2023. Опыт российско-ливийского сотрудничества

Николай Сологубовский
Российско-ливийское сотрудничество. Взгляд из Советского Прошлого!

(к восстановлению плодотворного сотрудничества    Росси и Ливии после саммита Россия-Африка 2023 года)

Пришло время напомнить о   взаимовыгодном сотрудничестве Советского Союза-России и Ливии- Ливийской  Джамахирии  в   1955 - 2011 годы и принять энергичные меры по его восстановлению.

Бэкграунд 

4 сентября 1955 года.  Установлены дипломатические отношения между СССР и Ливией.

В 1956 году начали развиваться  советско-ливийские торговые отношения.

1972 год. Подписано первое соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между СССР и Ливией.

1975 год. Советская правительственная делегация во главе с председателем  Совета министров СССР Алексеем Косыгиным посещает Ливию с официальным визитом. В ходе визита договорились  о крупных поставках в Ливию советских вооружений.  Расширилось сотрудничество двух стран и в других областях. В Ливии  работали   многочисленные советские специалисты, которые занимались развитием нефтяной промышленности, транспортировкой и экспортом нефти, строительством линий электропередач, поиском природных ископаемых, освоением  плодородных земель.

1976 год. Подписано соглашение о приобретении Ливией  в Советском Союзе ядерного реактора и о создании в Таджуре Центра атомных  исследований.

Декабрь 1976 года. Муаммар Каддафи впервые посещает Москву.   Леонид Брежнев лично встречает его в аэропорту. 

1981 год. Муаммар Каддафи снова посещает Советский Союз.

1985 год. Муаммар Каддафи снова посещает Советский Союз. Переговоры с Михаилом Брежневым.

1970-1980-е годы. Объем торгово-экономического сотрудничества  Советского Союза с Ливией составлял около одного миллиарда долларов каждый год.
В Ливии  советскими специалистами были сооружены такие объекты, как Центр атомных исследований "Таджура", две ЛЭП (190 и 467 километров), газопровод протяженностью 570 километров. Пробурено около 130 нефтяных эксплуатационных скважин, проведены почвенные, геоботанические и экологические исследования на площади 3,5 миллиона гектаров, разработаны схемы развития газовой промышленности, электросетей высокого напряжения и машиностроения, подготовлено ТЭО для второй очереди металлургического комплекса в г. Мисурата (1,67 миллиона тонн в год с возможностью расширения до 5 миллионов тонн).

Успешно развивалось военно-техническое сотрудничество между СССР и Ливийской Джамахирией. До введения санкций Ливия была одним из крупнейших покупателей советского оружия. Вооруженные силы Ливии на 90% укомплектованы техникой советского производства. В военных высших и средних учебных заведениях Советского Союза готовились кадры для Ливийской Армии. Одним из выпускников советской Академии имени Фрунзе стал Саиф аль-Ислам Каддафи, сын Муаммара Каддафи.

15 апреля 1986 года. Агрессия США и других стран-членов НАТО против Ливийской Джамахирии.  Американские самолеты нанесли бомбовые удары по в столице Триполи. погиб 101 мирный житель города, в том числе   приемная дочь  Муаммара Каддафи, которой шел второй годик.
СССР приходит на помощь ливийскому народу. Советские корабли входят в ливийские порты. СШАне осмеливаются больше бомбить  Ливию.

1986 год. В Москве подписано Генеральное Соглашение между СССР и Ливийской Джамахирией об экономическом, научно-техническом и других видах сотрудничества на период до 2000 года.

В конце декабря 1991 года Ливийская Джамахирия  официально заявила о признании России.

31 марта 1992 года (фактически через три месяца после признания Ливийской Джамахирией России )  российский представитель в Совете безопасности ООН  по указке из Москвы проголосовал за введение санкций против Ливийской Джамахирии. 

