Под покровом Св. Христофора. Улица Белого Воробья

Вадим Втюрин 2
               
                «... И ты споешь про свет в любимом окне,
                Про звезды, что в тишине над горизонтом горят
                И ты споешь, и тихо клены вздохнут,
                И вновь тебе подпоют ребята с нашего двора...»
               
                ЛЮБЭ ... из альбома «Песни о людях». Александр Шаганов
               

       Дешевая рамка , обрамляющая карандашный портрет , не пережила встречи с полом ... Она развалилась на две части ...и теперь, словно две деревянные кочерги ,  лежали  на полу   у моих ног .
  Этот  портрет мамы  был нарисован   давным давно  моим отцом  в качестве примера для меня , второклассника начальной школы номер два  , что находилась в начале Костинского шоссе , прямо у стены Борисо-Глебского монастыря ... Отец хотел объяснить мне ,что для создания хорошего рисунка совсем не нужно использовать целый ватманский лист ...
    У моих ног валялись две "деревянные кочерги " и ... отцовский рисунок  на пожелтевшем  с годами ватмане .
  - Потом склею , - подумал я   и , подняв рисунок , засунул его в стопку старых фотографий, доставшихся мне после смерти мамы ...
   - Тебе надо будет разобрать весь этот "архив" ,  - сказала негромко жена , увидев мои...довольно небрежные  действия , это не только память тебе , но и память нашим детям ... после моих родителей ничего  не осталось ...
    Мама ушла ... не дожив всего  два дня до моего шестидесятипятилетия ... Через год мне стукнет семьдесят ... А  сегодня , роясь в книжном шкафу , тщетно пытаясь найти собственные записки  ... я случайно наткнулся на "родительский архив"... Каково же было моё удивление , когда рассматривая рисунок отца , я перевернул " семейный артефакт"... На "спине"  красовался мой рисунок ... точнее , небольшой остаток от некогда "грандиозного полотна"... 
   Я , восьмилетний пацан , замахнулся на неподъёмное ... 
   Изображенные  детской рукой  земляной вал с надвратными постройками ... Архангельский собор , по моему замыслу , должeн был служить главным ориентиром  для изучения истории Города ... это было начало моей карты ...
    Если бы  мой план   воплотился в жизнь , то было бы возможно точно определить , где вместо сегодняшних бело-бетонных aйсбергов , находились дома купцов первой гильдии  Новосёлова  и Емельянова ... дом Милютиной , той самой графини , дочери графа Милютина Дмитрия Алексеевича , военного министра  ...  последнего генералa-фельдмаршала , в России .    Чтобы дом не разворовали ,  после известных октябрьских событий  , графиня безвозмездно предоставила нижний этаж под приют для беспризорных ...
    Можно было бы без труда  найти место  , где располагалась знаменитая  булочная купца Караулова...
  Увы... увидев рисунок отца , я не только бросил рисовать ... если можно так назвать мою мазню , но и забросил идею картофографических привязок на местности ...
  Прошло с тех пор  шестьдесят лет ... я хорошо помню  рассказы отца про Город и   его слова  , смысл которых сводился к простой истине ... « хорошее произведениe от формата не зависит ... »
    Я очень давно не был в Городе ... и отца давно уже нет в живых ...
  Если бы вы знали , как мне хочется задать ему наш пароль -вопрос -  "...Ты  видел Белого Воробья , он уже прилетел ? "
  Увидев рисунок отца , я  eщё раз ...  решился на безумный поступок , рассказать про Мой Город ... про Eго улицы , которых уже нет , про людей , живших до нас , и , конечно же , про улицу "Белого Воробья" ,  может быть , в этот раз и получится ...
 
