Размышления по фотографии

Александр Щербаков 5
Эту небольшую заметку я решил написать, увидев в своем архиве фотографию, которую поставил в заставку. На ней я на семинарском занятии по организации здравоохранения в годы учебы в Хабаровском медицинском институте.  Почему по организации, можете задать вопрос, а не по другому предмету? Да просто есть таблицы за моей спиной, на которых цифры, говорящие специалисту об этом.  Уровень рождаемости именно по организации здравоохранения показывают, как и другие статистические данные.

Причем по выражению моего лица видно, что я не просто отвечаю на заданный мне вопрос, а даю какие-то пояснения своим сокурсникам из нашей 7-й группы. Я помню это занятие, не часто тебя на них фотографируют. Знаю и фамилию ассистента, ей сообщила мне дочь, которая живет в США. Она увидел свою маму на моей фотографии на сайте «Одноклассники» и написала мне в комментариях.

Организацию здравоохранения мы изучали на старших курсах, точно не помню, по-моему, на шестом. К этому времени мы уже много что знали и по терапии, и по хирургии, и по другим болезням, наиболее распространенным у человечества. У большинства было понятие, что вот лечить эти болезни мы и должны будем всю жизнь.  А тут какая-то организация здравоохранения, даже заведующий кафедры самодур. Не зря у него такая фамилию – Палкин. Нам было невдомек, что он таким строгим был с нами потому, что многие студенты так и считали, что организация здравоохранения не нужна врачам всех специальностей, и старался втолковать с наши тупые головы, что организация здравоохранения и социальная гигиена - это очень важно, и надо танцевать именно от этих знаний, когда лечишь больного.

Я уже писал, что в медицину попал совершенно случайно. Когда завершилось моей школьное образование, и на руках был аттестат зрелости, передо мной открылись все дороги. Я уже писал, что у меня были определенные способности к рисования и к лепке скульптур, но подать документы в знаменитое Суриковское училище я не мог, так как не имел документа о прохождении курсов или кружка  в том же Доме пионеров по рисованию или скульптуре. Ну какой кружок и тем  более Дом пионеров далеком северном поселке? Поэтому на выбор было 4 высших учебных заведения в краевом центре – Хабаровске, который я не хотел покидать – педагогический, политехнический, инженеров железнодорожного транспорта и медицинский институты. Как чемпиона района по легкой атлетике меня с руками-ногами взяли бы на факультет физвоспитания  в педагогический институт, да и на любую другую специальность  в этом институте я мог поступить с легкостью, ведь у меня в аттестате зрелости было всего 3 «четверки», а остальные «отлично», да и парней в пединститут принимали охотно (их проще послать после института работать в Тмуторокань, чем девушку, которая может выйти замуж и останется в городе). Но мои родители были учителя и отсоветовали мне поступать в педагогический институт, зная мои наклонности и способности.  В технические вузы я поступать не хотел, не тянуло мне ко всяким железкам. Оставался один медицинский институт. Перед сдачей документов одноклассник моего дяди Володи, который всего на год старше меня, провел тест на профпригодность к медицине – повел в анатомку, где работал санитаром.  Володе стало плохо от запаха формалина и вида трупов без рук без ног, а я ничего, достойно прошел этот тест и Юра Дудник, тот самый санитар, благословил меня поступать в медицинский институт.

Но я так до конца учебы в институте не определился, каким специалистом хочу стать. Слышать ухом через стетоскоп всякие хрипы или шумы я не научился, единственную операцию собачке по наложению анастомоза сделал, но желания продолжать эти тонкие операции не возникло. Наш преподаватель по хирургии на 6 курсе Григорий Хвостиков советовал идти в три профессии - в дерматологию, в чумологи, и в лепрологи. Объяснял это тем, что излечиваемости от кожных болезней нет, но зато и смертности тоже. И чумы в нашей стране нет, а чумологи получаю проценты за вредность. Тоже самое с лепрологами. Правда, заболеть проказой можно, но только уже в пожилом возрасте. Но никто в нашей группе не последовал этому совету.  Так что направление на военную службу врачом вместо какой-нибудь деревни было для меня спасением.  А потом я нашел ту специальность, к которой у меня оказались способности. Но я забежал далеко вперед.

