Главный Режиссёр

Евгений Скоблов
Одним из самых любимых и острых «блюд» знатоков теории «Лунного заговора», утверждающих что вся программа «Аполлон» была отснята на Земле, в павильонах Голливуда является легенда о том, что главным режиссёром этой кинофальсификации был не кто иной, как один из величайших  кинорежиссёров  ХХ века Стэнли Кубрик.
Я уже уделял внимание этому вопросу в первом издании «Лунной Дуэли ХХ века», но хотелось бы вернуться с тем, чтобы более широко взглянуть на систему лунных кино, видео и фото материалов, а также оценить степень возможности участия в них режиссёров, занимающихся созданием художественного кино.
Начать хотелось бы с того, что выход на поверхность Луны Нила Армстронга 21 июля 1969 года снимался с внешней камеры, установленной на корпусе лунного модуля, и ни самого Армстронга, ни его первого шага с этого ракурса не видно. Я помню этот репортаж (его показывали по первой программе советского телевидения в те дни), когда Нил спрыгнул с нижней ступеньки и в эфире прозвучало : «Это маленький шаг для одного человека и огромный шаг для всего человечества». В этот момент видно только часть корпуса лунного модуля и небольшой участок лунной поверхности рядом, в эфире слышны переговоры командира ЛМ и ЦУП в Хьюстоне. В документальном фильме-реконструкции «Аполлон-11» (США, 2019 г.) всё это в точности воспроизводится, т.е. именно так, как это было показано на чёрно-белом экране моего домашнего телевизора в 1969 году. Уже тогда меня мучил вопрос, почему не видно самого астронавта (может быть именно поэтому мне и запомнился тот исторический просмотр).
А вот на кадрах (и кино и фото) где запечатлён астронавт, спускающийся с трапа на поверхность запечатлён пилот лунного модуля Эдвин (Базз) Олдрин, которого снимал Армстронг, уже находящийся на поверхности. В сущности, этот снимок был растиражирован мировой прессой и остался в истории как «первый шаг человечества по Луне». На почтовой марке, выпущенной в США 9 сентября 1969 года, как раз фото Базза Олдрина.
В первой миссии программы «Аполлон» ещё не было таких  средств и систем  связи, возможностей фото и видео съёмок, как, например, в ходе полёта «Аполлон-15». При этом следует учитывать, что между этими событиями 2 года, за которые было существенно усовершенствовано всё техническое оснащение полётов, с учётом опыта предыдущих успешных лунных экспедиций «Аполлон-12» и «Аполлон-14». Объёмы информации, доставленной на Землю,  переданной из космоса и непосредственно с поверхности Луны в ходе работы «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17» значительно превосходят те, что были представлены в ходе первых трёх успешных полётов. На 15, 16 и 17 «Аполлонах» камеры были установлены везде, где  возможно, включая лунные роверы, а на Земле дистанционными съёмками из ЦУП занималось специальное подразделение, которым руководил Эд Фэнделл. Кроме того у каждого астронавта, работавшего на поверхности  имелись собственные  средства кино и фотосъёмки.

Теперь самое время перейти к т.н. «проблеме Кубрика», поскольку по мнению т.н. «экспертов», отстаивающих «Лунный заговор», Кубрик и есть тот главный злодей, который отснял  «лунную фальшивку», обманул весь мир, а злобное НАСА растиражировала этот фейк и выдала за реальные события.

***
За свою очень насыщенную и яркую карьеру кинорежиссёра Стэнли Кубрик снял 16 больших художественных кинокартин, среди которых лишь один связан с космосом в целом и в некоторой, очень небольшой степени с Луной. Этот фильм - «Космическая одиссея 2001 года» Кубрик создал совместно культовым писателем-фантастом середины и второй половины ХХ века Артуром Ч. Кларком. В основе сюжета фильма рассказ А. Кларка «Часовой» 1951 года (В СССР рассказ был впервые опубликован в журнале «Юный техник» в 1973 году, в сокращённом варианте. Прим. Автора).