                *******
   
    Город ...  Старый Город ... наверное ,  я бы мог назвать его родным , но ...  этого Города  больше не существует . Нет , oн существует , есть название , в пригородных кассах  Савёловского вокзала можно даже купить билет туда , но это не Тот Город ... Ну , как бы это вам объяснить ?... Это вроде    как замена собственных  зубов на протезные ... ровные , красивые .. .не болят , да вот только всё не то ... звук не тот и вкус не тот ... Потеряно всё ...
  Я не люблю этот , нынешний город ... он не мой .. .Современные "архитекторы-стоматологи"удалили всё "ненужное" , понавтыкали "чугунных идолищ", где надо и не надо ... А ко мне во снах приходит , тот Старый, мой Город Детства , хоть и прожил-то я в нём всего несколько лет .
   Сказать , что я любил Tот Город  , значит соврать ... Я его обожал...
   Только в Tот Город  , каждый год наведывалась "настоящая" Зима... сугробами вдоль всех улиц "по край забора", с "калёным" морозным воздухом , пронизанным вертикально стоящими столбами дымов из печных труб, с  щекочущим ноздри запахом сгоревших торфяных брикетов ...
   Их запах можно сравнить лишь  c запахом сухих листьев, сжигаемых  по осени  во всех дворах одновременно ...  Это как подарок Городу от красавицы Осени к Рождеству ... 
   А "настоящая" Весна ...
  Старый Город  словно превращался в купеческую лавку ... и не какого нибудь купчишки третьей гильдии ,"выбившегося" из среды "подлых людишек", а самого , что ни на есть , Купца Первой Гильдии с  "... размещенным в банке гарантированно-неприкосновенным ни при каких обстоятельствах ,  капиталом в десять тысяч полновесных рублей ... ".
   Весной Старый Город  , словно Купец , разворачивал перед покупателями свой лучший товар ... "невестины наряды" из цветущих яблонь и вишен ... Невероятной густоты , белые и бело-розовые , накидки-покрывала ... всего " за одну" ночь "развешивал" Город по своим крутым плечам-холмам...   

    Конечно ... в пылу "восхваления своего болота" можно , как говорят опытные ориентировщики ... и за "край карты уйти", отстаивая красоту родного "стойбища"... Mол , зима  c  весной и... у нас не хуже , а ты попробуй про осень ...
    А вот возьму и попробую ...
  " Настоящая" Осень входит в Город , осторожно ... Так входит  в игровую комнату  к расшалившимся детям  добрая , старая нянька ...
   Сначала почти незамечаемая , но её запах уже наполняет Город-Комнату ... Запах заготавливаемого хозяйками " царского варенья" из спелого берсеня ...  укропа в огуречных засолках  и ... антоновских яблок .
  Осторожно ... Осень-Нянька начинает омывать дождевой водой  Город ... и  Он постепенно успокаивается , остывая от летнего зноя ...
   Много забот у Осени...
   Внезапно к Ней приходит усталость ,  и тогда ,  Осень-Нянька стелит на мокрые лавочки в городском скверике  свой цветастый передник ... из листьев , чтобы первый снег мог ненадолго присесть...силёнок набраться... Снег , лёгший на сырую землю , Зиму не дождётся ... растает .

   Этот Город я любил... и всегда вспоминал ...Старый Купеческий Город...Город моего детства .

                *******   

    - Тёть ... а почему  тут только два прохода в валу , а на самом деле иx три ?
    - Мальчик , ты не видишь , что это только модель ...
    - Тёть ... а кто эту модель сделал ?
    - Не знаю ...
    - Тёть ...а почему вы не знаете ?  Вот когда я был с мамой в Ленинграде , то видел ... в Исаакиевском соборе  деревянную модель  ... Собор тоже , как и наш ... только снаружи церковь , а внутри-то музей . Так вот , там экскурсовод рассказал нам , что  деревянную модель собора   сделал Максим Салин ... простой крестьянин и  подарил её самому главному архитектору ... Монферpану , за что , этот Монферpан , подарил Максиму пятьсот рублей ... Почему  там экскурсовод знает , кто сделал модель , а вы тут и  не знаете ?
    - Мальчик , я не экскурсовод ... я просто сижу тут и ... слежу , что бы такие хулиганы , как ты , не поломали ничего в зале ...
    - Тёть ... значит , вы тут сидите и ничего не знаете ... Тёть ,  а вам не скучно ?
    - Мальчик , вот ты посмотрел модель , так и  ступай дальше  , смотри ... там много чего интересного ...
     -Тёть... я знаю  , что там дальше . Там курная изба и лодка-долблёнка из целого дуба , а еще ружья французские , слоновой костью инкрустированные ... а ещё иконостас резной , в котором сразу три иконы Христа ... Мой папа говорит , что так не должно быть , но так есть ... Я не первый раз в музей прихожу ... Мне это уже не интересно ... я про город хочу больше узнать ...
   - Мальчик , уж больно ты любопытный , слышал ... если много будешь знать,то скоро состаришься... шел бы ты...  к своему папе , раз он у тебя всё знает  . Хотя , постой , видишь  вон ту дверку ... ступай туда , там студент-ученый  из московского университета в старом хламе копается .. . у него спросишь  .Там книг видимо-невидимо ... и все не по нашему написаны ... по французски . И кто только это французский  придумал ... простому человеку , не понять , о чем пишут-то ...   Cтупай , мальчик , ступай ... только постучать не забудь в дверку-то , а то студент сердится очень , коль без стука ...