С 1992 года в связи с санкциями Запада против Ливийской Джамахирии  и  прозападной политикой России  двустороннее экономическое сотрудничество России  с Ливией было практически полностью свернуто. Санкции действовали до 2003 года. 
Тем не менее  в июле 1995 года начала формироваться договорно-правовая база отношений между Ливийской Джамахирией  и Российской Федерацией. В   ходе визита в Москву министра энергетики Ливии  А.С.Бадри  были подписаны межправительственное соглашение о торгово экономическом и научно техническом сотрудничестве и соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово экономическому и научно техническому сотрудничеству.

 В сентябре 2000 года вступило в действие Соглашение о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности и электроэнергетики ( оно было подписано 8 октября 1998 года).

С 1997 года поочередно в столицах обеих стран проходили  сессии Межправительственной Российско-Ливийской комиссии по торгово-экономическому и научно техническому сотрудничеству.

В  первом десятилетии 21 века  товарооборот  между Россией и Ливией имел устойчивую тенденцию к увеличению, главным образом за счет роста российского экспорта в Ливию. В 2007 году он  составил около 232 миллионов долларов. Основные статьи российского экспорта - минеральное топливо, зерновые, машины и оборудование, транспортные средства.
Возросла активность российского бизнеса на ливийском  рынке. В Ливии  были открыты представительства ЗАО "Монолитспецстрой", ОАО "Татнефть", ОАО "Татнефтегеофизика", ОАО "ЛУКОЙЛ Оверсиз", ОАО "Стройтрансгаз".

В 2004 году "Рособоронэкспортом" был подписан контракт на строительство в Ливии производства автоматов Калашникова, который был выполнен в 2005 году.

В 2004 году Тульское КБ приборостроения реализовало два контракта на поставку в Ливию противотанковых ракетных комплексов "Корнет Э". В эти годы военные эксперты оценивали  возможный пакетный контракт с Ливией в сфере ВТС в сумму более двух миллиардов долларов.

В ноябре 2005 года российская компания "Татнефть" выиграла аукцион на разведку и разработку территорий  площадью 2,3 тысячи квадратных километров около города  Гадамес.

В начале 2007 года "Газпром" заключил с немецкой BASF рамочное соглашение по обмену активами, согласно которому российская сторона получила 49% в компании Wintershall, добывающей на территории Ливии около 5 миллионов тонн нефти ежегодно.
 В марте 2007 года эта российская компания закрепила свой успех, подписав с NOC контракт на разведку и освоение Блока 19 на средиземноморском шельфе Ливии.

Для  дальнейшего расширения взаимовыгодных двусторонних связей был  создан  Российско-Ливийский деловой совет, первое заседание которого прошло в апреле 2007 года в Триполи. К этому заседанию был приурочен российско-ливийский бизнес форум "Экспортные возможности России".

В январе 2008 года состоялся первый после многолетнего перерыва деловой заход корабля ВМФ России (БМТ «Иван Бубнов») в порт Триполи.

16-17 апреля 2008 года состоялся первый за всю историю двусторонних отношений визит президента России  Владимира Путина в Ливию по приглашению лидера  Ливийской революции Муаммара Каддафи.
По итогам визита подписано десять документов. Среди них -  Декларация об укреплении дружбы и развития сотрудничества между двумя странами, межправительственное соглашение о торгово-экономических и финансовых отношениях,   декларация о намерениях по развитию многоотраслевого сотрудничества, межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, документ о защите секретной информации и другие.
В Декларации об укреплении дружбы и развитии сотрудничества Россия и Ливия заявили о намерении "углублять сотрудничество в вопросах национальной безопасности и обороны, в частности, путем активизации консультаций между компетентными ведомствами двух стран, укреплять военные и военно-технические связи". Стороны также заявили о намерении "углублять и расширять политический диалог на различных уровнях" и "содействовать развитию диалога между организациями обеих стран, действующими в сфере энергетики, с учетом баланса интересов как потребителей, так и производителей энергоресурсов, с целью создания необходимых условий для повышения стабильности мирового энергетического рынка".
Муаммар  Каддафи и   Владимир Путин подписали договоры   о конвертации составлявшего 4,5 миллиарда долларов долга Ливии  в ливийские заказы российским компаниям.  Самым крупным из них был договор Ливии с РЖД о строительстве 500-километровой  железной дороги Сирт – Бенгази. Сумма контракта составляла  2,2 миллиарда евро, что должно было обеспечить  70% ливийских закупок оборудования, техники и металлоизделий в Российской Федерации.   Дорога должна была быть построена к 2013 году.

