Синтетическая картина Мира. Тезисы Карл Дюпрель

Владимир Сукосян
Синтетическая картина Мира. Тезисы
Карл Дюпрель (1839 – 1899)
1. Значение сна

Для материалиста только и существует чувственная видимость, он считает глаз непогрешимым зеркалом явлений. Каков мир в нашем мозгу, таков он и на самом деле, а потому для него решение мировой загадки обретается на пути исследования объектов. Материализм исходит из предположения, что все действительное может быть воспринято чувствами. Но. Магнетизм и электричество ускользают от нашего чувственного восприятия. Мир представляет неразрешенную задачу, потому что воспринимаемое и действительное не покрывают друг друга.

Всю природу мы познаем не иначе, как через наше сознание. Мы не познаем никакого другого бытия, кроме представляемого нам сознанием.
Сознание есть нечто первичное и реальное, материя же есть только вторичный феномен, вся реальность которого держится на сознании, и если бы изменилась способность нашего восприятия, то изменился бы и весь мир, существующий в нашем представлении.

*
Необходимо наметить тот путь эмпирического исследования жизни человека во сне, на котором наука только и может собрать жатву. При этом окажется, что сновидение не только не лишено научного значения вообще, но что оно имеет особенное, только ему и принадлежащее научное значение и что оно восполняет такой пробел, который не может быть восполнен анализом сознания человека, находящегося в состоянии бодрствования. 

Сновидение представляет собой луч света, озаряющий до некоторой степени мрак, окутывающий загадку о человеке. Во время сновидения обнаруживаются другие силы человеческой души и другие отношения ее ко вселенной, чем во время бодрствования, и потому исследователи, низводящие сновидение на степень одной из глав физиологии, добровольно осуждают себя на пребывание во мраке. Целая треть человеческой жизни совсем не оценена, и это несправедливо тем более, что физиология жизни не дает полного понимания мира явлений, представляемого жизнью человека во сне.

 Решение вопроса о том, что такое душа, требует, очевидно, предварительного исследования вопроса о том, тождественны ли между собой сознание и душа. А последний-то вопрос и решается отрицательно сновидением.

Мозг относится к сновидению не активно, а пассивно, то есть, - он не образует сновидений, но они вступают в него из области бессознательного.
Если мы имеем два сознания, то мы можем прийти к определению человека не иначе, как путем исследования их обоих, и допущение, что во время сновидения человеческая душа обладает другими способностями и находится в других отношениях ко вселенной, чем во время бодрствования, является логически возможным.

 Далее. Ясно уже наперед, что мы можем переходить последовательно от одного состояния сознания к другому, что и бывает при чередовании сна и бодрствования.
Сознание, обнаруживающее свою деятельность во время сновидения, должно существовать потенциально и во время бодрствования и наоборот: сознание, присущее бодрствованию, существует потенциально же и во время сновидения, подобно тому, как свет неподвижных звезд существует невидимо для нас и тогда, когда светит солнце, но делается видимым только с заходом его.

Если существует трансцендентальное я, то мы только одной ногой стоим в мире явлений. Но вместе с этим делается ясным, почему отношения человека к миру явлений, обнимаемых самосознанием, не могут дать нам решения загадки о человеке. К этому решению мы могли бы прийти только в таком случае, если бы увидели и другую сторону нашего существа.

Таким образом, в явлении чередования сна и бодрствования мы имеем тождество субъекта и различие лиц. Значит, мы одновременно граждане двух миров, и то обстоятельство, что эта одновременность представляется нам в виде последовательности, основывается только на периодическом скрытии одного из сознаний.
Тогда вопрос этот явится в такой форме: существует ли всеобъемлющий мировой субъект, драматически распадающийся в пространстве и во времени на миллионы солнц и миллиарды существ?