'
                ******* 
     - Пап , а почему улица Загорская , так называется ... она же до горы  , а не после ... значит  она должна быть ... Пeредгорской  или  Подгорская ?
    - Нет , сын ... эта улица ведет из нашего города в город Загорск .
   - Теперь понятно ... город Загорск - за горами от нас ... хотя , какие это горы , так горки , но кататься с них здоровcka ...  совсем нестрашно .
   - Нет  ,сын ...Загорск так называется  не потому ,что он за горами , а потому , что город назван  в честь убитого анархистами Владимира Загорского ...
   - Пап , а как тогда называлась эта улица  до того , как Загорского убили ?
    - Борисоглебская ...Tы  правильно заметил... она , как бы карабкается в гору от "Караваевской булочной" на углу Московской улицы  мимо двух этажного дома купца Емельянова ... Сейчас  там на первом этаже книжный магазин , а на втором -  библиотека ... Я слышал , что еще первый хозяин на втором этаже библиотеку организовал ... для города . Потом мимо домa графини Милютиной ... через её приусадебный участок  я тебя провожал в детсад ... иногда .
     Да что я тебе рассказываю ... ты это и сам знаешь .
   - Хорошо , а Костинское шоссе , по которому мы идём , почему так называется ? Kто  , такой Костин ... Это фамилия или  имя мальчика ?
    -Нет , сын ... Костино  - это село , которое принадлежало   Борисоглебскому монастырю ... вдоль стены которого мы сейчас идём ...
    - Пап  ,так это что же получается ... Улица Загорская  , начинается там , внизу на площади ... взбирается на гору , поворачивает  к монастырю и кончается ... а дальше уже Костинское шоссе ... Hи с того ни с сего ... раз  , и другая улица ... Да ?
    - Нет , сын ... раньше  тут у стен монастыря ,  был монастырский пруд , вот он и разделял дорогу на две части , а когда пруд засыпали , то дорогу и разделили ... от площади до монастырской стены стала Улица , а после Шоссе ...
    - Пап , как называлась раньше Кропоткинская Улица , на которой мой бывший детский сад и бабушка Ди живёт ? Бабушка Ди говорит , что она называлась Дворянской ...
    - Правильно, Дворянская ... Это была центральная улица города ... на ней жили купцы и дворяне... В  доме  предводителя  дворянства Михаила Олсуфьева , где сейчас располагается твой бывший детсад ... жил до самой своей смерти князь Кропоткин ... Вот в честь его и назвали улицу Кропоткинской ...  Kнязь-то  был не князь , а революционер ... создатель анархизма ...
    - Пап ... получается , что анархисты убили Загорского ... Из-за этого город Посад назвали – Загорск ...
   Значит , Владимир Загорский – наш , хороший ... а  анархисты враги и предатели ...
   А  как же их учитель , который князь-не князь  ...  Почему считают его  хорошим ,  и в честь его назвали самую центральную улицу ... Как  так ... почему ?
   - Похоже, сын,  что кто-то... плохо учился в школе...
  - Сын , ты меня про все городские улицы будешь спрачивать ... их много , они даже по слободам ...еще по « высочайше конфирмованному » закону  императрицы   Екатерины Великой , к слободам приписали , что бы не путаться ... целых шесть слобод получилось . Например  , улицы , про которые ты спрашиваешь , относились к Берёзовской слободе , самой большой из всех , а называлась она по имени ручья Березовец ... Усвоил ?  Так про все  улицы  или уже нет ?
    - Не , пап ... я,  правда  , не понял , что такое "высочайше конфирмованному", но сегодня еще про одну спрошу .. . а про остальные потом , в следующее воскресенье , когда  снова через город на рынок пойдём ... Я вот про эту улицу хотел спросить .... про улицу Лиры Никольской ... Кто такая Лира ...?  Эта улица раньше Безымянной называлась ... Безымянная , значит , никак не названная ... правильно , пап ?
   -И опять  ты ,  сын ,спешишь ... Перед тем  , как эту улицу назвали Безымянной , она носила имя Второй Борисоглебской ... по этой улице неединожды хаживал российский император Александр II  в сопровождении городского головы Возничихина... из города в монастырь ...          - Пап , так почему назвали ... улицей Лиры ... ? 
  - Не знаю , сын , ещё года не прошло , как это случилось
  - Ага  ,вот и ты , что-то не  знаешь ... не  знаешь , не знаешь ...
  - Зато  я знаю, кто на этой улице живет ...
  - Кто , пап , кто ... скажи
  - На этой улице  живет Белый Воробей ...
   -Таких не бывает ...
    - Бывает , очень редко , но бывает ...
    -Остановись , вот у этой липы , держи кусочек черствого хлеба... Я его специально для этого случая припас ... хотел тебе чудо показат . Pаскроши хлеб в руках и брось под липу , а сам отойди ...  попробуй не шевелиться... Жди , сын ... жди . Теперь остается только ждать .

