Назад в будущее по Шолохову

Игорь Шап
   На фото Михаил Шолохов в гостях у тружеников полей.

***


   Наступил Покров…, и мне вспомнился «стоочередной» казус текста «Тихого Дона», говорящий, что роман является ЧУЖЕРОДНЫМ по отношению к титульному автору Михаилу Шолохову.

   Что такое Покров? Википедия гласит:
 
   «Покров — день в народном календаре восточных славян, приходящийся на 1 (14) октября <…> В народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. <…> скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы».

   Посмотрим, как начинается V глава 2-й части «Тихого Дона» (капслок мой):

   «Григорий с женой выехали пахать ЗА ТРИ ДНЯ ДО ПОКРОВА». <…> — Петро не приедет пособить? — Они с Дашкой на мельницу поедут. <…> Петро с Дарьей, проводив пахарей, собрались на мельницу».

   Далее автор описывает жестокую драку, произошедшую на мельничном дворе (не поделили очередь) между казаками и тавричанами. Последние бросились наутёк, казаки хотели их догнать:

   «… но в момент этот от машинной скорыми шагами подошел, никем раньше не примеченный, НЕЗНАКОМЫЙ, в черной шляпе ЧЕЛОВЕК; строгая толпу лезвиями узко сведенных остреньких глаз, поднял руку.
   — Обождите!
   — Ты кто такой? <…> — Откель сорвался? <…>
   — Постойте, станичники!
   — Куцый кобель тебе станишник! <…> — По гляделкам ему!.. По гляделкам!..
   ЧЕЛОВЕК улыбнулся смущенно, но без боязни, снял шляпу, жестом беспримерной простоты вытирая лоб, улыбкой обезоружил вконец".

   И далее до конца этой сцены романа незнакомец ПО ИМЕНИ НЕ НАЗЫВАЕТСЯ. И только:
   «— Кто это такой? Слышишь, Афанасий?
   — Приехал тут какой-то. У Лукешки-косой квартирует.
   Момент для погони был упущен. Казаки расходились, оживленно обсуждая происшедшую стычку».

   С чего бы это вдруг в авторской речи не называть этого человека по имени — Иосифом Штокманом, если в предыдущей главе автор нас уже с ним познакомил? Странно? Да. К этому мы ещё вернёмся.

   Итак, по старому стилю Покров 1 октября. То есть драка на мельнице в хуторе Татарском произошла «за три дня до Покрова» — 28 СЕНТЯБРЯ.

   А теперь заглянем в предыдущую IV главу. В ней описан приезд в хутор Татарский того самого человека, который остановил драку на мельнице. В чём казус?
   Читаем самое начало этой главы:
 
   «В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ, в воскресенье, поехал Федот Бодовсков в станицу. В кошелке отвез на базар четыре пары кормленых уток, продал; в лавке купил жене ситцу в цветочных загогулинах и совсем собрался уезжать (упираясь в обод ногой, затягивал супонь), — в этот момент подошел к нему человек, чужой, не станичный.
   — Здравствуйте! — приветствовал он Федота, касаясь смуглыми пальцами полей черной шляпы.
   — Здравствуй! — выжидательно процедил Федот, прищуря калмыцкие глаза.
   — Вы откуда?
   — С хутора, не тутошний.
   — А с какого будете хутора? 
   — С Татарского».

   Далее по тексту незнакомец попросил Федота довести на повозке его с женой до Татарского. В ходе поездки завязалась беседа:

   «— По какой же надобности едете в наш хутор на жительство?
   — Я слесарь, хочу мастерскую открыть. Столярничаю.
   Федот недоверчиво оглядел его крупные руки, и пассажир, уловив этот взгляд, добавил:
   — К тому же я являюсь агентом от компании «Зингер» по распространению швейных машин.
   — Чей же вы будете по прозвищу? — поинтересовался Федот.
   — Моя фамилия Штокман».
 
   Так впервые появляется в романе слесарь Иосиф Давыдович Штокман и озвучивается его имя. По приезду в хутор Татарский он вместе с женой поселился у вдовьей бабы Лукешке Поповой. Цитирую:

   «На другой день приезжий явился к хуторскому атаману. <…> НЕДЕЛЮ из дому носу не показывал, жил, как сурок в сурчине. Постукивал топором, мастерскую устраивал в летней завалюхе-стряпке. Охладел к нему бабий ненасытный интерес, лишь ребятишки дни напролет неотступно торчали над плетнями, с беззастенчивым любопытством разглядывая чужого человека».

   Видел ли эту несуразность Шолохов? Уверен, что нет. Какую несуразность? В хронологии!
   В IV главе слесарь Штокман приезжает в хутор В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ, живёт там минимум НЕДЕЛЮ, а в следующей V главе ЗА ТРИ ДНЯ ДО ПОКРОВА (то есть 28 СЕНТЯБРЯ) останавливает драку на хуторской мельнице. Это больше похоже на сериал «Назад в будущее»!

   Как такое могло произойти, откуда взялся сей казус? «А я сейчас вам покажу, откуда… всё готовилось…»:

   Писатель Фёдор Крюков сочинял роман вслед за происходящими событиями с лагом от нескольких недель, до лет. При этом использовались более ранние наработки. Заготовки по довоенному периоду «Тихого Дона» подвергались неоднократному редактированию. Большевики заявили о себе всерьёз с осени 1917, и все последующие события показали, что в Россию пришла новая реальность в виде большевизма. Крюкову пришлось вплетать в фабулу романа новых героев. Так в произведение ВВОДИТСЯ «задним числом» слесарь Штокман.
 
   Первоначально писатель это сделал через драку на мельнице. Потому там большевик и не называется в авторской речи по имени, то есть на тот момент ещё не было «оказии» нас с ним познакомить. Но потом Крюков захотел ввести Штокмана в роман ИНАЧЕ — так появилась ДРУГАЯ РЕДАКЦИЯ, которую мы видим в IV главе. Шолохов, оперируя разными редакциями (листами черновиков), не сумел разобраться в чужом протографе.
   Кстати, многие исследователи отмечают в тексте «Тихого Дона» дублирование целого ряда эпизодов, что говорит о существовавших разных редакций отдельных мест романа.
 
   Естественно, будущий Нобелевский лауреат Михаил Шолохов (и семейная «бригада» его жены) в черновиках Крюкова не разобрался и свалил всё в одну кучу, дурно пахнущую… плагиатом.

   Этот казус после многочисленных переизданий романа "красуется" в тексте до сих пор. Читатель может убедиться в этом сам.

   14 октября 2023 г.