Не знаю почему, но я понял сразу, что за сухими цифрами в таблицах кроется намного большее, чем начинающим врачам кажется.  Поэтому и говорил что-то подобное своим сокурсникам на том семинарском занятии. И я оказался прав.  Все намного сложнее и даже интереснее, чем каждый день слушать хрипы у больных или удалять аппендициты. Там ты принадлежишь сам себе, если ошибся, сам виноват. А у организатора в подчинении много врачей и за всех ты в ответе. Конечно, не напрямую, а косвенно.

Ступенькой к настоящей организации здравоохранения является должность заведующего отделением.  У тебя в подчинении несколько врачей, ты за них отвечаешь. Но и за всех больных, что лежат в твоем отделении, тоже. А также за весь медицинский персонал в отделении – медсестер, санитарок. Отвечаешь за снабжение лекарствами, инструментом, инвентарем, чистыми простынями на постелях больных, своевременное устранение неполадок, отопление, водоснабжение и еще много чего. Нет, ты не достаешь это все сам, но выбиваешь у тех людей, что недостаточно хорошо выполняют свои функциональные обязанности. И таких моих коллег, ставших заведующий в процессе своей трудовой деятельности из нашей 7-й группы, я могу назвать поименно. Это и наш староста Володя Мотора, заведовавший торакальным отделением в краевой  больнице, Лариса Короткова (в девичестве Гуськова) и Людмила Лупачева (Левшина) заведовали отделениями в больницах Подмосковья.  А вот Алла Подберезко стала заведующей женской консультацией в Сибири. Не знаю точно, может была главным врачом, если это было самостоятельное лечебное учреждение.  Ольга Васильева (Романенко) забралась по карьерной лестнице повыше. Стала заместителем главного врача краевого противотуберкулезного диспансера. А Сережа Куракин долгие годы был врачом санатория «Уссури» под Хабаровском, известной на весь Дальний Восток здравницы в советское время. А ваш покорный слуга, т.е. я, был первым заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома, а потом администрации края в постсоветское время. А это уже чистые должности организаторов здравоохранения. До этого успел побывать рядовым врачом, и заведующим отделением, и главным специалистом края по выбранной мной профессии – рентгенологии.

Но все это будет намного позже, чем то время, когда была сделана фотография. Кстати, её сделал Сережа Куракин, который был внештатным фотографом нашего института, и большинство моих студенческих фотографий – дело его рук. Он на пенсии, живет на Бычихе, где построил себе коттедж. Мы с ним до сих пор на связи, как с Ларисой, Ольгой и Людмилой, о которых я написал.

На ум пришло еще одно воспоминание, связанное с организацией здравоохранения. Набор в медицинский институт в 1965 году, когда я поступил, коренным образом отличался о всех предыдущих. Тогда в институт брали примерно 70% из тех абитуриентов, кто имел стаж работы, не обязательно в медицине. А 30% были выпускники средних школ. А на нашем курсе процентное соотношение было обратным – около 70% были вчерашние школьники. Группы на нашем лечебном факультете формировали таким образом, чтобы «стажники»  были в одной, в «школьники» в другой. Но на экзаменах мы частенько пересекались.

Не знаю, в какой группе был бывший рентгенолаборант Миша Семейкин, намного старше меня, видимо, поступал на границе возраста для студента-очника – 35 лет, но с ним мы сдавали в один день два экзамена на разных курсах. Первый по кожным и венерическим болезням. Там у заведующей кафедрой Евдокии Коновны Богдановой он получил «неуд», а вот по организации здравоохранения сумел выкрутиться.  Вот как это произошло.

Мы с ним встретились перед дверью в аудиторию, где принимали экзамены. Слава богу, у нас их принимал не Палкин, а вот фамилию экзаменатора память не удержала.  Он  был из молодых ассистентов. Видимо,  Миша не чурался выпить по случаю, и когда дыхнул на меня, я понял, что он накануне хорошо «набрался» и до сих есть, как писали в заключениях, у него  явления предшествующего опьянения.  Я подумал, как он будет сдавать экзамен, но минут через 10 сам все увидел.

