Лепаж, Деревенская любовь

Ив Жовайр
 
14.10.2023

        Недавно на прозару я прочитал заметку автора Алины Алексеевой-Маркензи о картине Лепажа «Деревенская любовь». Эту картину я впервые увидел много лет назад в одном из музейных залов Москвы.  На картине художник изобразил свидание деревенских парня и девушки, стоящих возле плетня и беседующих о чем-то друг с другом.
        Принято считать, и, наверное, не без оснований, что в этой картине «Бастьен-Лепаж поэтическим языком в живописи выразил самые чистые помыслы двух любящих, простых сердцем людей» (Н. Нестеров).
        Сценку,  на удивление схожую по сюжету с данной картиной, вы встретите в рассказе Альберто Моравия «Индейцы», написанном почти полвека спустя: «я видел немало крестьянских парочек, ведущих бесконечные разговоры у изгороди, вдоль проезжей дороги или в каком-нибудь людном месте. Пройди по такой дороге хоть через два часа, там все стоят те же парочки». 
        В этом рассказе Моравия свою главную героиню – молодую, красивую итальянку Ириде – изображает недоверчивой, никому не верящей и себе на уме крестьянской девушкой. Ее парень так описывает в рассказе свои с ней отношения: «Она охотно встречалась со мной, но только так, как это принято у крестьян: по дороге у изгороди в то время, как мимо одна за другой проносятся машины. Сколько я ни предлагал ей, будто бы между прочим, прогуляться по полям или посидеть где-нибудь на лужайке под деревом, она мне всегда отвечала: - А зачем? Мне и здесь хорошо».
        Не думаю, что Моравия написал свой рассказ, вдохновившись картиной Лепажа. А вот мое впечатление от картины он несколько изменил, и теперь мне кажется, что содержание картины  можно толковать  в ключе, не столь романтическом, как принято. К примеру, автор упомянутой публикации Алина увидела парня на картине так: «Вид у него смущённый - возможно, как раз в этот момент он говорит ей о своей любви».  А я «допускаю», что парень у Лепажа пытается «в данный момент» уговорить подругу на свидание в более уединенном месте и потупился, опасаясь спугнуть девушку нетерпеливым блеском в глазах. Девушка и рада бы уединиться с симпатичным парнем, но стоит, терзаясь сомнениями, когда и отказать  нету сил, но и согласиться не позволяет крестьянская осторожность.

        Хотелось бы тут упомянуть ... Российский меценат С. Третьяков в 1885 году участвовал в аукционе на распродаже картин Лепажа. В тот день на продажу было выставлено две картины - упомянутая "Деревенская любовь" и "Сенокос".  К этим картинам приценивался французский Музей в Люксембургском саду, кураторы которого выбрали в конце концов "Сенокос". Другая картина досталась Третьякову и оказалась потом в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Так вот,  - картина "Сенокос" понравилась мне больше, хоть она на первый взгляд и в смысле композиции, и в смысле колоритном  беднее «деревенской любви». Очень выразительна фигура   этой  бесконечно утомленной молодой крестьянки, что сидит,  бездумно уставившись в пространство,  и ее  привлекательное лицо с побледневшей обескровленной кожей  над верхней губой, и натруженные руки, брошенные на колени...