                ******* 

    Чудо свершилось ... даже сейчас , по прошествии шестидесяти лет у меня перед глазами   вновь возникает эта картинка ...
     Стайка воробьёв собралась , как бы из "ниоткуда",  oни слетались к угощению   с ближайших лип и из под стрехи крайнего дома ...   Суетливо-проворные , словно  игрушки , но ... с нескончаемым заводом , смешно подпрыгивающие на первом , еще не глубоком   снегу ...  Разом повеселевшие , при виде такого "богатства"... говорливые и ... дружелюбные  ...
   По прошествии многих лет я узнал,что воробьи вообще "миролюбивый народ" , не смотря на расхожее мнение , что они предвестники беды ...
     И вдруг , я даже не понял откуда , в стайке появилась нарядная птичка ...
  - Вот он ... Белый Воробей ,  - тихо прошептал отец ... вот ты и увидел чудо ...
  Воробьи , продолжая угощаться , даже не возмутились , что у них появился  "конкурент", видимо решив , что места на улице хватит всем... и Белый Брат не помеха ...
     Увидеть Белого Воробья - большая удача ... Даже не всяким ученым орнитологам ... в жизни она выпадает. Такие воробьи ..один на миллион ... Белый окрас получается  из-за недостатка в организме мелатонина .
     Увы , как и всё в жизни подтверждается  народной мудростью  : «  Kрасота требует жертв ».
  За такой красотой хищники охотятся в перую очередь , уж слишком они заметны ... да и пару себе трудно подыскать .. Bедь птицы выбирают партнёра по оперению , а , значит потомство маловероятно ... поэтому Белый Воробей -птица редкая .
   И всё - таки ,тогда в Моём Городе появился Белый Воробей  , и я его видел... и по народному поверью ... нас ждало"сообщение об интересных событияx ,  которые скоро должны произойти..."
   Птицаворобей несет ожидаемые и приятные новости...А уж "Белый" и подавно...
 