Работа над фильмом продолжалась с 1965 по 1968 год. При этом в художественном плане «Космическая одиссея 2001» радикально отличается от всех предыдущих и последующих работ Кубрика. В 1969 году Стэнли Кубрик получил премию «Оскар» Академии кинематографических искусств и наук в номинации «Лучшие визуальные эффекты». В процессе съёмок над визуальными эффектами в «Космической одиссее» в разное время работали супервайзеры: Уолли Виверс, Дуглас Трамбулл, Кон Педерсон и Том Ховард, кроме самого Стэнли Кубрика, который  руководил процессом. Киноакадемия по правилам того времени позволяла присуждать «Оскар» за лучшие визуальные эффекты максимум трём людям. Тем не менее, Кубрик поручил Луису Блау (своему адвокату и близкому соратнику) связаться с Американской гильдией режиссёров и попросить официальное разрешение на размещение единоличной линии в титрах фильма. Получив это разрешение, Кубрик указал себя единственным  кандидатом на «Оскар». Это ни в коей мере не умаляет ни заслуг самого Кубрика, ни его огромного творческого наследия, как одного из самых именитых режиссёров ХХ века.
Но вернёмся к вопросу, который заключается в следующем: какова возможная роль Кубрика, как лично, так и в качестве руководителя команды опытных операторов в предполагаемой съёмке кинохроники в павильоне голливудской студии   о шести успешно проведённых миссиях по программе «Аполлон» с высадкой астронавтов на поверхность Луны в период с июля 1969 по декабрь 1972 годов. И ещё: возможно ли было отснять материал в павильоне, а затем обработать в лаборатории за такие сроки, учитывая технические возможности киноиндустрии конца 1960-х начала 1970-х годов, с учётом того что перерыв между полётами составлял около полугода в каждом из семи запусков (за исключением 1970 года)?
Чтобы постараться ответить на эти вопросы, вернёмся к съёмкам «Космической одиссеи 2001», которые начались 30 декабря 1965 года с эпизода раскопок – котлована  9 с лишним метров глубиной на поверхности Луны (в фильме это  рельефный южный кратер Тихо), где по сюжету фильма был найден артефакт (монолит, представляющий собой   плиту идеальной прямоугольной конфигурации  3,3 м в высоту), оставленный инопланетной цивилизацией.
Съёмки проводились в Великобритании в павильонах кинокомпании MGM в Шеппертоне и Борхемвуде, вблизи Лондона. Несмотря на большое количество стационарных камер, специального оборудования и технических приспособлений, в тот день Кубрик закинул 11-килограммовую камеру Panaflex на плечо и лично снял одетых в космические костюмы актёров со спины, когда они спускались по пологому склону котлована  к Монолиту. Те читатели, кто смотрел фильм (и не один раз) смогут подтвердить, что этот эпизод и по технике, и по декорациям, и по ощущениям совершенно не согласуется с теми кадрами, которые представили астронавты  первых трёх миссий программ «Аполлон»  и теми, что были отсняты дистанционно с Земли группой Эда Фэнделла в 15-й, 16-й и 17-й миссиях.
Как ни посмотри, но представления Кубрика и его специалистов  о Луне, и реализованные в вышеописанном эпизоде «Космической одиссеи» не имеют ничего общего с реальными лунными съёмками.
Тем не менее съёмка эпизода на Луне, длящегося на экране менее 4-х минут, это лишь малая, заключительная часть огромной работы проведённой по его подготовке. Были отсняты десятки дублей этой «простой» сцены с различных камер, заряженных  35 мм и 65 мм плёнкой, со вставкой и вырезкой диалогов. Следует иметь в виду, что в 1965 году речи об использовании компьютерной техники при съёмках художественных фильмов не могло быть и речи. Её просто не было. Кроме того павильон в Шеппертоне был настолько огромным, что мог поддерживать свою собственную экосистему. Во время съёмок постоянно носились мухи, а иногда даже и летучие мыши. Хвалёная «магнитно-индукционная» система связи между режиссёром и актёрами в костюмах космонавтов, установленная за большие деньги, сломалась в первый же день.
Процесс работы над фильмами подобного рода в те годы представлял собой сложнейшую систему съёмок, досъёмок, пересъёмок и бессчётное количество дублей. Эти первые плёнки, отснятые первоначально, пролежали не проявленными на холодильном складе почти 2 года и только потом  их проявили и прогнали через анимационный станок, чтобы добавить ландшафт лунной поверхности и изображение бело-голубой Земли. Кроме того, эти кадры нельзя было переделать позднее, в случае допущенной ошибки, поскольку и съёмочные площадки и декорации были к тому времени уничтожены. Это к тому, что в представлении специалистов теории «Лунного заговора» всё выглядит очень просто: Кубрик с камерой и актёрами ловко, в два счёта снимает на фоне макета лунного модуля в уютном уголке павильона, оборудованном под Луну и за пару-тройку дней уже выдаёт на гора готовую фальшивку. Но реалии производства кино конца 60-х годов существенно отличаются от нынешних, когда имея под рукой самые  современные компьютерные технические средства и возможности современного интернета,  всё действительно можно проделать за относительно непродолжительное время.  Да так, что к.г. комар носа не подточит, не выходя за пределы небольшой хорошо оборудованной студии. А также подчистить, подправить, подмазать и подлакировать. 
