***

Наташа Толстихина
Я не знаю точно, кому пришло в голову научить тетю водить трёхколёсный мотоцикл Урал, но точно помню, что принимала участие в этом событии.

Тетя села за руль, ее муж ей что-то объяснил, младшая тетя сбегала за фотоаппаратом и началось! /в деревне утро/

Тетя газанула со всей силы, руль повело влево, мотоцикл взревел и помчался кругами по дороге, поднимая фонтаны пыли! Муж подбадривал ее, кричал:

- Ольга, давай!

Младшая тетя профессионально щелкала затвором фотоаппарата Зенит, торопливо запечатлевая происходящее.

Я просто бегала по кругу, как собака, создавала массовку и старалась не попасть под мотоцикл. Все орали, суетились, ситуация была на грани ужаса и восторга! Но вроде всё было более-менее под контролем.

- Руль прямо! Давай, Ольга, давай!

Ольга выровняла руль, мотоцикл всхрапнул, помчался по дороге, мы все обрадовались /это успех!/ и побежали следом, как вдруг у дороги случился чужой забор.

- Тормози, Ольга! Тормози! - кричали все, а муж Ольги оглушительно свистел! Мы перемещались по деревне, как безумный цирк!

Тетя, наверное, сбрасывала скорость, потому что забор она не проломила, а просто врезалась в него. На этом всё и закончилось, никто не пострадал, но остались отличные фотографии.

На чёрно-белых снимках тетя хороша, как никогда! В коротком халате /мне так нравилось сочетание лилового и оранжевого на белом/, с выпученными глазами и волосами, стоящими дыбом, с распахнутым в крике ртом - тетя ведёт мотоцикл!

Мне всегда так смешно смотреть на эти снимки, они такие живые! А тетя их не любит, и я ее, в общем, понимаю.

Мы все как-то неплохо уживались в доме с двумя комнатами, вокруг был большой зелёный участок, места всем хватало, но иногда случались конфликты, обычно - в плохую погоду, когда все вынужденно собирались в доме.

В дождливый день я сидела за столом у окна и играла в домик. Расставляла какие-то маленькие предметы, никого не трогала, как вдруг! Мои тети столкнулись между двумя комнатами и сошлись в громком скандале!

Младшая требовала ключ от комнаты старшей в городе, та справедливо отказывала, но - личные границы, потеснитесь! Младшей нужен был ключ и всё тут!

В это время мой брат - подросток неудачно оказался рядом. На плече он бережно нёс свои новые вельветовые штаны, которые ему совсем недавно как раз тети привезли из Москвы, и он так их берег, что дышать на них боялся.

Он неосторожно попытался пройти в спальню, чтобы убрать штаны в шкаф, но тут старшая тетя резко схватила их и принялась лупить ими младшую! Брату тоже досталось - рядом стоял! Младшая подняла визг, старшая орудовала штанами как плёткой, брат чуть не умер от горя прямо на месте, и замер, прижав руки к сердцу, а я открыла рот, наблюдая всё это.

Женщины дрались, стоял дикий ор, и остановил это мероприятие муж старшей тети. Он вклинился между ними и объявил:

- Брейк!

Брат схватил свои штаны и исчез куда-то в ужасе, тети шипели как змеи, а я вернулась к игре. День продолжался.

Штаны эти, две рубашки - поло и белые туфли Саламандра, во времена дефицита, свалились на брата как огромная удача и настоящее богатство! Он очень бережно ухаживал за ними, был по-настоящему счастлив, и в дальнейшем часто говорил тете, что с того момента он и полюбил качественные, красивые вещи.

Однажды, не помню причины, я вышла из дома в ужасном настроении, мне было лет десять, я уже научилась носить платье, и эта деталь оказалась очень значимой в происшествии, случившемся со мной в этот день.

Было жарко, полуденно, лениво и сонно. У уличной печки стоял муж тети, Сергей, к которому я всегда очень хорошо относилась, и поэтому, в общем, мне до сих пор трудно объяснить свой поступок.

Я взяла в руки большую вялую редиску, круглую, размером с небольшое яблоко. Посмотрела на нее, посмотрела по сторонам - Сергей стоял, беды не чуя, грыз травинку.