                ******* 
  - Пап ... а давай назовём улицу Лиры , улицей "Белого Воробья"... он же здесь живёт ...
  - Мы не можем , сын ...
  -А почему ... другие могут , а мы нет ?
  -Так бывает ... хотя , между собой мы можем её так называть ... Красиво -улица  "Белого Воробья"...
  А ,  как пароль , можем говорить друг другу : - "...Ты  видел Белого Воробья , он уже прилетел ?"...Это будет означать , что кто-то из нас побывал в городе ...  -
  Ну , а сейчас пошли , мы и так долго тут простояли ... Мама нас уже дома заждалась , а мы до рынка еще не дошли ... Давай подсократим наш путь ... пройдём через город . Мы с тобой войдем через Егорьевские ворота , а выйдем через Никитские , так будет быстрее ...
    - Пап , так ворот нет ... есть только проход в валу . Там ,  где ворота стояли ... еще один проход есть ... как раз , напротив того места , где памятник Сталину стоял ... но там ворот не было ... проход потом прорыли ...
    - Хорошо , хорошо ... но давай поторапливаться ... рынок до обеда , ждать не будет ...

                *******
    - Тебе  , что уже не интересно ?
   - Что вы , дяденька , что вы ... очень даже интересно . Мне интересно всё ... и про старинное французское ружьё с инкрустацией... из усадьбы Апраксиных в селе Ольгово  и  ... как оно туда попало , а ,   особенно , как французы из города драпали ...
   - Ну , тогда слушай дальше ... нашел я тут , среди книг , интересный документ ... я его перевел и пока назвал   "Из записок лейтенанта  Жанa – Луи Лякорда , адъютанта генерала  Дельзона "...
   - Дяденька , а вы и по-французски можете ?
   - Могу , пацан , могу ...
   - О, классно...
   - Ну , слушай . Вот , что он писал ...
 
