Блок. За горами, за лесами... Прочтение

Виталий Литвин
«За горами, за лесами…»





 
                За горами, за лесами,
                За дорогами пыльными,
                За холмами могильными —
                Под другими цветешь небесами…
 
                И когда забелеет гора,
                Дол оденется зеленью вешнею,
                Вспоминаю с печалью нездешнею
                Всё былое мое, как вчера…
 
                В снах печальных тебя узнаю
                И сжимаю руками моими
                Чародейную руку твою,
                Повторяя далекое имя.
                30 сентября 1915





Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     По свидетельству В.П. Веригиной, стих. относится к Л.Д. Блок (Воспоминания, 2. с. 483).
     »

     Л.Д. Блок в те дни находилась на австрийском фронте – медсестрой. Отсюда ссылка на “горы” – Карпаты, на “могильные холмы” и “другие небеса”. Но, как всегда у Блока, биография –  это всего лишь приглашающая улыбка Музы, а дальше…

    – «И когда забелеет гора, // Дол оденется зеленью вешнею…» –   “гора” –  в этой строчке гора – та самая, из юности, “туманная и зубчатая”, которая:

                «      …И сны встают в земной дали.
               
                И вижу в снах твой образ, твой, прекрасный,
                Каким он был до ночи злой и страстной,
                Каким являлся мне. Смотри:

                Всё та же ты, какой цвела когда-то,
                Там, над горой туманной и зубчатой,
                В лучах немеркнущей зари.
                1 августа 1908»

     …“забелеет” – скорее всего, оденется весенними цветами садов.
     Ср. из пьесы «Песнь судьбы»:
     «Северный апрель – Вербная Суббота. На холме -- белый дом Германа, окруженный молодым садом, сияет под весенним закатом, охватившим все небо. Большое окно в комнате Елены открыто в сад, под капель. Дорожка спускается от калитки и вьется под холмом, среди кустов и молодых березок.»

     Ср. «ЧЕРНОВИКИ ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОЭМЫ "ВОЗМЕЗДИЕ", ЧЕРНОВИКИ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВТОРОЙ  ГЛАВЫ»:
     «
     Пропадая на целые дни – до заката, он очерчивает все большие и большие круги вокруг родной усадьбы…
     …вдруг – дорожка в лесу, он сворачивает, заставляя лошадь перепрыгнуть через канаву, за сыростью и мраком виден новый просвет, он выезжает на поляну, перед ним открывается новая необъятная незнакомая даль, а сбоку – фруктовый сад.
Розовая девушка, лепестки яблони.
     »

     И вот варианты строки из черновиков:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
Черновой набросок в ЗК45  [Записная книжка №45]:
                И когда засинеет гора,
Варианты ЧА ЗК48 [Черновые автографы Записной книжки №48]:
                И когда зеленеет весна,<>
                Холм оденется зеленью вешнею,
     »

     – «В снах печальных тебя узнаю // И сжимаю руками моими // Чародейную руку твою…» – то есть руку “чародейную” он сжимает – “во снах”. Где она - выглядит несколько по-иному, но ему это не помеха.
     И не стоит рассматривать “чародейство” обладательницы руки как метафору. Конечно, Любочка постоянно твердила Блоку: «меньше мистики!», но сама, когда ей это было надо…
     Вот лето 1898 года. Боблово. Блоку 18 лет, ей – 16:               
     «
    В первые два-три приезда выходило так, что Блок больше обращал внимания на Лиду и Юлию Кузьмину. Они умели ловко болтать и легко кокетничать, и без труда попали в тон, который он вносил в разговор. Обе очень хорошенькие и веселые, они вызывали мою зависть... Я была очень неумела в болтовне и в ту пору была в отчаянии от своей наружности. С ревности и началось.
       Что было мне нужно? Почему мне захотелось внимания человека, который мне вовсе не нравился и был мне далек, которого я в то время считала пустым фатом, стоящего по развитию ниже нас, умных и начитанных девушек? Чувственность моя еще совсем не проснулась: поцелуи, объятья – это было где-то далеко-далеко и нереально. Что меня не столько тянуло, сколько толкало к Блоку... "Но то звезды веленье", сказала бы Леонор у Кальдерона. Да, эта точка зрения могла бы выдержать самую свирепую критику, потому что в плане "звезды" все пойдет потом как по маслу: такие совпадения, такие удачи в безнаказанности самых смелых встреч среди бела дня - что и не выдумаешь.
     …Так или иначе, "звезда" или не "звезда", очень скоро я стала ревновать и всеми внутренними своими "флюидами" притягивать внимание Блока к себе. С внешней стороны я, по-видимому, была крайне сдержанна и холодна – Блок всегда это потом и говорил мне и писал [его термин: “всегдашняя суровость ”]. Но внутренняя активность моя не пропала даром, и опять-таки очень скоро я стала уже с испугом замечать, что Блок, да, положительно, перешел ко мне, и уже это он окружает меня кольцом внимания.
     »  Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе.»

     И Блок тоже о “чародейственности” Любочки в самом начале своего трехкнижия рассказывал.  Хотя ту главу – стихотворение, как шел за нею, о том, куда она его привела – он “запечатал” – в книгу не пустил. Но хоть не уничтожил, не сжег, как многие свои записные книжки:

                «Пять изгибов сокровенных…
               
                …Пять стенаний сокровенных,
                Но ужасней – средний храм –
                Меж десяткой и девяткой,
                С черной, выспренней загадкой,
                С воскуреньями богам.
                10 марта 1901»

     Это описание того, как сразу после явления «Души Мира» («В конце января и начале февраля… явно является Она.») “чародейка” – юная ведьма то есть, смимикрировав под Неё, («Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным» – из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого) завела его на свое родное языческое капище, завлекла к своей богине.

     В рамках продолжающегося сюжета…

«Есть времена, есть дни, когда…» – предчувствие страсти;
«Я вижу блеск, забытый мной…» – он увидел ее на балу;
«Ты говоришь, что я дремлю…» – они уже разговаривают;
«Ваш взгляд – его мне подстеречь…» – она, кокетничая, отвернулась;
«Натянулись гитарные струны…» – он обернулся к  сцене;
«Ты – буйный зов рогов призывных…» – он рефлектирует  по её поводу;
«Как день, светла, но непонятна…» – она, дразнит  “поэта” и, забавляясь, морочит тому голову;
«Петербургские сумерки снежные…» – ее внутренние метания;
«Смычок запел. И облак душный…» – она принимает его любовь;
«Ты жил один! Друзей ты не искал…» – его охлаждение; 
«Превратила всё в шутку сначала…» – расставание;
«Та жизнь прошла…» – любовь уже только в воспоминаниях;
«Была ты всех ярче, верней и прелестней…» – стих на прощание;
«Разлетясь по всему небосклону…» – возвращение к мадонне;
«Он занесен – сей жезл железный…»  – …которая указует ему путь из окружающего его ада;
«Пусть я и жил, не любя…» – “ты” (первая любовь) – это единственное истинное, в противовес всяким другим “суетливым” нежностям;
«Протекли за годами года…» –   а “ты” его и не любила;
Исходное – но “я” – все равно тоскует по “тебе”.