Потом рука моя поднялась, я прицелилась и пульнула редиску в него. Попала в лицо и замерла, ошеломленная собой. Сергей в шоке посмотрел на меня, и тут земля подо мной начала гореть, а время стало тянуться ужасно медленно!

Я помню, как он шагнул в мою сторону. Мне показалось, что на меня надвигается катастрофа, и тут время пришло в себя и понеслось! И я понеслась! Зелёные насаждения слились в один сплошной коридор по обе стороны от меня, я неслась как олень, босыми ногами, не замечая неровности тропинки!

Сергей бежал в джинсах и калошах, что было хорошо для меня - в калошах бежать очень неудобно, а я бежала в платье, что было очень, очень плохо для меня, оно путалось в ногах и сильно мешало мне!

Но я бы точно спаслась, если бы не крючок на калитке, с которым я сильно замешкалась! Я не сдавалась! За забором был скотный двор, большой огород и овраг, за забором была моя свобода! Я дёргала и дёргала этот крючок, как вдруг поняла, что поднимаюсь в воздух и куда-то лечу, вообще не прилагая к этому усилий! Так себе ощущение.

Дядя поймал меня, схватил за шкирку и перебросил через забор! Я свалилась в грязную солому и мелкий мусор, куры стали свидетелями моего позора, но я даже не пикнула!

Глядя в искаженное яростью лицо Сергея, я очень быстро отползла от него подальше, встала на ноги и спиной вперёд отступила на безопасное расстояние! Но он больше не собирался преследовать меня. Отомстил и ушел по своим делам, но рассказал жене.

- Зачем ты это сделала?! Зачем?! - тетя устроила мне головомойку, когда позже я с осторожностью проникла в дом, но тут же попалась ей на глаза.

Я не могла ответить - зачем. Молчала. Смотрела волком. Откуда я знаю, зачем я это сделала. Как будто такие поступки вообще можно планировать!

Отец часто говорил в моем детстве:

- У Наташи ума, как у дикого голубя!

Позже я решила, что это был комплимент, потому что дикие голуби умнее домашних, вообще-то.

На самом деле, тетя была привычна к моим выкрутасам, я не думаю, что она была сильно удивлена. Когда мне было года три, она приехала к нам в гости, я ее очень любила и была счастлива! Мы жили в маленькой, очень тесной комнате, и вечером родители накрыли чай на табуретке. Мама и тетя мирно сидели рядом, на диване, было сумеречно, тихо и уютно.

Я очень хотела чаю. Мне никто не отказал, но сказали, что надо подождать, чай горячий. Ждать я не хотела, я хотела немедленно, и потому пнула табуретку изо всех сил! Она наклонилась, высокая стальная кофеварка опрокинулась, и на пол хлынул кипяток! А я стояла и смотрела, как завороженная.

Через пару секунд катастрофу предотвратили, а меня изгнали в тюрьму - детскую кроватку с бортиками, и запретили вылезать. Я орала сиреной, и причиной этого ора было чувство острого сожаления и разочарования в себе! Клянусь, в тот момент я впервые подумала о себе как бы со стороны:

- Какая же ты дура, Наташа!

Но было поздно, ничего уже не исправить, и всё ещё очень сильно хотелось чаю.

Как-то младшая тетя собиралась с подругой на танцы, а я сидела под столом и тявкала оттуда, как маленькая злобная собачонка. На самом деле, меня сгрызала зависть ко взрослым, красивым девушкам, которые наряжались и красились, а я чувствовала себя такой никчёмной и маленькой - лохматая, полуголая, чумазая и оскорбленная до глубины своей женской души, девочка.

Девушки игнорировали меня, что ещё больше распаляло меня, а брат шипел на меня, угрожая расправой. И я навсегда запомнила это ощущение, когда ты опасно идёшь по краю: из тебя будто рвется бешеное существо, которое умоляет остановить его, принять его и успокоить, и в то же время, в ответ на угрозы ты вспыхиваешь ещё сильнее, и совсем не можешь справиться с собой.

В таком состоянии меня даже бить было бесполезно - я просто не чувствовала боли, бешенство и адреналин создавали для меня другую реальность.