Июль 2008 года.  Муаммар Каддафи принимает   председателя правления российской компании  "Газпром" Алексея  Миллера, на встрече обсуждалась возможность закупки "Газпромом" у Ливии всех объемов ее нефти и природного газа.
До этого "Газпром" и "Национальная нефтегазовая компания Ливии" подписали меморандум о сотрудничестве. Компании договорились о создании совместного предприятия, которое должно было работать  по всем направлениям сотрудничества в газовой и нефтяной отрасли: от геологоразведки, добычи, транспорта до сбыта и  экспорта как газа, так и нефти. Основными  направлениями работы "Газпрома" в Ливии  должны были стать  геологоразведка и добыча нефти и газа.

13 октября  2008 года. В порт  Триполи приходит  отряд боевых кораблей Северного флота РФ во главе с ракетным атомным крейсером «Петр Великий» и сторожевым кораблем Балтийского флота «Неустрашимый».

31 октября 2008 года. Лидер Ливийской революции Муаммар  Каддафи  посещает Россию с официальным визитом. В Кремле Муамара Каддафи принимает президент России Дмитрий Медведев. Основные темы двусторонних переговоров в Кремле — сотрудничество в энергетике, в области мирного использования атомной энергии и в военно-технической сфере. Объем товарооборота, который формируется почти полностью за счет экспорта из России и составляет  только 240 миллионов долларов, признан не соответствующим потенциалу двух стран. 

Интересная деталь. В раскинутом в Кремле бедуинском шатре Муаммар Каддафи принял премьер-министра Путина и находившуюся в Москве на гастролях французскую певицу Мирей Матье. Этот шатер был подарен  России.
 После переговоров  в России Муаммар Каддафи посетил  Белоруссию и Украину,  и были подписаны документы о взаимовыгодном сотрудничестве с этими странами в разных областях.

Но затем наступил 2011 года, который поставил точку на российско-ливийском сотрудничестве.

Ливийская трагедия. 2011-2018 годы

17 февраля 2011 года в Ливийской Джамахирии  вспыхнул контрреволюционный мятеж,  подготовленный спецслужбами агрессивного  альянса НАТО. В мятеже участвовали наемники террористической  группировки Аль-Каеда, созданной ЦРУ США, а также коррумпированные и уголовные элементы местной «пятой колонны».

26 февраля 2011 года Совет Безопасности ООН  принял резолюцию под номером 1970, которая предусматривала санкции  в отношении Ливийской Джамахирии.

9 марта 2011 года был принят  Указ Президента РФ N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г.», вводящий ряд ограничений в отношении Ливийской Джамахирии, лидера Ливийской Революции Муаммара Каддафи,  членов его семьи и  соратников. В списке 15 имен,  в отношении которых вводился запрет на осуществление финансовых операций с находящимися в их собственности или под их контролем денежными средствами, финансовыми активами и экономическими ресурсами, имеющимися на территории Российской Федерации на 26 февраля 2011 г. и на последующий период.
Этот Указ от 9 марта 2011 года запретил, в частности,   российским компаниям экспортировать какое-либо оружие, даже для ПВО,  и боеприпасы в Ливию.
Результатом этого  эмбарго стала потеря российскими компаниями оборонных контрактов с Ливийской Джамахирией  на сумму   четыре миллиарда долларов. В частности, были сорваны договоры о продаже Ливии российских  средств ПВО, танков, самолетов, вертолетов.

