О фильме Русалка

Евгений Чернецов
В этом кино его создатели рассказывают грустную историю, но рассказывают её весело. Исполняющая главную роль Мария Шалаева прекрасно читает авторский текст за кадром, в то же время, когда она играет главную героиню она в основном молчит. Хоть повествование это и достаточно простое, детское, но ироническое. История начинается с момента зачатия главной героини, рассказывает о каком-то нелепом детстве, в котором она перестает говорить после солнечного затмения. Мама её водит заниматься хоровым пением, хотя она мечтает стать балериной. Из-за того, что она не разговаривает, её отправляют учиться в школу для детей с ограниченными способностями, но её это не беспокоит, потому что там она становится круглой отличницей, выделяясь на фоне остальных учеников. Её мама пробует устроить свою личную жизнь, но дочка ей не позволяет, хочет, чтобы она ждала папу моряка. Девочка просто не хочет верить маме, что её папа не вернется никогда. Надо сказать, что это очень характерно для тех детей, которые ничего не знают о своих родителях. С одной стороны горько, что их нет, а другой можно в своем воображении вылепить идеальный образ. Если родитель рядом и далеко не идеален, то это сделать намного труднее, но дети прощают родителям разные шалости, в упор их не замечая, а иногда и перенимают их пороки.

И на фоне этой тоскливой жизни в захолустном приморском городе, конечно, должно появиться волшебство, если не такое, как в русской сказке про Емелю и щуку, то хотя бы такое, как в сказках Андерсена, там вечно за любое чудо надо чем-то жертвовать, никакой халявы, жадные и вредные там все волшебники. Вот и тут девочке кажется, что стоит ей чего-то очень сильно захотеть, и её желание тут же сбывается. Такие мелочи, как падение яблок с яблони в школьном дворе никаких издержек не несут. Но стоило ей захотеть уехать из захолустья в более оживленное место, и желание её исполнилось ужасным для всех окружающих образом - поднимается ураган и сносит большую часть города, и их лачугу. И мама после этого решается продать бабушкины драгоценности и купить квартирку в Москве. В столице мама прекрасно устраивается в супермаркете, а вот дочке Алисе, которая не говорит трудно найти работу, но поиск все-таки заканчивается успехом - она ходит в костюме телефона, рекламируя магазин телефонов. И если бы за такую работу более или менее платили нормально, то многие из зрителей захотели бы тоже так работать. У неё даже появляется подруга - безногая попрошайка. Казалось бы, жизнь наладилась...

Но нет, вдруг захотелось ей учиться в ВУЗе, очень сильно захотелось, так что это желание исполнилось, но приняли её потому что один из поступивших погиб под машиной. И она после этого чувствует, что из-за её желания погиб человек. И после этого ей как-то уже не хочется чего-то очень сильно хотеть. Один из её однокурсников приглашает её к себе домой, с целью обольстить, намекает ей на желание близости, рассказывая про виртуальный секс, но она смотрит на его босые ноги на столе, около открытой консервы с килькой, и как-то ей совсем ничего не хочется, даже становится не по себе. Не так она видит любовь в своих грезах. Не хватает самого главного - принца, присутствие которого превратит килек из консервы в золотых рыбок, а бетонные коробки человечников в дворцы и райские сады. Но неприятности на работе помогают ей встретить этого принца, который кидается в реку с моста, напившись от депрессии. Она кидается вслед за ним и спасает его, вытаскивает на берег, а потом оказывается в его пентхаусе. Вроде бы она и не высказывала желания вслух, не осознавала его, и оно исполнилось.

От исполнения её желания никто не погиб, наоборот она спасла человека, которого полюбила, и история была бы пошлой и лубочной, а не грустной скандинавской сагой, если бы её возлюбленный любил её так же, как она его, если бы он был не только состоятельным финансово но и любил то, чем он занимается, и жил бы в мире с самим собой. Но, загадывая желание, нужно делать множество уточнений, а иначе придется обо всем этом сожалеть. Её возлюбленный смотрит на неё, как на неодушевленный предмет, но разрешает ей убирать в его роскошном жилище, и неплохо платит ей. Он торгует участками на луне, продает людям то, чем сам не владеет, чем не могут владеть они, но надежда на лучшее и желание выпендриться делают его дело прибыльным. Но эти доходы не приносят ему радости, он страдает от депрессии и пьет. У него есть женщина, именно "у него есть женщина", так же, как у него есть дом, автомобиль, телефон. С женщиной этой у него нет никакого ни ментального, ни интеллектуального контакта. Просто ей нужно к кому-то пристроиться, а ему нужен необходимый аксессуар в её лице. Если он кого-то и любит, так это одинокую золотую рыбку, у которой, похоже тоже депрессия, которую Алиса пытается развеять, и это его злит.

