Элитная группа весной 42 года. Часть первая

Андрей Грачев 2
III группа JG52 в мае 42 года действовала в небе Крыма, а затем в небе Харькова, куда она была переброшена в спешном порядке. Группа эта была на тот момент прямо-таки переполнена экспертами, которые соревновались друг с другом. Лидировал лейтенант Герхард Кёппен из 7 отряда. За ним "гнался" лейтенант Герман Граф из 9 отряда, чуть отставал фельдфебель Леопольд Штайнбатц из того же отряда, а также лейтенант Адольф Дикфельд из 8 отряда. Далее шёл фельдфебель Фридрих Ваховяк, тоже из 8 отряда. Помимо этих грандов, в группе было много асов помельче, многие из которых позже тоже вошли в число лучших экспертов: например, Цвернеманн, Даммерс, Гриславски, а также тех, кому войти в число экспертов не удалось, например Зюсс, Эмбергер, Брюкманн. Командовал этим элитным коллективом хауптман Хубертус фон Бонин, который был хороший ас-практик, но сам не особо гнался за количеством побед.

Мы попробуем в наших статьях сверить, насколько успехи пилотов группы отражали реальность. Прежде чем мы начнём наш рассказ, мы должны заметить, что этот дух соперничества в III группе был всегда. Был ли он нездоровым? Тот, кто читал наши статьи про бои в небе Запорожья осенью 43 года, может сделать вывод, что, скорее, это было хорошим стимулом для асов воевать успешно. Но на дворе стоял не 43 год, а весна 42 года. Дела для Рейха складывались успешно, победа казалась делом времени. И пилоты рассматривали эти бои не более, чем опасный спорт. Порой они забывали про то, что их тоже могут сбить, стараясь одержать очередные победы. Кто-то избежал неудач, а для некоторых эти бои окончились трагично. Об этом мы и расскажем. В 43 году асы действовали более осмотрительно и более искусно.

29 апреля асы группы оформили в небе Крыма 13 побед. Пять "Мигов" оформили около 12 часов пилоты 9 отряда. Около пяти часов три Яка (и-61) и два И-153 оформили летуны сразу всех трех отрядов. Кроме того, днем Граф сбил и-153, плюс в неустановленное время командир группы Бонин и служивший в то время в штабе Дикфельд заявили по Яку. При этом сами потеряли, по отчётам, всего один бф-109 из 8 отряда, якобы повреждённый всего на 20 процентов. Тем не менее, этот бф-109 был списан.

Реальность просто разительно отличается от отчётов немцев. В тот день в воздушных боях авиация Крымского Фронта потеряла только один и-153, плюс ещё один Як был подбит в бою. ВВС ЧФ обошлись без потерь. Вообще особой активности в небе не наблюдалось. В общем, немцы сильно соврамши в тот день. А ведь читатели помнят, что и в небе Киева вояки этой группы не отличались объективностью. Но тогда они только расксчивались и если и думали о рекордах, то в перспективе.

30 апреля было заявлено уже 20 побед. Один только Граф назаявлял 6 штук. Лидирующий Кёппен всего одну победу. 11 побед над истребителями было заявлено около 14 часов.  Ещё 5 около 16 часов.

Как бы немцы не пыжились, успехов в тот день они в реальности не имели. Советские истребители отразили все атаки бомбардировщиков немцев, все удары пришлись по мирным кварталам, погибло несколько мирных жителей. В свою очередь, был подбит один истребитель из состава JG77 и окончательно позже списан. В отличие от детища Бонина, пилоты "червовых тузов" или "алых сердец" (кто что видел) не стали оформлять липовые заявки: они этой болезнью тоже болели, но в форме облегчённой. Реальные потери составили один МиГ из состава ВВС КБФ, сбитый в районе Севастополя и, судя по всему, пилотами JG77, и один Як из состава КрымФ, сбитый уже летунами из 52 эскадры, которые, ничтоже сумняшеся, назаявляли 20 побед. Конечно, более всего преуспел во вранье Граф, который оформил полностью липовые заявки, просто потому что и-16 и и-153, которые он заявлял потерь не имели. Но, например, столь же странные заявки оформил тот же Дикфельд, которого вскоре понесло самым жесточайшим образом.

