Пересказки, часть 68-яя, о введении в...

Еквалпе Тимов-Маринушкин
«Пересказки, часть 68-яя, о введении в психоанализ, или Снова о формуле Жизни»
из сборника: «Записная книжка»
Часть №68

     Кто из нас не изучал в школе, да и высших учебных заведениях на уроках и лекциях обществознания, этики, психологии и… даже философии знаменитую теорию великого учёного Зигмунда Фрейда о влиянии наших внутренних страстей – инстинкта на психику и развитие человеческого общества. Сегодня, кажется, нет ни одной современной научно-популярной книги известных авторов, затрагивающих социальную проблематику поведения человека, которая бы, так или иначе, не коснулась его ярких шокирующих высказываний более века назад на сей счёт. Нескончаемые споры, подчас иронические суждения и даже отрицания его выводов не утихают до сих пор. Похоже, есть в них что-то такое, что не оставляет равнодушным ни одного думающего человека. Конечно, даже просто услышать о своей несостоятельности перед, так называемой, Судьбой – зовом Природы! – весьма неприятно, а тут с помощью педантично точного анализа – психоанализа! – собственных (и не только!) мыслей и поступков с научной точки зрения приходится осознать своё полное ничтожество… перед ним!
     Ну, кто тут сможет остаться равнодушным к такому?..
     Тем более что и крыть-то, в сущности, при детальном знакомстве с мыслями великого гения на первый взгляд совершенно нечем.
     Но обо всём по порядку!
     Что помним мы теперь из ранее прочитанного и услышанного о его теории спустя годы?
     Если покопаться в памяти, то, кажется, ничего такого особенного, лишь пара «летучих» афоризмов, вошедших в наш повседневный быт, как, обычные слетающие с языка поговорки, типа «работа не волк в лес не убежит». И, прежде всего из них, это уничижительное определение «оговорка по Фрейду» на всевозможную нашу забывчивость или избегание, запинки и оговорки, случайно, как нам кажется, допускаемые нами в словах. А ещё о наших врождённых незыблемых инстинктах-влечениях «любить и возвыситься» – кто только не попытался опровергнуть их, как весьма примитивные чувства! – что только и правят нами в слепом движения вперёд по зову, так сказать, плоти… рассудка.
     Пожалуй, эти две простенькие формулы-определения сути человеческой жизни  – это всё, что мы знаем  о его теории.
     Впрочем – «всё гениальное просто».
     Очень просто!
     Но никаких подтверждений, опровержений и даже пересказываний здесь, как это и обычно бывает в серии Пересказок, не будет.  Поговорим лишь о случайно попавшем мне в отпуске курсе лекций Зигмунда Фрейда «Введение в психоанализ», прочитанные им в 1915-1917, в котором оказалось так много болезненного сомнения и поиска автора, что пройти мимо него стало совершенно невозможно. К тому же, если вдуматься, именно этот его поиск, а не сами шокирующие высказывания о неподвластных нам инстинктах полового влечения, является подлинным нашим притяжением к его мыслям и, как выяснилось, именно к этим его лекциям, из которых много становится понятно.
     Это ли – поиск выхода из собственной несостоятельности! – не заветная мечта автора и в данном курсе, и вообще, в процессе психоанализа, да и наша, кстати, вместе с ним теперь? Разве не из-за этого так много слов слышится до сих пор вокруг его долгих, на протяжении более пятисот страниц мелкого текста, и скрупулезных сомнений, которые в заключительной двадцать восьмой лекции вдруг приходят к умопомрачительному, но малозаметному выводу:
     «… сновидения невротиков, по существу, не отличаются от сновидений нормальных людей; их, может быть, вообще нельзя отличить друг от друга. Нелепо было бы считать сновидения нервнобольных не имеющими отношения к сновидениям нормальных людей. Мы должны поэтому сказать, что различие между неврозом и здоровьем существует только днем, но не распространяется на жизнь во сне. Мы вынуждены перенести и на здорового человека ряд предположений, которые вытекают из отношения между сновидениями и симптомами у невротика. Мы не можем отрицать, что и здоровый человек имеет в своей душевной жизни то, что только и делает возможным как образование сновидений, так и образование симптомов, и мы должны сделать вывод, что и он произвел вытеснения и употребляет известные усилия, чтобы сохранить их, что его система бессознательного скрывает вытесненные, но все еще обладающие энергией побуждения и что часть его либидо не находится в распоряжении его Я. И здоровый человек, следовательно, является потенциальным невротиком, но сновидение, по-видимому, единственный симптом, который он способен образовать. Если подвергнуть более строгому анализу его жизнь в бодрствовании, то откроется то, что противоречит этой видимости, то, что эта мнимоздоровая жизнь пронизана несметным количеством ничтожных, практически незначительных симптомов…».
     А далее следует вот ещё что:
     «Различие между душевным здоровьем и неврозом выводится из практических соображений и определяется по результату — осталась ли у данного лица в достаточной мере способность наслаждаться и работоспособность? Оно сводится, вероятно, к релятивному отношению между оставшимся свободным и связанным вытеснением количествами энергии и имеет количественный, а не качественный характер. Мне незачем вам напоминать, что этот взгляд теоретически обосновывает принципиальную излечимость неврозов, несмотря на то, что в основе их лежит конституциональная предрасположенность…».