А в то время – это километры отснятой плёнки, дни, месяцы, а порой и годы проведённые в монтажной и  целая армия привлекаемых специалистов: актёров, техников, гримёров, костюмеров и их помощников, механиков, электриков, операторов и их помощников, консультантов и их помощников и проч., проч., проч.
На мой взгляд, позиция с Кубриком – самое слабое звено в цепи рассуждений и аргументов специалистов, утверждающих, что вся программа «Аполлон» отснята не Земле, да ещё в Голливуде. Кроме того, эти люди не то что не учитывают, а в большинстве своём просто не представляют себе масштабов личности самого Стэнли Кубрика.
На съёмках «Космической одиссеи» очень много времени было уделено ликвидации т.н. «киноляпов», которых, судя по грандиозности проекта было очень много. Так, например, одна лишь фраза, состоящая из 3-х реплик одного из актёров была, снята в общей сложности 30 раз: 15 раз в 11 дублях, которые были отобраны и неизвестное количество в 16 дублях, которые выбросили. Интересно, а сколько дублей по мнению «экспертов» теории «Лунного заговора» нужно было отснять при подготовке кинофальсификации о высадке экипажей шести «Аполлонов» на Луну? Сколько времени, средств и ресурсов необходимо было затратить на всякие «сопутствующие» съёмки как то: запуски ракет «Сатурн» и десятков тысяч зрителей на мысе Канаверал, работу специалистов в ЦУП… телерепортажей с бортов «Аполлонов», хода спасательных операций с привлечением сил флота и авиации  и прочего?

Одна из примет нашего времени: фальшивки и фейки фабрикуются некими неизвестными, засекреченными организациями, а также вполне открытыми, публичными личностями и распространяются в СМИ, на телевидении и в интернете. Многие из этих фальшивок носят «разоблачительный» характер, то есть доказательство того, что того или иного события «на самом деле»  не было, в то время, как в действительности оно было. То есть, берётся реальный исторический либо  научный, задокументированный факт, под который подгоняются вымышленные обоснования и соответствующие «доказательства»  что его не было, в интересах определённых организаций или корпоративных сообществ.      
Так в сентябре 2021 года по одному из каналов российского ТВ прошла передача, в которой утверждалось, что НАСА никогда не осуществляла запусков беспилотных аппаратов на Марс, а весь материал по марсианским исследованиям подготовлен на территории пустыни Мохаве на юго-западе США, там где находится пресловутая  «долина смерти» и «кладбище самолётов». Авторы передачи утверждали, что фотоснимки и видеокадры, якобы поступившие с беспилотных «пролётных» кораблей «Mariner» 4,6 и 7 (1962 - 1973 годы),  трех орбитальных аппаратов Mariner 9, Viking 1 и 2 (1975 — 1980), а также  исследовательского марсохода Perseverance (2020-2021), это обработанные при помощи специальных компьютерных программ снимки участков пустыни Мохаве, представленные общественности как марсианские. Гигантские средства, затраченные на исследование Марса, начиная  с 1962 года пропали неизвестно где. А далее прозвучало самое интересное. Оказывается «по слухам» именно в пустыне Мохаве глубоко под землёй и находятся засекреченные киностудии и павильоны, в которых «по некоторым данным» Кубрик снимал материал о полётах «Аполлонов» на Луну. Как говорится, хотите верьте, хотите нет, но главное, мысль озвучена по ТВ, в самое эфирное время и общественность может считать, что «дыма без огня» не бывает…
В теме «проблема Кубрика» возникает ещё один вопрос: почему, собственно, сторонники теории «Лунного заговора» упоминают одного лишь Кубрика? А где люди из съёмочной группы? Кто выступил продюсером, кто был  главным оператором,  кто постановщик, кто художник–декоратор и проч. Ведь понятно, что для создания кинофальшивки такого масштаба в 1969-1972 годах помимо одного Кубрика, каким бы он великим и гениальным ни был, требовалась киностудия, а может быть и не одна  с полным штатом сотрудников. Кроме того необходимо было задействовать множество фирм –изготовителей и  поставщиков оборудования (от костюмов - скафандров до макетов лунных модулей и спускаемых аппаратов, не говоря уж о лунных роверах),  смежников и посредников, финансовых и контролирующих организаций  и, наконец, многочисленный управляющий аппарат.  Но тех, кто распространяет фальшивку о «фальшивке» Кубрика все эти вопросы не беспокоят, поскольку они считают, что  общественность готова поверить во всё, что угодно, лишь бы это носило «обличительно-разоблачительный» характер.