17 марта 2011 года Советом Безопасности ООН была принята резолюция 1973, которая фактически санкционировала военную интервенцию против Ливийской Джамахирии  и полное разорение страны. Под предлогом обеспечения так называемой «бесполетной зоны» авиация НАТО безнаказанно бомбила мирные города Ливии, уничтожала гражданские объекты и инфраструктуру страны.  Ливийская армия и народное ополчение восемь месяцев героически сражались с  наемниками-головорезами Аль-Каиды и спецназом НАТО, отражали  воздушные нападения, но силы были неравные.
Ливийская Джамахирия  была уничтожена! Начались долгие мрачные  годы  ливийской трагедии, которая продолжается до сих пор.

Сегодня   западные руководители (Трамп, Макрон и другие) не отрицают, что  альянс НАТО «допустил ошибки» в Ливии в 2011 году. Главной целью войны НАТО против Джамахирии являлись физическое устранение лидера Ливийской Революции Муаммара Каддафи и его сторонников, установление западного контроля над природными богатствами Ливии (нефть, газ, уран, вода и т.д.)  и введение марионеточного прозападного режима.
Сегодня весь мир  видит, во что превращена натовскими бомбардировками и бандами наемников-террористов некогда мирная процветавшая арабская, африканская страна. На территории страны не действуют законы, в ряде  районов Ливии бесчинствуют банды радикальных фанатиков  и наемников  террористических  организаций ИГИЛ-ДАИШ. В Ливию  из Сирии были переброшены разгромленные российскими ВКС и Сирийской армией банды наемников ИГИЛ-ДАИШ.  Над страной  постоянно  висит  угроза новой интервенции со стороны США и других стран-членов альянса НАТО.

Россия осудила действия альянса НАТО против Ливийской Джамахирии. 
Но 9 марта 2011 года был подписан  Указ Президента РФ N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г.».
. Есть еще  Указ Президента РФ от 12 августа 2011 г. N 1092 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1973 от 17 марта2011 г." Действует  до сих пор  Приложение N 2 к  этому Указу Президента РФ от 12 августа 2011 г. N 1092.
В нем  «список физических и юридических лиц, в отношении которых вводится запрет на осуществление финансовых операций с находящимися в их собственности или под их контролем денежными средствами, финансовыми активами и экономическими ресурсами, имеющимися на территории Российской Федерации на 17 марта 2011 г. и на последующий период».
За что вводился запрет?
За участие в «преступлениях режима»!
Но никаких доказательств «преступлений», якобы совершенных данными физическими и юридическими лицами, до сих пор нет.   
 Все обвинения  против руководства Ливии и лично Муаммара Каддафи  были сфабрикованы    спецслужбами НАТО для того, чтобы оправдать агрессию  НАТО против Ливийской Джамахирии и обелить  истинных преступников, террористов Аль-Каиды, предателей Ливии и натовскую военщину.

6 мая 2012 года Дмитрий Медведев подписал Указ об отмене эмбарго на поставку оружия в Ливию. Новый Указ отменил действие Указа от 9 марта 2011 года в той его  части, которая запрещает  российским компаниям экспортировать  оружие и боеприпасы в Ливию.

В  2015 году премьер-министр Ливии Абдалла ат-Тани заявил, что правительство страны планирует реанимировать некоторые контракты, заключенные с Россией во времена Ливийской Джамахирии.

20 июня 2015 года Совет Безопасности ООН по предложению России принял  заявление с требованием прекратить нарушения прав человека в Ливии, в частности, применение пыток и внесудебных ликвидаций людей. "Страны-члены Совета Безопасности осудили случаи пыток и плохого обращения, которые наблюдаются в незаконных центрах заключения в Ливии", — говорится в документе.
СБ ООН подчеркивает, что "практика пыток и внесудебных убийств недопустимы". СБ ООН   призвал  «ливийские власти» расследовать все нарушения прав человека в стране и привлечь виновных к ответу. Данное требование  СБ ООН до сих пор не выполнено.