Мне так хотелось, чтобы меня позвали к себе, умыли, причесали и нарядили, но не в этот раз. Младшая тетя, а это была именно она, не особенно обращала на меня внимание, и я вечно заискивала перед ней, а потом мстила, вредничала и дразнила ее, отбегая на безопасное расстояние - эти эмоциональные качели мы раскачивали вместе.

Она часто закрывалась с подругой в летней кухне, они там очень круто рисовали кукол и одежду для них, и мне так хотелось поиграть, нарядить этих кукол. Но я только смотрела жадными глазами в окно и злилась, а тетя прогоняла меня и тоже злилась - изнутри. В груди моей вспыхивало пламя обиды и отверженности, я не собиралась прощать ничего.

Позже, когда она выносила коляску с племянником на улицу и громко звала меня, чтобы я обнаружила себя и вышла следить за ребенком, я хоронила себя в зарослях мальвы, внезапно оглохнув на оба уха.

У нее был невыносимо противный, визгливый голос в такие моменты - он будто царапал мне кожу, и я убегала, мстительно сохраняя в памяти каждую его интонацию.

Мы с братом были такими вредными детьми с тетями, и совсем шелковыми - с бабушкой. Когда маленькие мы оставались с тетями, мы были послушны, и на их вопросы о том, любим ли мы их, кивали головами, но стоило вернуться бабушке, как мы тут же бежали к ней, поворачивались к тетям и кричали:

- А мы только бабу Надю любим! - и довольно смотрели на их разочарованные лица.

Как-то вечером мы сидели в комнате у телевизора, который мало того, что был чёрно-белый, так ещё и плохо ловил сигнал. По экрану металась рябь, за окном было темно, в комнате ярко горел свет, дед мирно сидел за столом с газетой, как вдруг.

Распахнулась дверь, да так сильно, что ударилась об стену! Все замерли. В комнату ворвалась старшая тетя и закричала:

- Папка! Вот ты тут сидишь! А там! Там! Они! Там банда! Ульи твои! Вот! - она стояла очень напряжённая, вытянув перед собой руку с растопыренными пальцами, и трясла ими в такт каждому восклицанию!

Дед поднял очки на лоб, и, не опуская газету, повернулся к ней, с интересом слушая.

- Ульи твои! Украдут! Надо бежать! - надрывалась тетя - А главарь у них - в синенькой кофточке!

Я помню, что в изумлении пыталась осознать информацию о том, что в нашей деревне завелась банда! Это было что-то новое, страшное, и безусловно, очень интересное!

Я представила, как где-то в темноте, пока мы сидим в безопасности ярко освещённого дома, бандиты взваливают ульи с пчелами на плечи(!) и крадут их, перебрасывая через штакетник!

Кажется, все присутствующие представили это, потому что в комнате стало вдруг очень тихо, тетя выдохлась, а больше никто ничего сказать не мог.

- Ольга! Ты вспомни, в какой кофточке Сергулек сегодня гулять пошел? Ты поди его так напугала своим визгом, что он до Потапихи добежал! - сказал вдруг тетин муж.

И все снова замолчали, стыкуя факты в голове, а тетя расслабилась и очень тихо спросила:

- Правда? А я так испугалась! Я в бане была, а кто-то мимо окна прошел, и дверь начал открывать, там рукав был синий, я закричала, накинула платье и прибежала домой!

Все зашевелились, засмеялись, стали успокаиваться, приходить в себя. Бабушка подоила корову и вернулась, она пропустила это событие, а позже домой зашёл ужасно смущённый брат. Он боялся поднять голову, но тетя принялась шумно объяснять свое поведение и извиняться.

Всё оказалось просто. Тетя была в бане, брат пошел туда помыть ноги перед сном, открыл дверь, услышал дикий женский ор и визг, и от неожиданности и шока моментально исчез в темноте. Может, и правда, до Потапихи добежал.

Заполошенная - так называли тетю в семье.

А Потапиха жила в маленьком домике на берегу озера, и от нашего дома его отделял участок, скотный двор, большой огород, овраг, заросший крапивой, и ручей, бегущий в дождливое время по дну этого оврага. Я думаю, что, не подведи меня в свое время крючок, я бы до нее тоже добежала.

2023.