Счастье вдруг, в тишине...

Валерий Рубин
Итак, перефразируя Карла Маркса, призрак бродит в нашем мире, призрак счастья. Счастье — тренд, самый на сегодня насущный запрос человечества после военных конфликтов. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», — еще одно академическое свидетельство в пользу данного утверждения, на этот раз Максима Пешкова (Горького). С точки зрения психолога, однако, давно известно, что полного удовлетворения своих потребностей, включая долгую жизнь, сильное красивое тело, секс и удовольствие от работы, достичь совершенно невозможно. И в случае неудачи, — а они непременно будут нас сопровождать всю взрослую жизнь, — мы страдаем. Мы несчастны, мы не идеальны. Опоздал на автобус… Печалька, достойная, чтобы впасть в депрессию. Любимая команда опять продула и кому, аутсайдеру? — сильнейший стресс. Я не могу летать как Человек-паук, я не такой громила как Халк, не такой мужественный как Капитан Америка... Вы подавлены, вы во власти меланхолии. Вы, конечно же, заметили, как вырос спрос на всякого рода развивающие методики, методики самосовершенствования, дабы не стать лузером в глазах окружающих? Люби себя, плевать на всех — и в жизни ждет тебя успех!

Ну, а как быть с депрессией, когда руки опускаются, всё из рук валится и, кажется, жизнь замерла без тебя? Зачем мне такая жизнь без меня? Депрессия — сильное чувство, ее нельзя недооценивать. Депрессия от смерти близкого человека, что может быть страшнее этого горя? У депрессий своя логика и предыдущая история. По сегодняшний день мы не в состоянии справиться с трауром. Скорбящие лица, гроб, панихида…Мы оплакиваем не только умершего, ушедшего от нас навсегда, но частичку себя в нём, вспоминая, кем мы были для этого человека, и кем он был для нас. И вообще, смерть, траур — проблема, большая проблема.

Мы стараемся отрицать смерть, не думать о ней, не думать, что и с нами неизбежно когда-нибудь произойдет. Что мы потеряем единственный (!) выпавший на нашу долю шанс ЖИТЬ. Единственный — это невозможно себе представить, вообразить: вот ты живой, любишь, страдаешь, едешь в машине на работу, отдыхаешь, смотришь телевизор, плаваешь в море — и вот хладный труп лежит в морге, родственники и знакомые прощаются с тобой под печальную, торжественную музыку. И нам безразлично: сожгут ли нас, кремируют или навечно запрут (на сохранение) в сырой глинистой почве. И нас наплевать на сопутствующие похоронам социальные ритуалы, прощальные спичи и восхваления наших достоинств и добродетелей. Но это же невозможно! Как несправедливо устроен этот мир! Это не просто потеря для Земли, это трагедия для Вселенной!.. Во всяком случае, в пределах Солнечной системы.

Существует ли рецепт: как прожить жизнь, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Не знаем. Каждому своё. Если работать над жизнью, как художник пишет полотно, так или иначе получится картина маслом, произведение искусства типа «Черный квадрат»: одни будут восхищаться, другие недоумевать. В любом случае, жизнь можно при желании расценивать как бизнес-проект, который позволяет явить себя реальному миру (о загробном помолчим пока), раскрыть себя и свой потенциал. Но вот что мы вам скажем. Капитализм с человеческим лицом внес огромный вклад в наше понимание тела как полуфабрикат, над которым нужно еще работать и работать. Недовольство своим телом. Чувство вины за свое несовершенное тело. Да это золотая жила! Клондайк! Тело как икона! И отсюда вопрос: могут ли люди, особенно женщины, наслаждаться несчастьем потому, что не соответствуют общепринятым стандартам? Еще как могут.

Почему мы говорим о женщинах? Женщины (не все, разумеется) действительно находят болезненное удовольствие в том, чтобы быть толстыми. Они считают, что быть толстой — защита: либо щит от любви, либо от того, чтобы их воспринимали как сексуальную игрушку легкого поведения. Оно им надо? Звучит как анекдот. Но вот еще загадка. Женщина за 30+ добилась всего, имеет всё: красивое тело, опытного любовника, стильную одежду, дорогой автомобиль, хорошо оплачиваемую работу… А внутри — пустота. По всем канонам должна быть счастлива, а внутри пустота. Парадокс?
Не беспокойтесь, доберемся и до мужчин.
(фрагмент нон-фикшн, опубликовано в ЛитРес)