Россия всегда стояла на принципиальных позициях мира и невмешательства во внутренние дела суверенных государств.  Она никогда не  закрывала  глаза на факты  прямого геноцида  прозападного режима, навязанного Западом стране, против ливийского народа.  С первых же дней бомбежек  Ливии натовскими самолетами в марте 2011 года руководители России осудили действия НАТО в Ливии.

В 2018 году президент России Владимир Путин заявил:
«Российская сторона поддерживает   усилия, направленные на содействие ливийскому урегулированию… К сожалению, ситуация в этой стране по-прежнему сохраняет кризисный характер. Важно не допустить её дальнейшего обострения, искать пути восстановления суверенитета и территориальной целостности Ливии».
«Как известно, этот кризис был создан рукотворно и не Россией… В конечном итоге все эти внутриливийские проблемы должен урегулировать сам ливийский народ.
Мы со своей стороны можем только оказать поддержку, выступить в роли гарантов».

Дальнейшие заявления руководителей России, и в первую очередь Владимира Путина, президента России, и  Сергея Лаврова, министра иностранных дел России, сделанные в 19818-2023 гг. подтверждают неизменность  справедливой позиции России  по отношению к Ливии.

Но напомним:
9 марта 2011 года был подписан  Указ Президента РФ N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г.».
12 августа 2011 года  был подписан   Указ Президента РФ N 1092 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1973 от 17 марта 2011 г."
Эти указы  действуют до сих пор.

Пришло   время их отменить и  снять препоны перед восстановлением и развитием нормальных экономических, торговых и иных  отношений между Россией и Ливией, между ливийским и российским народами.


Николай Сологубовский, 11 октября 2023 года



Приложения

Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2011 г. № 286
http://www.kremlin.ru/acts/bank/32769

О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г.
pravo.gov.ru
 
 
УКАЗ
 
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г.
 
(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2012  № 589)
 
