   черепа. До  сих  пор не  найду  ответа – зачем, именно  сарматы  перевязывали  плотным  кольцевым  жгутом затылки  детей». 
  Развел  руками:  «С  возрастом  голова принимала  вытянутую  овальную  форму.  Это не главное,  возник  вопрос,  почему  он  так  лежит?  Осмотрев  всё  помещение,  скелет,  предметы  разбросаны! Всем  стало  ясно.  Здесь  побывали  грабители,  а  это  один  из  них.  Они  работали  ночью,  знали  расположение этого  погребения. Добравшись  до  места.  Освещая место  факелом, быстро  начали  срывать с  погребённого расшитые  золотом  одежды, собирать  ценности.  Торопились.  Отблески  света  от  факела,  из  лаза могли  заметить.  И  застать  их на  месте  преступления.  А  это  смерть. Вдруг  перекрытие  затрещало, все  бросились  к  узкому  выходу.  Мужчина  растерялся, испугался, забился  в  угол  камеры.  Произошел обвал,  грабителя  прижало  к  стене. Он  погиб, спасать его  не  стали.  Таков  финал  трагедии, так он  пролежал  около 1800 лет!»   Сидели,  молчали.  Добавил: «Мы,  наши  внуки  живем в новом  тысячелетии!»
    Евгений  посмотрел  на  Михаила.  Глаза  его  блестели, в голосе  слышалась  грустная  нотка,    он продолжил рассказ: « Находясь  в  степи, на  раскопках, в  минуты  отдыха,  ночь,  уставший  сидишь  у  костра, задумаешься,  вдалеке   слышится топот и  ржание  степных  табунов.  Шелест не  кошеной  травы, непонятный голос  природы. А  иногда приходилось  слышать протяжное  пение  одинокого  путника». Тихо стал читать стихи: « Что  было  там, за далью  синей?/ Каких  кочевий  горький  дым,/ Мешаясь с  запахом  полыни,/ Плыл  по кустарникам  сухим? … 1975  год  Рождественский ».  Зал  стал  заполняться  людьми. «Скоро  обед, пошли  на  улицу».
     Вышли. Михаил  посмотрел  на  облака, нарушил молчание: «… Летит  бесконечность!  Безграничная  тишь, отражает как в  зеркале  вечность ….  Дальше  не  помню».  Они  шли,  пожелтевшие  листья  напоминали  о  приближении  зимы.