Далее. В 1965-1968 году уже имелось немало реальных космических кинокадров, отснятых и советскими космонавтами  и американскими астронавтами. Только в 1966 году были проведены пять успешных запусков по программе «Джемини».  Однако эти кадры никак не подходили для использования в художественном киношедевре Кубрика, поскольку не было необходимой чёткости и ясности  изображения. И если для специалистов было достаточно той картинки, которую видели в центрах управления полётами на мониторах, а зрители всего мира  на экранах домашних ТВ, то для художественного фильма это совершенно не подходило.   
В ходе подготовки материала я снова и снова пересматривал хроникально-документальные кадры со всех лунных экспедиций, благо они имеются в свободном доступе в Интернете. В наши дни это, конечно, уже обработанные при помощи самых современных технологий материалы, они скомпонованы и  представлены в виде готовых короткометражных и полнометражных документальных фильмов, в том виде, в котором их воспринимает зритель в 20-х годах ХХI века. Но даже не специалисту совершенно очевидно, что реальные «лунные» съёмки невозможно сравнить ни с какими павильонными кадрами, да ещё сделанными в 60-70-х годах прошлого века, в то время, когда никто даже представить себе не мог, что их подлинность поставят под сомнение «благодарные потомки».
Премьера фильма «Космическая одиссея 2001» с треском провалилась 3 апреля 1968 года в нью-йоркском кинотеатре «Uptown».  На первом официальном показе, куда по большей части были приглашены деятели искусств, пресса, кинокритики и знаменитости  не потребовалось много времени, прежде чем зрители стали уходить из зала. Когда дело дошло до антракта «все просто ломанулись наружу. Это было чудовищно. Никому не понравилось», вспоминал актёр Гари Локвуд, сыгравший второго члена экипажа корабля «Дискавери».
Журналист Виктор Дэвис из «Daily Express» ради премьеры прилетел из Лондона. Он писал: «Никогда не видел такой премьеры, тем более для такого крупного фильма: не было ни единого звука аплодисментов – даже от руководства компании (MGM, прим. автора). Потрясённые зрители просто поднялись… и поторопились на воздух». В общем и целом, и американская и британская пресса  была настроена  категорично.
“Daily Mirror”: «Четыре года работы, четыре миллиона долларов на производство, два часа и сорок минут подтверждают, что пытаться не смеяться, когда очень хочется, весьма мучительно»               
“Evening Star”: «Несмотря на восхитительные, грандиозные декорации, сюжет рассчитан на семилетнего ребёнка. Съев собаку в кинобизнесе, я не видел ничего хуже этого». «Потребовалось три часа, чтобы выяснить, что Бог это – Монолит».
“Village Voice” «… абсолютно неинтересный провал и самая точная демонстрация неспособности Кубрика рассказывать историю внятно и последовательно».
Сам Артур Кларк много лет спустя признал, что фильм привёл его в смятение и досаду, по крайней мере, поначалу. Во время первого показа из зала ушло более 240 зрителей, а из ряда, где сидело руководство MGM прозвучала фраза «Вот и настал конец Стэнли Кубрика» (об этом вспоминал Артур Кларк). К 4 апреля в компании пришли к выводу, что фильм Кубрика – катастрофа, а по мнению некоторых, погибель всей студии.
Жена режиссёра вспоминает: «Стэнли не мог ни спать, ни говорить, он был просто раздавлен… Он был на грани слёз, хотя и не заплакал. Он всё повторял «Боже, это просто ужасно» Ему было очень плохо».