В связи с принятием резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г., предусматривающей применение ряда ограничений в отношении Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии (Ливия), и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" постановляю:
1. Всем государственным учреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, банкам, организациям, иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что с 26 февраля 2011 г. впредь до особого распоряжения:
а) запрещаются вывоз с территории Российской Федерации в Ливию, а также продажа, поставка и передача Ливии вне пределов Российской Федерации с использованием морских и воздушных судов под Государственным флагом Российской Федерации всех видов вооружений и связанных с ними материальных средств, включая оружие и боеприпасы, боевые машины и военную технику, военное снаряжение и относящиеся к нему материалы, запасные части для названной продукции; (Меры, предусмотренные подпунктом "а" не распространяются... - см. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2012  № 589)
б) запрещаются оказание Ливии услуг по обучению и предоставление технической, финансовой и иной помощи (включая предоставление наемного персонала), которые связаны с военной деятельностью либо с предоставлением, изготовлением, техническим обслуживанием или использованием продукции, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, независимо от того, происходят ли они с территории Российской Федерации; (Меры, предусмотренные подпунктом "б" не распространяются... - см. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2012 № 589)
в) запрещается приобретение в Ливии (в том числе перевозка с использованием морских и воздушных судов под Государственным флагом Российской Федерации) продукции, всех видов услуг и получение помощи, которые предусмотрены подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, независимо от того, происходят ли они с территории Ливии;
г) на территории Российской Федерации, включая морские порты и аэропорты, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным правом, в частности морским правом и соответствующими международными соглашениями о гражданской авиации, производится досмотр всех грузов, следующих в Ливию и из Ливии, если имеется информация, которая дает основания полагать, что эти грузы содержат продукцию, в отношении которой введен запрет в соответствии с подпунктами "а", "б" и "в" настоящего пункта;
д) обнаруженная в ходе досмотра продукция, в отношении которой введен запрет в соответствии с подпунктами "а", "б" и "в" настоящего пункта, подлежит конфискации, и в случае необходимости принимается решение об уничтожении такой продукции, приведении ее в негодность, ее складировании или передаче государству, не являющемуся государством происхождения или назначения, для уничтожения. Такие действия осуществляются в сотрудничестве с другими государствами;
е) Министерство иностранных дел Российской Федерации информируется о произведенных в соответствии с подпунктами "г" и "д" настоящего пункта досмотрах, конфискациях и других действиях с продукцией, в отношении которой введен запрет в соответствии с подпунктами "а", "б" и "в" настоящего пункта, для оперативного предоставления Министерством этой информации в Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г. (далее - Комитет);
ж) запрещается въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее физических лиц, перечисленных в приложении № 1 к настоящему Указу, а также физических лиц, определенных Комитетом, за исключением граждан Российской Федерации;
з) запрещается осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, финансовых операций с денежными средствами, финансовыми активами и экономическими ресурсами, имеющимися на территории Российской Федерации на 26 февраля 2011 г. - дату принятия резолюции Совета Безопасности ООН 1970 - или в любой последующий период и находящимися в собственности или под контролем физических лиц, перечисленных в приложении № 2 к настоящему Указу, а также физических и юридических лиц, определенных Комитетом, либо физических и юридических лиц, действующих от их имени или по их указанию. Никакие денежные средства, финансовые активы или экономические ресурсы не могут предоставляться таким физическим или юридическим лицам либо в их интересах гражданами Российской Федерации, иными юридическими или физическими лицами на территории Российской Федерации. (Меры, предусмотренные подпунктом "з" не распространяются... - см. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2012 № 589)
2. Меры, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 1 настоящего Указа, не распространяются:
а) на поставки несмертоносного военного имущества, предназначенного исключительно для использования в гуманитарных или защитных целях, на предоставление технической помощи и осуществление технического обучения, которые связаны с таким имуществом, при условии получения разрешения Комитета;
б) на защитное снаряжение, включая бронежилеты и каски, временно ввозимые в Ливию сотрудниками ООН, представителями средств массовой информации, работниками гуманитарных организаций и организаций, занимающихся вопросами развития, и связанным с ними персоналом исключительно для личного пользования;