Алиса, убираясь в доме, знакомится с невестой своего принца, и та, оказывается волшебницей, решает приворожить принца, написав его имя на сигарете, и скурив её. Она не знает, что Алиса, с которой она этим секретом поделилась написала на сигарете имя того же человека. Чтобы обратить на себя внимание своего принца, современная русалочка решает покрасить волосы в зеленый цвет, и одевает бабушкино платье. И принц её вдруг замечает, и приглашает в кафе и её даже снимают в рекламе его продукта - участков на Луне. Они гуляют всю ночь, он похищает ананас, и она воспринимает это как подвиг с его стороны, а не как пьяную шалость. Они играют в детские игры, и он вроде как оживает, выходит из своей депрессии.

Но потом она его застает с его невестой, и обвиняет его в предательстве, и в гневе желает ему смерти, забыв о том, что желания её имеют свойство сбываться. Потом она решает отомстить ему со своим однокурсником, явившись к нему вечером после дня рыданий, с тремя вещами - бутылкой водки, упаковкой презервативов и леденцом на палке. Леденец, это для удовольствия, для того, чтобы как-то подсластить горечь мести, которая ей ужасно неприятна. Однокурсник оказывается совсем не мачо, пугается, а потом жалеет её, утешает...

Мама Алисы не оставляет попыток устроить свою личную жизнь, теперь уже с мясником из супермаркета, и это так же раздражает дочку. Отношения у них сложные, но тут мама все-таки понимает, что любит свою дочку, хотя они и будто с разных планет. И как часто бывает, это понимание приходит слишком поздно. Алиса видит вещий сон, в котором ей сообщается, что самолет, на котором должен лететь в командировку её возлюбленный разбился. Проснувшись она пытается остановить его любым способом, даже сочиняет историю о смерти своей бабушки в его жилище, всё, что угодно, лишь бы он опоздал на этот самолет. Она готова всем пожертвовать, лишь бы отменить исполнение своего желания. Он так нервничает от услышанного, что попадает в небольшую аварию, и опаздывает на самолет, который действительно разбивается. Он с удивлением рассказывает друзьям о необычной уборщице, которая откуда-то узнала, что самолет разобьется, и помешала ему на него сесть. Друзья говорят, что все это нелепая случайность, совпадение, просто судьба, но ему хочется увидеть Алису, странную девушку с зелеными волосами.

И он видит её в толпе прохожих. Она бежит счастливая оттого, что спасла любимого человека, хоть он её и не любит, хоть он и с другой, хоть он и относится к ней, как к вещи, которую не замечает и не ценит. Она все равно счастлива потому что он живой, ей больше ничего и не надо, лишь бы с ним все было хорошо. Но она забыла о том, что после исполнения желаний случается нечто страшное, и в тот раз некий злой волшебник, исполняющий её желания, будто поймал её на слове и будто сказал, раз больше ничего не надо, значит больше ничего и не будет, и Алису на смерть сбивает машина. А её принц ищущий её в толпе находит свою невесту, которая ревниво спрашивает, кого он тут ищет, и он не может не соврать, говорит, что её. Его невеста с точки зрения общества как раз то, что ему нужно в качестве жены или аксессуара необходимого человеку его уровня. Если бы он появился среди друзей с Алисой русалкой, то его бы не поняли. Она не соответствовала их стандартам столичных снобов. И приходит понимание, что не так уж плохо все и кончилось, ведь Алису в жизни ничего не интересовало, кроме её принца, и жизнь её была бы страданием, если бы она наблюдала, как он живет с другой, страдает от своей депрессии и алкоголизма, и не обращает на неё внимания.

Мораль этой современной сказки в том, что со своими желаниями следует быть осторожными, потому что они могут исполнится, а последствия их исполнения мы предвидеть не в состоянии. Да и знаем ли мы, чего на самом деле хотим?