1 мая утром советские пилоты силами ВВС ЧФ и КрымФ нанесли ряд ударов по аэродромам противника. Частичный успех удалось достичь, на аэродроме Евпатория были не поправимо повреждены два ю-88 из LG1. Истребители немцев потерь не понесли, но и работали не так чтобы слишком успешно, но, во всяком случае, получше, чем в прошлые дни. В этот день в дело включилась и II группа JG77. Заявлено ей было 7 побед, целых три МиГа, например, заявил известный ас Эрнст-Вильгельм Райнерт. Также две победы заявил командир его отряда, выдающийся ас Хайнрих Зетц. Однако ребята из 52 эскадры заявили, конечно же, больше - 13 побед. "Наддал" Кёппен, чувствуя, что Граф дышит в спину. Он оформил 4 победы, в то время как Граф в тот день остался "сухим". Также 4 победы одержал ставший героем дня Альфред Гриславски.

Безвозвратных потерь ВВС ЧФ не имели, а ВВС КрымФ потеряли Як и МиГ. Плюс сильно повреждены и сели на брюхо и-16 и Ил-2. То есть на четыре реальные победы пришлось 20 заявок. Сбитые и-16 и МиГ совершенно определённо результат работы JG77, Ил, кажется, подбил Кёппен, окрестив как Су-2 (эти вояки в то время вечно путали данные самолеты). Як, вероятно, сбил Гриславски. Отметим, что советские пилоты скромно заявили сбитым один бф-109, который, однако, не подтверждается немецкими данными.

2 мая 5 побед заявили пилоты "червовых", а 52 эскадра оформила аж 25 побед. Все с интересом наблюдали за гонкой Графа и Кёппена. Кто первым в составе эскадры достигнет отметки в "сотку"? Граф, потерявший прошлый день впустую, активно наверстывал. Он оформил 7 заявок на победы. Но, увы, Кёппен не давал себя догнать, оформил 5 заявок. Он добился 84 победы, и было ясно, что при таких темпах он достигнет сотки примерно через неделю. На спали и другие: так, Штайнбатц заявил 6 побед. Как-то буксовал Дикфельд: всего одна победа. Потерь понесено истребителями не было, но был потерян Ю-88 из KG51, который благополучно списали на огонь ЗА над морем.

Как вы уже догадались, все эти заявки имели весьма мало отношения к реальности. В ходе боев было сбито несколько меньше самолётов, а именно всего два Яка из состава 45 иап, тяжело ранен лётчик Шурубов. Я думаю, можно оставить без комментариев события того дня.

3 мая произошёл довольно странный бой, описанный Бергстремом и Михайловым, в котором якобы был подбит Хайнрих Зетц. Однако, как кажется, дата была серьёзно спутана, так как в районе Севастополя никаких таких боев пилоты ВВС ЧФ не вели. Наверное, этому бою-фантому мы посвятим отдельную статью. Реально же 77 эскадра потеряла повреждённым в бою на 20% самолёт из 6 отряда. А вообще день был разгрузочный. 52 эскадра оформила всего четыре и-16, причём из заявителей серьёзным экспертом был только Граф, а 77 эскадра две "чайки" от Райнерта. Впрочем, реально в воздушных боях потерь понесено советскими пилотами в тот день вовсе не было. "Чайки" из 133 иап умудрились чуть не сбить одного из нападавших бф-109 из JG77, лётчик Анисимов нанёс ему существенные повреждения.

4 мая боев группа вовсе не вела, а 5 мая произошло нечто ужасное. А именно Кёппен, лидер группы по количеству побед, одержал 85 победу, а затем неудачно атаковал Пе-2, был сбит огнём стрелков и утонул в море. Учитывая, что в то время Пе-2 несли всего два ШКАСа сзади, и сектор обстрела был ограничен, надо было сильно умудриться, чтобы на бф-109 с его мощным вооружением так "налететь". Видать, Кёппен малость забыл про степень допустимого риска. Да и был ли он реально сильным асом? Всего группа заявила 9 побед. Граф теперь лишился основного и по сути единственного соперника. В числе отличившихся в тот день Графа не было. Пилоты JG52 ещё и плохо обороняли свои бомбардировщики, в итоге потерян был один ю-88 из LG1, экипаж взят в плен, и два хе-111 потеряла KG26, экипажи остались живы. Поработал 247 иап, который, правда, потерял два Яка в бою. Как кажется, эти победы одержали Цвернеманн и Кёппен, то есть последняя победа аса подтверждается, хотя в целом он, конечно, не блистал объективностью. Прочие победы, в частности по две заявки оформили Штайнбатц и Дикфельд, подтверждения не имеют.

