Это город Ленинград

Попов Федор Алексеевич
      
                ЭТО – ГОРОД ЛЕНИНГРАД 
В школьные годы мое знакомство с далекими от наших мест городами ограничивалось сведениями, почерпнутыми частично из школьных учебников, но в основном – из художественной литературы. При этом г. Ленинград среди этих городов занимал особое, почетное место. Да и как могло быть иначе? Город – колыбель революции, город  Петра  Великого, город-порт,  город  писателей, поэтов и художников, Город Герой, город надежд и свершений многих и многих наших соотечественников. При этом Ленинград был единственным городом, о людях которого  иногда мне рассказывала мама, с теплотой, сочувствием и восхищением.

Для нее, безграмотной сельской женщины,  знакомство с этим городом состоялось  через одну из его жительниц, эвакуированной вместе с малолетней дочерью  в годы войны из блокадного Ленинграда. Их приютила наша семья, помогла восстановить здоровье и силы, кормила, одевала и обогревала.  В основном, конечно, заботами и силами мамы. Со временем наши постоялицы вернулись к себе домой  и еще какое-то время в наш дом почтальон приносил письма от них, но со временем эта переписка прекратилось. Отчасти, скорее всего, потому, что мама писать не умела, а душевные письма, если сам не можешь, никто за тебя правильно не напишет. Но в памяти мама этих людей сохранила и мне эту память передала.   

Впервые побывать в Ленинграде мне случилось  только после окончания университета, в  годы работы в Бийске в НПО «Алтай». Это была обычная служебная командировка, но отправлялся я в нее  с особенным нетерпением и ожиданиями встречи с легендарным городом.  Здесь необходимо отметить, что мое знакомство с  городами после окончания школы  было обусловлено или особенностями обучения в ВУЗе, или потребностями моей последующей работы. И представления о каждом из городов складывались, в основном, не на основе знакомства с их лицевыми, парадными составляющими, а на основе общений с преподавателями ВУЗов,   со специалистами  ВЦ и НИИ, работниками гостиниц, аэропортов и вокзалов.  Все это, конечно, с учетом впечатлений от доступных рядовому командированному сервисов и услуг. Естественно, самым посещаемым городом была столица нашей Родины, г. Москва. Ездить туда приходилось часто, но поездки эти всегда были напряженными и связаны со множеством неудобств и негативных впечатлений как от работы, так и от непрерывной суеты московской жизни.

От Ленинграда я ожидал другого, и не ошибся.  В самолете Барнаул-Ленинград  рядом со мной сидела женщина, прилетавшая на Алтай навестить друзей, в семье которых они с ее мамой жили в эвакуации из Ленинграда в годы войны.  Она рассказала мне свою историю, до боли знакомую по истории наших ленинградских постояльцев,  с той лишь разницей, что жили они в другой деревне и у других людей.  А возникшие тогда близкие отношения им удалось сохранить и на последующие годы.   Она же и поведала мне, что многие ленинградцы  считают Алтай своей второй Родиной  и  всегда рады гостям из наших краев. Вот с таким позитивом в настроении я и оказался в Пулково.

Добравшись до города, первым делом я отправился в институт, где была разработана первая русскоязычная система программирования, знакомство с которой и было целью моей командировки.  Получил направление в гостиницу, расположенную где-то на окраине, но для начала решил прогуляться по набережной Невы, по Невскому проспекту.  Очень хотелось посмотреть на то место, где когда-то стоял ОН, дум великих полн,  и вдаль глядел. Конечно, интересно было посмотреть на Исаакиевский собор, на Медного Всадника и на прочие достопримечательности, но больше всего меня поразило во время прогулки то, что никто никуда не бежал, никакой суеты не наблюдалось, в отличие от Москвы.   

Прогулка затянулась до позднего вечера, до моей гостиницы добираться далеко, посмотрел по сторонам и увидел рядом гостиницу под названием АНГЛЕТЕР. Вспомнил, что здесь  когда-то ушел из жизни С. Есенин и решил познакомиться с ней поближе.   Вошел, прямо передо мной – дежурный плакатик с надписью СВОБОДНЫХ  МЕСТ НЕТ, за плакатиком – строгая женщина.  Вопросов ей я задавать не стал, сел на лавочку и приготовился просидеть на ней до утра. И вдруг  – Паспорт  давай! Перепугался, думаю, сейчас выгонит или еще что похуже будет, спрашиваю – Зачем? В ответ – А зачем ты сюда пришел? Поселиться хотел, отвечаю, а мест нет. В общем, отдал я ей паспорт, она его открыла, полистала – и вдруг передо мной не строгий администратор, а  просто женщина с приветливым улыбчивым лицом. Оказалось, что и она  когда-то была на Алтае в эвакуации и сохранила о нем самые лучшие впечатления.

Организовала она мне раскладушку в двухместном номере, где я в компании с двумя профсоюзными деятелями до конца командировки и прожил.
Позже я еще несколько раз был по делам в Ленинграде, а еще позже – в Санкт-Петербурге, но общее впечатление от города и его жителей всегда  оставалось   таким, каким оно сформировалось во время первой поездки. Даже в смутные 90-е годы.  Давно уже я не был в тех местах, жителей города, побывавших в эвакуации на Алтае осталось, скорее всего, совсем немного. Но хочется надеяться, что добрую память о наших краях  сохранили их дети и внуки.