     « ... Задача нашего отряда , под командованием генерала Дельзона , состояла в ... , как звучало в приказе ...
  "заготовка провианта и фуража ,  для частей  Великой Армии , находящихся в Москве" .
   Но , если быть честным по отношению к сложившейся ситуации , то после пожара в столице варваров ,  Наша Великая Армия начала испытывать голод , оставаясь на пепелище ... Наш отряд просто вытолкали за пределы Кремлёвского забора , чтобы мы могли добыть пропитание  для остальных ...
   Вытолкали без проведения надлежащей разведки ...
   И вот ,  пройдя много километровым маршем , вечером ,  двадцать пятого сентября , наш отряд вошел в город ...
   Входили мы с большой осторожностью , опасаясь засады русских ... Они могли  , запросто укрываясь за старинным валом  и оставаясь незамеченными , внезапным  ударом опрокинуть нас , и ...  вынудить  отойти на заболоченный берег узкой , но довольно глубокой речушки ,  а  затем и уничтожить нас , без потерь для себя ...
   Надо  отметить , что несмотря на время , поработавшее над этим земляным сооружением ,  способствaвщее тому , что бы вал уже не был  таким  , как во времена пана Сапеги , он по-прежнему представлял внушительное укрытие для большого воинского отряда ... и даже с артиллерией  , местами  доходя  до пятнадцати метров высотой ...
   Хвала Богу ... город оказался пуст . Ближайший отряд русских находился в Клину , а это более чем  шестьдесят верст от нас .
   О расположении русских  мы узнали из любезно предоставленной нам информации ... от главы городской депутации Никифора Богомолова , вышедшего совместно с мещанами Матвеем Комаровым и Яковом Беловым ,  на встречу к генералу  Дельзону. .. с большой булкой ржаного хлеба и воткнутой посредине солонкой...   Скажу прямо ,   Hаш Барон , даже немного растерялся , не зная , что с этим презентом делать...
    Странная привычка у этих русских-встречать гостей с хлебом и солью...
     ... В дальнейшем , не смотря на то , что большая часть зажиточных жителей  покинула город , нам в течении двух дней удалось запастись солидным количеством припасов ... И произошло это благодаря  всё тому же Никифору Богомолову ... Он помог нам  найти схроны с провиантом ... почти добровольно... Мы даже обнаружили значительные запасы водки .
  Загрузив провиант и фураж на подводы , мы загнали их за земляной вал , а караулы для охраны обоза расположили по периметру .  Ночь второго дня была  тихой ...
    Проверив караулы , я поспешил отправится  к генералу  Дельзону  с докладом ... Чтобы сократить путь ,  я решил пересечь площадь , отделявшую вал от стоящего на другой стороне единственного каменного дома , в котором квартировал генерал барон Дельзон ...в котором квартировал и  я ...
   Меня постигла неудача ... Издали , при дневном свете , эта площадь напоминала луг , но когда я стал пересекать ее , то обнаружил , что вместо луга там была самая настоящая трясина ...         
   Ночью , пытаясь заснуть , я окончательно  пришел к выводу , что ... на улицах стоит вода , а грязь достигает колен ... не только в этой местности , но и  во всей стране в целом... »
  -Дядь , а что дальше было ?
  - А дальше ... Первого октября , в  девять часов утра ... полк под командованием будущего декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского ... внезапно ворвался в город , захватив при этом весь вражеский обоз  , и пленил тридцать восемь караульных ... Отряд из дивизии Дельзона .. .позорно бежал в сторону Москвы , даже ни разу не выстрелив  ...
  - Вот так , пацан ... беги , учи уроки ...
                *******
   - Пап , а ты знал , что на этой площади , чуть не утонул французский  генерал ?
   -Ну ,  во-первых не генерал , а его адъютант ... а во-вторых,  ты-то откуда про это знаешь ?
   -Мне в музее дядька-студент рассказал ...
   -Ты опять без спроса по музею лазил , скоро  они на двери табличку повесят -"Димку,не пускать"...
   -Пап , ну интересно же ... Tы лучше скажи,  ты  что - нибудь слышал про предателя Никифора  Богомолова ... который хлебом француза кормил и  богатства городские им все выдал ?
   - Конечно слышал...
    - Пап ... расскажи , а ... расскажи ...
    - Да что  про предателя рассказывать ... Умер он  через год  после совершенного воровства своего ... Умер , будучи всего тридцати шести лет отроду ... Он же не только хлебом француза кормил , да грабить город  им помогал ...
    История умалчивает , но на суде  этот Никифор показал , что...
  "...хлеб соль французам поднёс , чтоб город от разорения спаси ... А то  , что потом помогал  , так француз мог город спалить ,  как уже Москву спалил ... Мол , вон при бегстве чего устроили ... Cам магистрат подпалили ... благо я рядом оказался ... потушил "
    Городской магистрат все факты проверил ... обыск в доме этого купчишки провел ... Нашли ключи у него в доме от ... магистрата , часы оттуда же , ворованные  , и тридцать рублей серебром из городской казны взятые ...
    - А  что с ним за это сделали?
    - Судили его ... судом жестоким , но справедливым ... исключили его из гильдейского сословия , били его плетьми на месте преступления , потом  вырвали ему ноздри и поставили клейма ... на лбу "В", а на щеках ...  на одной О ,  на другой – Р .  Хотели ,  заклепав в кандалы ,  отправить его в каторжную работу ...  да только не дождался он пересылки , тут в городской тюрьме сдох , как собака ...
   -А , вот и правильно сделали ...
   -Ладно , правильный ты мой ... давай поторапливайся , через площадь побежали ... это раньше тут болото былo , а сейчас асфальт кругом ... машины проезжают ...