А на следующее утро по радио передавали новости: «Люди часами стоят в очередях на фильм Стэнли Кубрика». Первый показ для широкой аудитории  был запланирован на полдень сразу в восьми кинотеатрах в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Бостоне, Хьюстоне, Денвере, Детройте Чикаго, где были установлены специальные экраны для показа именно этого фильма и очереди были огромными. И, хотя фильм пришлось сократить на 19 минут, по радио снова передали: «Это фантастический фильм», и с этого момента стали сыпаться похвалы. Кассы распродавали билеты на киносеансы в рекордные сроки, только за первую неделю кассовые сборы обогнали показатели «Доктора Живаго», легендарной картины MGM 1965 года. К середине мая (за первые пять недель проката) «Одиссея» уже принесла создателям более одного миллиона долларов всего в восьми кинотеатрах.
Газета «Boston Globe” писала « «Одиссея» - самый экстраординарный фильм. Ничего похожего никогда не показывалось в Бостоне, или, возможно, нигде в мире. Этот фильм будоражит так же, как открытие нового измерения во времени и пространстве»
«Космическая одиссея 2001» стала самым просматриваемым фильмом 1968 года – единственной картиной Кубрика, которая добилась такого статуса.
Через десять лет Артур Кларк в своём интервью журналисту ВВС говорил: «Успех «Одиссеи» стал для меня огромным сюрпризом. И я думаю, для Стэнли тоже. Разумеется, мы надеялись, что он станет успешным. Но мы и не предполагали, что он станет культовым фильмом и будет оставаться на этом уровне и дальше. Возможно это как-то связано со временем его выхода. Он выпустился как раз перед первым полётом «Аполлона-8» вокруг Луны; рождественским полётом 1968 года – и затем, конечно, высадкой на Луну в 1969 году».
Я недаром уделяю столько времени «Космической одиссее 2001 года». Во-первых, это, как говорилось выше, единственный фильм Кубрика, связанный с космической тематикой, но в котором подняты глубинные цивилизационные вопросы о происхождении,  смысле существования человечества и пути по которому оно продвигается. Это характеризует Стэнли Кубрика, как личность, мастера и художника мирового уровня. Поэтому, полагаю, что говорить о том, что он согласился снять фальшивку в угоду «системе» это почти тоже самое, как если бы Лев Толстой или Фёдор Достоевский в зените своей писательской славы согласились бы создать фальшивую рукописную историю царской семьи, например, или какого-нибудь значимого исторического события.
Ни одна спецслужба, ни одна секретная организация и даже сам Президент США не смогли  бы заставить Кубрика отснять фальсификацию, да ещё при том условии, что она будет представлена всему миру как подлинная история покорения Луны. Я не думаю, что в Америке конца 60-х годов можно было как в СССР,  вызвать Кубрика и сказать: «Товарищ Кубрик, партия даёт вам ответственное задание. Для победы в космической гонке над коммунистами с одной стороны и  поддержания имиджа всего западного мира с другой,  вам надлежит снять «фильму» об успешном полёте «Аполлона-11», а заодно и всех остальных тоже. Деньги получите в финансовой части, оборудование доставят специальным рейсом. Выполняйте.»   
Кубрик никому не подчинялся, в том числе и некоторым прямым указаниям, поступающим от руководства могущественной MGM, от которого во многом зависел успех его кинокартин. Он сам создавал свой художественный мир и был единоличным начальником в этом мире. А если говорить о финансовой составляющей и не только, то он был вполне обеспеченным человеком, настолько же, насколько мудрым и проницательным, способным заглянуть в недалёкое будущее. Заглянуть и понять, как после участия в «заговоре» его будут воспринимать современники и потомки, и что в мировую историю он войдёт не как великий кинорежиссёр, а как великий обманщик, надувший, ни много ни мало, всё человечество.
В августе 2015 года  в сети появилось видео, на котором «человек, напоминающий Стэнли Кубрика» даёт интервью, в котором, якобы признаёт, что принимал участие в съёмках «лунной фальсификации». Автор ролика уверял, что снял это «сенсационное» интервью в мае 1999 года. Ложь раскрылась немедленно. Стэнли Кубрик умер 7 марта 1999 года от острого сердечного недомогания.
Полагаю, что люди, подвергающие сомнению реализацию программы «Аполлон» основывают своё мнение на таких же «фактах» и «доказательствах». Более того, если когда-нибудь с Луны доставят и представят мировой общественности  реальные артефакты пребывания человека на Луне на рубеже 60 — 70 годов ХХ века, эти люди скажут, что всё сфабриковано и подделано на Земле, в «секретных» слесарных мастерских НАСА, где-нибудь в бункере под «Луна-парком» на Кони Айленде в Нью-Йорке.