     Вот как оказывает!
     И разве это не ответ на все времена, разве не выход, мечта-оправдание, так долго искомое и до сих пор ещё ненайденное и недопонятое человечеством в мыслях гения?
     Впрочем, возможно, он и сам не понял тогда этого своего умопомрачительного открытия, но уж точно догадался о нём теперь, находясь «Там, что не Здесь» – об отсутствии возможности мыслить вне земного разума пока ещё нет достоверных сведений! – освободившись от бремени земного рассудка.
     Так и в чём же это его мечта-оправдание, ответ из поиска выхода собственной беспомощности перед сугубо внутренними раздирающими душу страстями?
     Если коротко, то по горячим следам прочитанного курса лекций в принятом ныне на многих форумах формате «пятидесятисловника» получится так: «Психоанализ Зигмунда Фрейда, кажется, это попытка рассудка обуздать сознание, сумевшее нейтрализовать его страстную потребность владеть и властвовать. Впрочем, несмотря на гениальность этого метода, в итоге он обречён на провал, потому как именно душа, в отличие от статичного мозга, ныне находится в динамике с Вселенной, а значит и выдуманные ею образы замещения животных пережитков окажутся непоколебимы…».
     О чем это?
     На этот вопрос хочется вспомнить диалог прошлой Пересказки «…или О нашей формуле жизни», где был вдруг сделан такой вывод: «…главная дилемма человеческой жизни на Земле состоит в постоянном ежеминутном выборе между жгучим желанием в каждом ничтожно малом моменте времени возвыситься и глубокой внутренней потребностью не делать этого, став ничтожеством в нём». Ну, то есть в этом моменте… внутреннего возвышения, которое зачастую ничего общего с жизнеобеспечением не имеет общего, а значит, является лишь очередным элементом уступки (проигрышу) собственному рассудку.
     Одним словом, как и в прошлый раз, не мудрствуя лукаво, пришло время просто взять и расшифровать поразившее великого психоаналитика открытие, призванное обуздать, прямо скажем, несимпатичные наши врождённой инстинкты плоти, которые он, как практикующий врач, не решился высказать вслух. А заключается оно в том, что в этой вечной борьбе между сознанием (душой) и подсознанием (рассудком), как нераздельной двуединой – «единство и борьба противоположностей» – составляющей живого разума человека, именно невротик является здоровой зрелой личностью способной управлять (замещать) выбросы недопустимых, с точки зрения собственной души, страстей подсознания. И чем сильнее созревшая в своём понятии справедливости душа, тем менее подвержена вся личность индивида влиянию любого вмешательства извне в её собственные глубоко внутренние запреты подсознанию, кстати, необязательно только сексуального характера, как бы та не бунтовала там.
     Это ли не мечта!
     Жаль только, что она очень болезненная.
     Но без преодоления и, увы, боли – нет победы и… счастья её достижения.
     «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой»!
     Так зачем же тогда вообще нужен этот его психоанализ?
     Как зачем?
     Для понимания, прощения и приятия идущих – странные сны, смешные оговорки, страшные табу! – внутри нас процессов. Для того чтобы, может быть, даже суметь помочь им в своём воинствующем развитии прийти к должному равновесию. Тут только нельзя ничего упрощать, а главное недооценивать роли индивидуальности каждого организма и зачастую постоянных значительных перекосов окружающих каждую индивидуальность социумов, способных навязать его душе ложные ценности и «формулы жизни».
     Так, может быть, наш рассудок не так уж и неправ, когда вступает в битву с приобретёнными от жизни «муками совести»?
     Кто знает – всё может быть!
     Одно тут только можно утверждать наверняка: все эти разбросы мнений и устремлений общественного сознания, влияющего на устремления каждого индивида, как не крути, но также выходят из рассудков самих этих индивидов.
     Ох уж этот «вечный бой» с самим собой!
     Но видно в постоянно изменяющемся вокруг человеческой Жизни пространстве по-другому и невозможно выжить, невозможно заставить, ни мысль, ни плоть двигаться дальше вместе, вперёд, видоизменяясь сообразно велению времени и пространству. И главное в этом вечном видоизменение, безусловно, не слепое бесконечное движение индивидуума к удовольствию плоти, а жгучая жажда коллективного разума человечества к жизни, непреодолимое стремление его к выживаю везде и всюду, как та трава, брошенная Богом для прорастания, несмотря ни на что и во чтобы то не стало.
03.10.2023г.

     Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также приносит свои извинения скрупулезными лингвистами за возможные стилистические и орфографические ошибки, допущенные в черновике-рукописи, написанной на ходу по горячим следам прочтения замечательной книги, при нахождении которых предлагает просто направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля» на любой удобной платформе (ВК, ОК, ТМ), либо оставить их прямо под текстом.
     Спасибо за внимание и… сопереживание.