 Я должен был отвечать за Мишей. Когда он сел к экзаменатору и стал отвечать, то делал это излишне громко.  А когда преподаватель исправил его ошибку, Миша навалился на стол и начал что-то доказывать. Видимо, до экзаменатора дошло амбре из-зо рта Миши, и он подальше отодвинулся от стола. Но Миша  вошел в раж и чуть не кричал, споря с преподавателем, еще довольно молодым человеком. Тот, видимо, испугался, что так и до рукоприкладства может дойти, поставил Семейкину тройку и отпустил.

В завершении своего повествования хочу привести копии комментариев на сайте «Одноклассники», когда я разместил там эту фотографию. Первой откликнулась моя землячка и коллега Валентина Эртель, она написала:

«А "отчитывается" Александр перед моей сокурсницей Людмилой Константиновной Номероцкой (умерла в 2014 году в 73 года).»

Я ответил вот так:

«На меня вышла её дочь, которая живет в США. Поблагодарила за эту фотографию, которой у её матери не было. Сейчас мы с ней дружим.»

Валентина Эртель написала:

«Я Риту хорошо знаю (с ее мамой мы были в дружеских отношениях долгое время. А Рита  у меня и  в группе была).Она повторяет "маршрут" своего брата-физика, будучи замужем за... тоже физиком (из Новосибирского Академгородка)».

Затем в наш диалог включились дочь, Маргарита Номероцкая. Она написала:

«Спасибо, Александр, очень приятно увидеть эту фотографию вновь».

А затем к нашему разговору подключилась «тяжелая» артиллерия, бывший главный врач краевого кожно-венерологического диспансера, врач высшей категории, заслуженный врач России Михаил Поляченко:

«САША! Это видимо у профессора Палкина  Бориса Николаевича на кафедре моего почитаемого учителя ещё со студенческой скамьи в Благовещенске, а потом уже в аспирантуре по ОЗД и социальной гигиене в Хабаровском мединституте! Крутой был преподаватель, а уж его жена Данюк и того больше! Но я его всегда вспоминаю только добрыми словами за любовь к своему предмету, обширные энциклопедические, по сути, знания,  требовательность и глубокую порядочность!»

На что я ответил Поляченко:

«Да, Миша, у Палкина на кафедре. Не знал, что организация играет такую большую роль в медицине, пока был студентом.»

Наш диалог с Мишей продолжился, он написал:

«Он в этом плане очень повлиял на моё отношение к работе и именно благодаря нашему многолетнему общению  я и стал, в принципе, организатором здравоохранения. Конечно, сочетая эту очень важную сферу деятельности с лечебной работой! И одно не мешало другому а по-моему,  только дополняло! Да ты и сам это прекрасно понимаешь, отдав долгие годы  этой сложной работе на более высоком уровне руководства!»

Я написал Поляченко:

«Да, я стал понимать премудрости организации здравоохранения, когда стал парторгом больницы № 11, и у меня был хороший наставник в этом - Бацунова Екатерина Даниловна. Не теоретик, а практик организации здравоохранения.»

Привожу ответ Михаила Поляченко:

«Да, я Екатерину Даниловну хорошо помню по руководству крупного комплекса больнично-поликлинического в Индустриальном районе города Хабаровска! Из этого Объединения вышло много в дальнейшем с ее непосредственной помощью организаторов,  умелых руководителей самого высокого ранга! А помощь, которую этот коллектив оказывал, являясь к тому же и клинической базой кафедр мединститута, была очень обширной и высокопрофессиональной,  охватывала огромную часть населения краевого центра! И специалисты, работающие в ней, имели огромный авторитет среди коллег, а главное, у населения и на ее базе лечились даже многие руководители самого высокого краевого ранга, а  уж их то не проведёшь, они разбираются, где лучше  лечиться,  потому что тогда без всякого патриотизма за границу просто не принято было летать и приходилось доверять местным докторам и всё почему то получалось ЛЕГЕ АРТИС!!"!

Все это вспомнилось мне, когда я увидел эту фотографию. Вспомнилось с ностальгией, и беззаботные студенческие годы, жизнь в общежитии, зародившаяся на всю жизнь дружба с Сережей Куракиным и Борей Шевцовым, который до сих пор работает заведующим инфарктным отделением краевой больницы, врач высшей категории, кандидат медицинский наук, заслуженный врач России, главный кардиолог Дальневосточного федерального округа.  Я всем своим сокурсниками передаю привет и наилучшие пожелания. Будем жить, дорогие мои!