в) на продажу или поставки вооружений и связанных с ними материальных средств и оказание помощи или предоставление персонала при условии получения разрешения Комитета.
3. Меры, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 1 настоящего Указа, не применяются:
а) если Комитет определит, что въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее физических лиц оправданы гуманитарной необходимостью, в том числе религиозной обязанностью;
б) если въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее физических лиц необходимы для осуществления судебного процесса;
в) если Комитет определит, что въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее физических лиц будут способствовать достижению целей мира и национального примирения в Ливии, а также стабильности в регионе;
г) если, как установлено Российской Федерацией, въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее физических лиц необходимы для содействия миру и стабильности в Ливии и в течение 48 часов после принятия такого решения через Министерство иностранных дел Российской Федерации Комитет будет уведомлен о таком въезде или таком транзитном проезде.
4. Меры, предусмотренные подпунктом "з" пункта 1 настоящего Указа, не применяются:
а) к денежным средствам, финансовым активам и экономическим ресурсам (после уведомления Комитета о намерении Российской Федерации разрешить в соответствующих случаях доступ к таким денежным средствам, финансовым активам и экономическим ресурсам и при отсутствии в течение пяти рабочих дней с даты получения такого уведомления отрицательного решения Комитета), которые, как было установлено Российской Федерацией, необходимы для следующих целей:
покрытие основных расходов, включая оплату продуктов питания, аренды жилья или ипотечного кредита, лекарств и медицинской помощи, налогов, страховых взносов и коммунальных услуг;
оплата в разумных пределах гонораров и возмещение понесенных расходов, связанных с получением юридических услуг;
оплата в соответствии с законодательством Российской Федерации сборов или взносов за текущее хранение или содержание денежных средств, финансовых активов и экономических ресурсов, операции с которыми не осуществляются согласно подпункту "з" пункта 1 настоящего Указа;
б) к денежным средствам, финансовым активам или экономическим ресурсам, которые, как было установлено Российской Федерацией, необходимы для покрытия чрезвычайных расходов, при условии, что Комитет был уведомлен о таком решении и одобрил его;
в) к денежным средствам, финансовым активам или экономическим ресурсам (после предварительного уведомления Комитета), которые являются предметом судебного, административного или арбитражного решения либо соответствующей обеспечительной мерой и могут использоваться Российской Федерацией для исполнения такого решения или такой обеспечительной меры, при условии, что решение или обеспечительная мера предшествуют 26 февраля 2011 г. и направлены не в пользу физических лиц, перечисленных в приложении № 2 к настоящему Указу, либо физических или юридических лиц, определенных Комитетом.
5. Не запрещается пополнение счетов, финансовые операции с денежными средствами на которых запрещены во исполнение положений подпункта "з" пункта 1 настоящего Указа, за счет процентов или других поступлений, причитающихся по этим счетам, либо выплат по контрактам, соглашениям или обязательствам, которые заключены (возникли) до 26 февраля 2011 г. - даты принятия резолюции Совета Безопасности ООН 1970, - при условии, что любые такие поступления, включая проценты, и выплаты будут также подпадать под положения настоящего Указа и дальнейшие финансовые операции с ними будут запрещены.
6. Положения подпункта "з" пункта 1 настоящего Указа не должны препятствовать осуществлению выплат по контрактам, заключенным до 26 февраля 2011 г. физическими лицами, перечисленными в приложении № 2 к настоящему Указу, и физическими или юридическими лицами до даты, когда Комитет определит, что они подпадают под действие положений резолюции Совета Безопасности ООН 1970 и, соответственно, под действие настоящего Указа, при условии, что, как было установлено Российской Федерацией, платеж не предоставляется непосредственно или опосредованно упомянутым выше физическим или юридическим лицам.
Министерство иностранных дел Российской Федерации будет уведомлять Комитет о намерении Российской Федерации разрешить снять в этих целях запрет на финансовые операции с денежными средствами, финансовыми активами и экономическими ресурсами за 10 рабочих дней до предоставления такого разрешения.
7. Денежные средства, финансовые активы и экономические ресурсы, финансовые операции с которыми запрещены в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 настоящего Указа, могут быть впоследствии предоставлены в распоряжение народа Ливии для использования на его благо по решению Совета Безопасности ООН.
8. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Федеральной миграционной службе, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Центральному банку Российской Федерации обеспечить в соответствии со своей компетенцией реализацию настоящего Указа.
 
