Что делать разделённому народу?

Шери Пашаева
Начало конца малых народов или что делать?

Настают времена, когда ассимиляция уникальных малых коренных народов Юго-Восточного Кавказа, этносов нахско-дагестанского происхождения, достигает точки невозврата в составе унитарного соседнего южного государства. Последние события на Южном Кавказе вовсе отнимают надежду на иное. Происходящие в мире процессы полностью переключают внимание, что уже нет почти никакого сопротивления ассимиляции собственного народа. Безразличие и апатия овладевает всем этносом.

Хотя ни один ближневосточный этнос не даст себя никому ассимилировать. Практически все мусульманские народы мира  рьяно отстаивают свои этнические права. Об этом можно долго говорить на конкретных примерах. Ислам категорически запрещает ассимиляцию малых народов. Права арабских этносов защищены в государствах своего проживания (исключением является Израиль) и никто из них не ущемляется по этническому признаку, в отличии от некоторых дагестанских этносов, принудительно, без своего согласия, включённых в состав новообразованного кавказского Азербайджана с 1918 года. В арабском мире или в Иране если ещё можно добиться справедливости в этом отношении, то на Среднем Востоке и на Южном Кавказе практически невозможно в силу специфики светских государств с жёсткой внутренней ассимиляционной политикой, где нет никаких прав малых народов.

Вопрос о референдуме относительно волеизъявления лезгинского народа никогда никем не ставился. Не было никакого опроса и ни одного референдума, например, ни в 1918 году, ни в советское время, ни в постсоветское время, в лезгинской среде для возможности политического волеизъявления лезгинского народа с целью выяснить, а желает ли сам лезгинский народ разделиться по разным республикам, как не было референдума в 1992 году, когда СССР распался, а лезгины оказались в разных государствах.

Почему до сих пор ни одна российская (или лезгинская) организация так и не поставила вопрос об референдуме среди лезгинского народа относительно легитимности своего раздела между разными государствами? Почему слово "референдум" применяется ко всем народам мира, кроме как лезгинского народа? Разве лезгины и другие дагестанские народы, волею случая и против своей воли оказавшиеся в разных республиках, не боролись в советское время за своё воссоединение в составе РСФСР? Также почему в учебниках истории Дагестана нет ни слова об этом? Нет ни одного параграфа, посвящённого разделённым народам Дагестана?
Почему такое замалчивание?  Разве это не в интересах Дагестана защищать собственные народы? Кто же их должен защищать, если сам Дагестан умывает руки с этой темы, бросив на произвол судьбы столькие малые народы там?

Если в постсоветское время велась хоть какая-то борьба за интересы вышеуказанных этносов (в лезгинской среде борьбу за этнические права вели последние лидеры движения "Единства", Назим Гаджиев и Русланом Касумович, оба убиты в 2016 году), то за последние 7 лет нет никакого сколь-нибудь  явного противодействия происходящему процессу.

В лезгинской среде движение - сопротивления ассимиляции и за национальные права дагестанских народов в составе соседнего унитарного* государства - было окончательно удушено в 2016 году. С того момента вперёд на национальном лезгинском поле выступают декоративные организации, допускаемые властями унитарного государства в своих интересах. Сделано всё, чтобы не дать возможности подлинному движению за единство возобновиться.

Здесь важно оценить духовное состояние ассимилируемого народа, чтобы выяснить на какой стадии ассимиляции и невозврата он находится ныне, возможна ли в его среде хоть какая-то борьба за отстаивание своих этнических интересов или уже больше нет у него ни сил, ни желания.

Проверить на какой стадии ассимилирован представитель малого народа, проще всего проанализировав его реакцию на любые темы, касающиеся этнических прав малых народов или народа меньшей численности на территории данного унитарного государства. Если человек всё же худо-бедно осознаёт нарушение своих этнических прав при сравнении положения своего народа с положением другого народа, что именно как у представителя отдельного этноса у него прав нет ни на что своё (то есть на равное право иметь свою собственную нишу, отдельно, как отдельный народ с ДРУГИМ языком и этногенезом: научно-историческую, лингвистическую, филологическую, политическую, культурную; что его родной язык не упоминается в Конституции страны на равных с государственным языком как язык этнического меньшинства со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами и проч.), то значит он понимает что происходит ассимиляция его собственного народа, растворение в чужом этносе,  то такой человек ещё имеет собственное самосознание и жив для своего этноса. Если же человек эмоционально отрицает происходящую ассимиляцию, реагирует агрессивно на любые подобные темы о нарушении этнических прав своего этноса с целью слепой защиты государства своего нахождения / проживания, оправдывает ассимиляционную политику интересами данного государства, то такой человек, увы, перешагнул точку невозврата, даже если он ещё по инерции продолжает считать себя представителем своего этноса и пока ещё владеет языком, духовно он уже оторван, перешагнул черту, грань, которая отделяет его этнос от полного исчезновения в народе ЧУЖОГО этногенеза. 

