Шедевры Эрмитажа. Малахитовая ротонда

Серж Пьетро
   Прекрасно всё, что создали для Эрмитажа
Талантливейшие мастера!
Они для этого трудились день и нчь -  с утра и до утра!
Шедевры ими созданы великолепно и величественно-мудро!

_______________
   Желая добиться расположения Николая I, Демидов решил преподнести ему подарок.
С этой целью он сделал исключительно дорогостоящий заказ на изготовление ротонды лучшим европейским мастерам, включая парижскую фирму П.Ф. Томира.
Уральский магнат предполагал, что Николай I установит ротонду в качестве беседки в одном из своих дворцовых парков.
  Однако русский царь, узнав об этом намерении, заметил в узком кругу:
"С чего он взял, что я войду в эту клетку?»
Тем не менее император от подарка не отказался и принял ротонду как должное.
Стоимость её по тем временам превышала два миллиона рублей.
Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже.
   Показанная на выставке в Париже ротонда вызвала всеобщее восхищение, хотя до сих пор непонятно, почему Николай I не использовал её по назначению, а отправил на склад дворцового инвентаря.
  Возможно, царя покоробило панибратское обращение к нему Демидова, назвавшегося князем, которым он фактически никогда не был, а титул купил у своего промотавшегося приятеля-итальянца. По этому поводу император высказался весьма язвительно:
«Пусть он (А. Демидов) только там князем и остается».
   Вплоть до 1862 года ротонда хранилась на складе, а позже Александр I подарил «малахитовую сень» (как назвали этот шедевр) Свято-Троицкому собору Александрр-Невской лавры. Здесь она использовалась в качестве царского места. Во время богослужений император находился в ротонде под малиновым бархатным балдахином, украшенным двуглавым орлом.
    Через 90 лет (в 1952 году) советские власти передали ротонду Эрмитажу.