                *******   
     Город ... Мой Старый , Любимый Город ... Мне знаком каждый твой уголок ... Достаточно  было бы , преодолев три ступеньки "Карауловской булочной , чтобы с их высоты показать вам , где находилась бывшая "пряничная фабрика Возничихина"... она там  , у прохода  в валу ... у бывших Никитских ворот ...
    Городские власти используют её для выпечки хлеба , но мне кажется , что запах пряников Возничихина поселились в её стенах навечно ... Еще бы ... Даже царственные особы , угостившись его пряниками , отмечали , что  "...сие пряничные изделия не уступают Вяземским и не хуже Тульских...",  а чуть подальше  дом и  самого производителя пряников ,  купца Дмитрия  Возничихина...
   А сама " Карауловскaя...  ", вернее ступеньки  , ведущие к ней ... Всего три ступеньки , но ... как иx расположили ... Это же воплощение современного менеджмента  ... еще до того , как это понятие вообще родилось .
    Купец  Александр Караулов приказал расположить ступеньки, ведущие в его новую лавку , построенную на углу Борисоглебской и Московской улиц , таким образом , чтобы покупатели могли подняться кo входу с обеих улиц..."не обходя по кругу". A ? Чем вам не  Мanagement ... чем не метод , направленный на повышение доходов...?
   А если взобраться на самую верхотуру " Подлипечьего холма " ,  на паперть Церкви Казанской иконы Божией Матери ...  Весь Мой Город ,...как на ладони .
   В этой церкви меня крестили... В ней  , мокрого ...  как рассказывал мне потом  мама , орущего  на весь храм  басом , принял  на руки крёстный отец , состоявший уже на тот момент со мной в близком родстве ...  Мой родной дядька Лёня ...
   Город на ладони... Отсюда , с высоты ... Eго можно было бы сравнить с ... разрезанной пополам луковицей... Вал с золотыми , соборными куполами ... словно "почка – основа"... Полукружья улиц , как "сочные чешуи" , а  леса  ,окружившие  Мой Город...не что иное , как жесткие ..."сухие чешуи"...Луковица и есть...  Леса охраняют сочные ,  пропитанные историей улицы ... 
    Это МОЙ ГОРОД ,  которого ... Увы уже нет ...  Этого Города  больше не существует .    Я  , нарочито не называю этот город по имени ... Девять веков стоит он крепко на Подмосковной земле ... не смотря на то , что люди переделывают его под своё видение мира...   Меняют название улиц ... перелицовывают город  , как старое пальто , не замечая  , что "старая пыль" в карманах остается...
    Удивительно , но  высочайше конфирмованный закон - "... о планах застройки городов уездных... " ,  самой Императрицей Екатериной Великой ... местным  градоначальством , был осуществлен только в середине семидесятых ... прошлого века...
   Мне так странно слышать этот , широко применяемый сегодня , термин - "...прошлого века...".
   Оказывается... я настолько стар... хорошо , что еще нафталином  не обложен... опасно же .
   Улицы-чешуйки , многократно повторяющие  контур  земляного вала , почти два века успешно сопротивлявшиеся  "Высочайшему волеизъявлению " относительно планов  застройки  уездных городов , не устояли .... План , согласно которому ,  предусматривалась  прямоугольная  планировка улиц ... "архитекторы-стоматологи" успешно реализовали ...
   Эти гордые  некогда  улицы навсегда исчезли ... Правда  , сначала исчезли городские слободы ... Все  шесть  ...  Кто из современных граждан города скажет - где находилась Спасская или Пятницкая слобода , ... а  Конюшенная  ? Зато есть микрорайон Маркова ..."похоронивший под собой" Солдатскую слободу ...обе Огородные улицы и кинотеатр "Экран" ... который в моем детстве  располагался напротив пожарной каланчи...
  А , где же ему ещё быть,если ордер от городских властей на "вселение" он получил в помещении бывших конюшен пожарного депо...
   Люди выполнили волю Императрицы ... "распрямив" непокорные улицы ... железобетонными айсбергами многоэтажных домов ...уложили таки город в "прокрустово ложе" императорского указа ...Понаставили "железных идолищ" в местах , где вазоны с живыми цветами стояли ... Не узнать Мой Город . Хотя ... поднимитесь по ступенькам к входу в тц  "РУСЬ "...  Ничего не напоминает ? "Карауловская булошная" тут стояла ... ступеньки-то , ведущие в торговый центр ...с его проекта позаимствовали ...
   О , хо-хо ...  Я сомневаюсь , что фраза -"Пойти  в город" ,  будет понятна  сегодняшним горожанам ...
    "Пойти в город..."-Ха?..Как можно пойти в город,если мы уже в городе ? 
    Надеюсь , что мои друзья , с которыми вместе росли ... вспомнят ... фраза -  "Пойду в город" , означает только одно ... пойти в центр , за вал , туда... где Успенский собор , а не куда нибудь ещё ...
                *******
   A  , Вы ,   видели Белого Воробья ?  Он возвращается  в   Ваш Город ?


OBS...Фото из архива автора