При втором состоянии, часто можно слышать обоснование "нам здесь лучше живётся, чем вам там", "нам здесь очень хорошо", напоминающее известную научную притчу о лягушке в кипятке.

[Синдром лягушки в кипятке относительно ассимилируемого народа – это процесс постепенного духовного выгорания, когда этнос сталкивается со сложностями в жизни в чужом для него окружении, но не предпринимает ничего, чтобы освободиться. Просто ждет, чем же все закончится. Так он выжидает годами, живет в токсичной атмосфере, которая отравляет жизнь его этноса.  В итоге этнос просто «сгорает» или сваривается полностью в чужом котле. Попадая в порочный для себя круг, он привыкает к привычному (пусть даже и неправильному) ходу вещей и наступает момент, когда большей части этноса кажется, что им так даже хорошо, тепло, уютно, лучше, чем вне кастрюли с кипятком. Вне кастрюли с кипятком холодно и плохо, там чужой мир, а тут тепло, расслабленно и даже возникает чувство счастья – но всё это, увы, всего лишь иллюзия, заколдованный круг, откуда нет уже выхода...]

Все мы знаем, что наиболее важно, кем себя духовно осознаёт и чувствует человек, нежели его этническое происхождение. Расхожее утверждение, что якобы знание своего родного языка  делает человека представителем своего этноса - это распространённое заблуждение. Никакого отношения уровень знания и владения родным языком не имеет к тому духовному чувству сопричастности к тому или иному народу мира. Можно жить далеко от Родины, не знать языка, но духовно быть настоящим представителем своего народа, чтить его культуру, историю, мечтать о лучшей судьбе и осознавать истинные национальные интересы своего народа. И наоборот, можно жить в своей "родной" среде, прекрасно говорить на своём языке, иметь всю внешнюю атрибутику своего малого народа и одновременно служить чужому этносу и его интересам. Второе более распространенное явление. На самом деле, неважно кто по происхождению родители, какой паспорт, уровень родного языка, а важно собственное ментальное самоощущение.

Если для человека более комфортная среда обитания это среда,  ассимилирующая его этнос, он находит множество плюсов для себя в частности в таком положении дел, материальные ли плюсы или иные, просит не вмешиваться, оставить в покое, "не мешать жить" именно в таком настоящем положении ассимилируемого, не желает слышать и думать, если ему ДИСКОМФОРТНО любое упоминание об происходящем с его народом, он абсолютно глух, даже называет "националистами" именно тех, кто указывает ему на подобный дисбаланс, то значит у такого человека уже произошла подмена понятий.

Часто в глазах такого человека желание самосохранения своего этноса и отстаивание этнических прав малых народов и есть "национализм", так как это ведёт к конфликту с государством - ассимилянтом, мешает ему спокойно жить (то есть ассимилироваться в комфортной материальной среде чужого народа). Данный индивид духовно перестал быть представителем своего собственного этноса, хотя продолжает пока ещё соотносить себя с ним. Всё прочее, включая и вывешивания флага унитарного государства, отвержение любой атрибутики своего народа, поддержка военных захватнических действий унитарного государства, выражение радости новым территориальным "победам" своего любимого султана, и прочее, и прочее, только характеризуют человека, духовно уже прошедшего точку невозврата как представитель своего этноса.

К сожалению, это далеко не безобидная категория представителей малых народов. Именно эта категория готова выполнять любые задания властей унитарного государства. Они всегда под рукой у властей для затушёвывания ассимиляции. Когда надо, они выполняют нужные функции: вывешивают внешние декорации "хороших условий" проживания (на самом деле ДОЖИВАНИЯ), своего и прочих малых народов для международных инспекций, также инспекций ЕС и ООН. Тем самым они сами способствуют процессу ассимиляции своего народа, ускоряют его, вводят в заблуждение себя и свой народ.

Хуже всего то, что последняя категория лиц, прошедших уже духовную грань точки невозврата, используется властями унитарного государства для недопущения возможности консолидации малых народов.  С подачи унитарного государства они легко генерируют центробежные идеи и пути ещё большего расползания своего и так исчезающего этноса, что разбивает малый народ на ещё мельчайшие духовные осколки, растаскиваясь по группам интересов (ислам, дебаты, выработка нового исторического пути и проч. и проч.), не давая консолидироваться этносу в борьбе за главное - собственное самосохранение, которое требует воссоединения разделённого этноса. Характерная особенность - отрицание необходимости воссоединения разделённого народа, максимальный увод внимания этноса в  сторону от этой проблемы, нивелирование национального вопроса.

Эта категория лиц часто выступает за формальное сохранение родного языка, формальное декоративное сохранение культуры народа, заявляя, что они только за культуру и "вне политики", хотя сохранение именно в таком формате культур малых народов, когда народа политически не существует, отняты этнические права на свои земли, а народ интенсивно смешивается, растворяется, уже не играет никакой роли.

