Проповедь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Роман Овчаренко
Первым словом, которым ребенок разрывает пелену молчания, почти всегда является слово – «мама». Произнесенное однажды, оно становится фундаментом нашего мировоззрения. Возможно, это оттого, что для ребенка его мама представляет собой весь мир, и он словно обращается к нему посредством матери. Только в маминых руках малыш чувствует себя спокойно и комфортно. Он словно в броне материнской защиты и любви. И даже по прошествии лет, когда нам плохо и неуютно, мы вновь стремимся к своей родительнице, чтобы вновь почувствовать себя сильными и любимыми. Как жаль, что в жизни каждого из нас наступает период, когда мы остаемся одни, и провожаем своих родителей в последний путь. Но это верно только в том случае, если мы считаем себя сиротами в этом мире. А ведь до того, как нас произвели на свет родители, все мы были рождены в Боге. Он наш изначальный Отец: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1, 18).
Если бы мы со временем позволили нашему мировоззрению развиться до начала всего, то обязательно бы обнаружили Первопричину существования – Бога. Не все люди готовы признать Его существование. Причин этому множество. От банального упрямства до требования привести формулу существования Творца. Но когда мы с вами говорим о бытии Бога, то должны понимать, что его существование отлично от нашего и не подлежит законам физического мира. При всем при этом мы спокойно принимаем теорию относительности, неевклидову геометрию и много еще других вещей, основанных на одних лишь аксиомах. То есть здесь мы проявляем гибкость, и наш ум не возмущается. Но стоит лишь сказать, что существование Бога – это тоже аксиома, и все, начинается какой-то дикий шабаш. Наука может ответить на многое, это так, но у нее нет ответа на то, что было до начала всего. И так как она здесь бессильна, то она просто отвергает этот постулат. В этом смысле верующим людям проще, у них есть база, с чего они могут строить свое мировоззрение. Но, повторюсь это дело добровольное. Сам Бог не желает слепой веры в Себя.
Если же в нашей жизни после слов «мама», «папа», «любимая», «друг» появится еще одно знаковое слово «Бог», то будет, наверное, правильным поставить Его в начале всех своих дел. И тогда в жизни нашей наступит гармония. Бог, как и наши родители может даровать и дарует нам защиту. Стоит только попросить. Даже будучи повешенным на кресте и страдая за наши грехи, Он нашел силы и время чтобы не оставить нас сиротами: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26 – 27). Этими словами он усыновил в лице своего ученика весь род человеческий своей земной матери. И теперь по праву Богородица считается нашей заступницей перед Самим Богом. Вы только оцените силу жеста. Всемогущий Бог, ущемляет, или лучше сказать, умаляет Себя, и передает часть Своих прав на созданное им человечество, Своей Матери. Это ли не любовь, не уважение и не забота?
И Божия Матерь с той поры всегда находится рядом с нами, как напоминание о материнской любви и прощении. Даже когда Богородица уходила в мир иной, она произнесла важные слова для всех своих чад: «Не оставлю вас в сиротстве по Моем преставлении – не только вас, но и мир буду посещать, надзирать и помогать бедным». И, действительно, едва Богородица заняла полагающееся Ей место в небесной иерархии, которое выше херувимов и серафимов, Она стала приходить на помощь всем нуждающимся.
А теперь перенесемся на тысячелетие назад. Во времена правления византийского императора Льва VI Мудрого, произошло нападение на столицу империи. Народу угрожала опасность быть перебитыми полчищами врагов. Люди, праздно живущие до этого, испорченные благами столичной жизни, забыли о подвигах физических, умственных и духовных, и оказались неготовыми дать отпор тем, кто был сильнее их. Как всегда, когда нам плохо, мы вспоминаем о Боге и о нашей Заступнице. Все жители Константинополя поспешили в храм просить защиты у вышних сил.
И вот в одном их храмов, во Влахерне, произошло чудо. Два человека, весьма уважаемые в обществе за свою чистую, праведную жизнь, Андрей Юродивый и Епифаний Блаженный, вдруг увидели видение. Вот, что сообщает нам об этом Синаксарь: «В четвертом часу ночи, во время всенощного бдения, святой Андрей, погруженный в молитву, поднял глаза горе и увидел Пресвятую Богородицу, явившуюся у входа в притвор, окруженную славой, в сопровождении Ангелов, св. Иоанна Предтечи и св. Иоанна Богослова. Дойдя до амвона, Владычица Небесная долго оставалась там и молилась о спасении всех людей. Затем Она вошла в алтарь и открыла святую раку, в которой хранилась Ее риза. Встав перед царскими вратами, Пречистая распростерла ризу над молящимися. Покров был столь велик, что, казалось, под ним умещаются все собравшиеся в храме. Он парил в воздухе, поддерживаемый некоей таинственной силой. Затем Богородица, окруженная ярким сиянием, по воздуху вознеслась вверх и исчезла, оставив христианам Покров как знак Своего милостивого заступничества. Покров сиял как илектор (др. греч. «;;;;;;;» – лучезарное светило, солнце, огненная стихия, космический огонь»). В греческом языке слово покров звучит как омофор («;;;;;;;;;» от «;;;;» – плечо и «;;;;;» – несущий), то есть носимый на плечах платок. Таким платком на Востоке и сейчас женщины закрывают своих детей от солнца и при кормлении. В тот день Богородица защитила людей. И неприятель неожиданно потерепев поражение ушел восвояси. Потому что любящая мать непобедима. Даже в животном мире никто не отважится сразиться с матерью, защищающих своих детенышей. В Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери был установлен еще владимирским князем святым Андреем Боголюбским.
Вот и сегодня мы просим Божию Матерь защитить нас. И можно не сомневаться, что Она всегда услышит нас и придет на помощь. Только и мы должны быть не неблагодарными поросятами, а исполнительными и послушными детьми Бога. С праздником вас, дорогие друзья.