6 числа пилоты обошлись без побед, а 7 числа заявку оформил Граф - на МиГ. Кроме того, в тот день заявку на и-153 оформил Йоханн Бадум из 6 отряда 77 эскадры. Лучше всего отработали пилоты появившейся здесь I группы JG77, заявив 12 побед - что называется, соскучились по боям. По 4 победы одержали Гюнтер Ханнак и Фридрих Гайссхардт. В реальности же было сбито два Яка из состава 45 иап, которые и сбили пилоты I группы. Сами они тоже потеряли тяжело повреждённым один самолёт.

8 числа начались реально жестокие бои в небе Крыма. Всё, что было до этого, было просто стычками. Но теперь немцам пришлось воевать уже не на бумаге, а в реальности. Сюда стали перебрасывать новые части. В данном районе оказалась II группа JG52. Также сюда была переброшена I группа JG3. Сказать, что обе группы произвели фурор, нельзя. III группа оформила победу над Мигом, причём сделал это её командир Георг Михалек, и потеряла один самолет, правда не в бою. II группа вообще потеряла трех пилотов и 6 самолётов. Удалось отличиться в ответ всего два раза, сделали это командиры двух отрядов - Рудольф Реш и Зигфрид Симш, сбили Ил и МиГ. 6 побед оформила I группа JG77, потеряв один истребитель. II группа JG77 потеряла два самолета и, судя по всему, как раз в этот день был подбит в бою знаменитый ас Хайнрих Зетц. Заявлено было 19 побед. И, как водится, лучше всего сработала III группа JG52. Из всех групп она была единственной, кто обошлась без потерь. Заявила же 47 побед!

Прорвало Дикфельда - видимо, ас решил стать хотя бы вторым после Графа, так как вдруг оформил 11 побед. Вероятнее всего, на тот момент это был немецкий рекорд для одного дня. Увы, подробностей этих побед нам неизвестно. Граф сработал чуть скромнее - отличился 8 раз. 7 побед оформил Штайнбатц. И уж совсем неожиданно выстрелил лейтенант Фридрих Брюккманн, который служил в одном отряде со Штайнбатцем. Этот ас отличился 6 раз. В общем, прямо праздник результативности. А всего немцы заявили здесь 65 побед, потеряв 10 истребителей по разным причинам. Стоит, однако, заметить, что ещё 5 бф-109 потеряла штурмовая эскадра SchlG1 (в тот период, за неимением лучшего, как штурмовики использовались устаревшие бф-109Е), плюс серьёзные потери понесли бомбардировщики, в частности сбит был командир 1 отряда KG54 Франц Шмидтманн в воздушном бою, получил серьезное ранение.

Советские пилоты оценили ущерб врага в 15 сбитых бф-109, два ю-87 и три ю-88, иными словами практически точно. В свою очередь, действительно были понесены большие потери. В воздушных боях сбито 6 Яков, 4 и-16, 7 и-153,  5 илов и один допотопный и-15бис.

Конечно, точно определить, кто кого сбил, трудно, но, как минимум, есть данные о потерях в бою около рано утром двух и-153 из состава 45 иап, явно сбитых пилотами JG77. Также все пять "Илов" сбиты отнюдь не пилотами III группы. Ну и в целом, если смотреть по репутации, вряд ли ошибочны заявки, к примеру, Хакля, Михалека, Симша, да и других пилотов JG77. В общем, реально из всего этого вороха заявок подтверждается, скорее всего, не более 5-6.

Поскольку данных по потерям советских ВВС в Крыму 9-12 числа у нас маловато, то этот период мы подробно не будем рассматривать, к тому же группа работала не так, чтобы очень уж результативно. Зато потеряла три своих самолета. А в целом, подводя итоги её действий в небе Крыма, мы видим, что ничего особенного она там не показывала, и все рекорды её асов были на самом деле пшиком. Завышение достигало каких-то астрономических цифр. Бонин, командир группы, чувствуется был не в силах как-то бороться с этим. Сам он не страдал этой болезнью, но и вылечить её не мог. Заявки асам подтверждались без всякой проверки. Дела шли на фронте успешно, командование было довольно и могло сквозь пальцы смотреть на эту ложь. Добавим, что Советская авиация достойно себя показала в ходе этих боев.