Сохранение родного языка (издание некоей одной газеты или одного журнала, или тщательно перепроверенных книг под жёстким контролем местной цензуры) является при таких условиях САМООБМАНОМ, глубоким заблуждением.

И у североамериканских индейцев в своих резервациях сохранён родной язык, есть местная пресса, снимаются фильмы о себе, есть и декоративная культура, демонстрируемая туристам, традиции, вытаскиваемые по праздникам.
И североамериканские индейцы в своих резервациях также поют и танцуют, общаются меж собой на своих родных языках, пригретые американскими властями индейские элиты - давно уже не те настоящие индейцы - снимают фильмы о своей культуре, этнике, промыслах, одеваются даже как их предки, у них есть даже театр индейский, есть индейские магазины, национальные кафе с названиями на индейских наречиях,  пекут индейские сладости, но официально индейцев как народ в государстве под названием США НЕ существует и будущего никакого у него нет, а есть только комфортное Доживание.

То же самое происходит с малыми дагестанскими народами в составе соседнего унитарного государства. Причём они все на своих исконных территориях проживания сделаны гостями, всё у них отнято, кроме как возможности комфортного доживания. Но в современном Дагестане никого этого не интересует.  Официальный Дагестан слеп и глух ко всему, что происходит с дагестанскими народами в соседнем государстве. Ощущение что спасение утопающих считается делом рук самих утопающих, то бишь проблемой самого разделённого народа. При этом возможность "спасения" максимально ограничена и осложнена со всех сторон до такой степени, что она будет казаться Чудом, если произойдёт. 

Нужно понять, что унитарному государству не нужно полное исчезновение иных языков и культур в своём составе, чтобы оставаться в международном правом поле. Унитарное государство заинтересованно в демонстрации Большому Миру своей "мультикультурности", потому ему нужны в своём составе иные народы, но только ФОРМАЛЬНО, а не по настоящему как живые этносы со своими интересами, самосознаниями и стремлениями, со своей этнической культурой, историей, территорией, флагами, гимнами, не как равноправные и равные титульному народу, а всего лишь  как декоративные элементы для демонстрации международным инстанциям и другим государствам, для отвода глаз от истинного положения вещей внутри себя. Малые иные народа  нужны только как египетские мумии нужны в музеях для демонстрации. И больше никак и не за чем. 

И мы отступаем?
Пусть комфортно доживают?

Если лягушка расслаблена в котле и ей хорошо, то надо оставить её там? Поставьте на место лягушки свой собственный этнос в любой ассимилируемой среде и ответьте себе на этот вопрос. Ответьте каждый честно хотя бы себе самому. Или вы считаете, что лучше для лягушки заживо свариться в комфортной среде теплого котла, в котором градус незаметно для лягушки повышается? Точно также и для этноса в ассимилируемой его среде.

Вот какова реальность жизни малых народов в формально  мультикультурном, многоконфессиональном и многонациональном государстве конституционно одной нации и одного языка, которая соседствует с Российской федерацией на юге Кавказе и в которой находится большая часть разделённого политически в 1918 году лезгинского народа.
Разве положение малых народов в соседнем южном государстве чем-то ЛУЧШЕ положения североамериканских индейцев в резервациях своего окончательного доживания? Тем более, малых народов дагестанских, то есть российских малых народов, по большому счёту, учитывая, что все они были в составе Российской империи до 1918 года, и только по стечению обстоятельств, от себя независящих, оказались в составе иного государства с иным языком и культурой.

Почему о них ни слова нигде не встретить в СМИ РФ или РД?

Российские политики любят говорить о наличии большого количества русских школ в соседнем унитарном государстве, считая это неким пророссийским знаком. Однако это также большое заблуждение. Наличие большого количества русских школ в данном государстве абсолютно не признак его дружественности к России, а только желание глубокого освоения большого российского рынка сбыта, для чего и нужен русский язык!

Русские школы открываются с целью обучения своих граждан языку той страны, куда выгодно ездить сбывать свои товары.  Ничего более того. При этом откройте школьный учебник истории и читайте, пусть вам переведут, как подаётся история страны, история отношений с Россией - это чистая русофобия, ничуть не меньшая, чем в учебниках истории прибалтийских стран. В стране разрушены и сведены на нет любые признаки советского прошлого, включая и памятники героям ВОВ. Но почему то, про то, что происходит в Прибалтике говорится почти что каждый день, а про то, что в таком же формате происходит здесь, на Южном Кавказе, в так называемом "мягком подбрюшье" России - полное молчание.
Почему так?

Почему замалчивается очевидное на юге Кавказа?

Примечание: *унитарное государство, простыми словами, это государство конституционно заявленной одной нации и одного языка, когда только один народ с его языком указан официально как коренной, а все остальные игнорируются, словно больше иных языков и народов на данной территории физически не существует, то есть они по принятой государственной доктрине рано или поздно перестанут существовать, подготовлены все условия растворения, потому не считают нужным вообще их упоминать.