 
Президент Российской Федерации                Д.Медведев
 
Москва, Кремль
9 марта 2011 года
№ 286
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к Указу ПрезидентаРоссийской Федерацииот 9 марта 2011 г. № 286
 
СПИСОК физических лиц, которым запрещается въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее
 
1. Д-р Аль-Багдади Абдулькадер Мухаммед - руководитель управления связи Движения революционных комитетов, участвовавших в актах насилия против демонстрантов (номер паспорта: В010574, дата рождения: 1 июля 1950 г.).
2. Дибри Абдулькадер Юсеф - начальник личной охраны Муамара Каддафи. Отвечает за обеспечение безопасности режима. Известно, что он руководил актами насилия против диссидентов (дата рождения: 1946 год, место рождения: Хоун, Ливия).
3. Дорда Абу Зайд Умар - директор Организации внешней безопасности. Приверженец режима. Руководитель Службы внешней разведки.
4. Генерал-майор Джабер Абу Бакр Юнес - министр обороны. Несет общую ответственность за действия вооруженных сил (дата рождения: 1952 год, место рождения: Джало, Ливия).
5. Матук Матук Мухаммед - секретарь по вопросам жилищно-коммунального обслуживания. Старшее должностное лицо режима. Связан с революционными комитетами. В прошлом известен участием в подавлении инакомыслия и актах насилия (дата рождения: 1956 год, место рождения: Хомс).
6. Каддаф ад-Дам Сайид Мухаммед - двоюродный брат Муамара Каддафи. В 1980-х годах участвовал в кампании убийств диссидентов и, как сообщается, несет ответственность за смерть нескольких человек в Европе. Также считается, что он участвовал в закупках оружия (дата рождения: 1948 год, место рождения: Сирт, Ливия).
7. Каддафи Аиша Муамар - дочь Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом (дата рождения: 1978 год, место рождения: Триполи, Ливия).
8. Каддафи Ханнибал Муамар - сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом (номер паспорта: В/002210, дата рождения: 20 сентября 1975 г., место рождения: Триполи, Ливия).
9. Каддафи Хамис Муамар - сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом. Командовал воинскими подразделениями, участвовавшими в подавлении демонстраций (дата рождения: 1978 год, место рождения: Триполи, Ливия).
10. Каддафи Мухаммед Муамар - сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом (дата рождения: 1970 год, место рождения: Триполи, Ливия).
11. Каддафи Муамар Мухаммед Абу Миньяр - руководитель ливийской революции, верховный главнокомандующий вооруженными силами. Несет ответственность за приказы о подавлении демонстраций, нарушении прав человека (дата рождения: 1942 год, место рождения: Сирт, Ливия).
12. Каддафи Мутассим - советник по вопросам национальной безопасности. Сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом (дата рождения: 1976 год, место рождения: Триполи, Ливия).
13. Каддафи Саади - командующий специальными силами. Сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом. Командовал воинскими подразделениями, участвовавшими в подавлении демонстраций (номер паспорта: 014797, дата рождения: 25 мая 1973 г., место рождения: Триполи, Ливия).
14. Каддафи Сейф аль-Араб - сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом (дата рождения: 1982 год, место рождения: Триполи, Ливия).
15. Каддафи Сейф аль-Ислам - директор Фонда Каддафи. Сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом. Выступал с публичными заявлениями, содержащими призывы к применению насилия в отношении демонстрантов (номер паспорта: В014995, дата рождения: 25 июня 1972 г., место рождения: Триполи, Ливия).
16. Полковник Ас-Сенусси Абдулла - директор Службы военной разведки, участвовавшей в подавлении демонстраций. В прошлом подозревался в причастности к кровавой расправе в тюрьме Абу Селим. Заочно осужден за взрыв самолета компании "Ю.Т.А.". Шурин Муамара Каддафи (дата рождения: 1949 год, место рождения: Судан).
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к Указу ПрезидентаРоссийской Федерацииот 9 марта 2011 г. № 286
 
СПИСОКфизических лиц, в отношении которых вводится запрет наосуществление финансовых операций с находящимися в их собственности или под их контролем денежными средствами, финансовыми активами и экономическими ресурсами, имеющимися на территории Российской Федерации на 26 февраля 2011 г. и на последующий период
 
1. Каддафи Аиша Муамар - дочь Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом (дата рождения: 1978 год, место рождения: Триполи, Ливия).
2. Каддафи Ханнибал Муамар - сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом (номер паспорта: В/002210, дата рождения: 20 сентября 1975 г., место рождения: Триполи, Ливия).
3. Каддафи Хамис Муамар - сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом. Командовал воинскими подразделениями, участвовавшими в подавлении демонстраций (дата рождения: 1978 год, место рождения: Триполи, Ливия).
4. Каддафи Муамар Мухаммед Абу Миньяр - руководитель ливийской революции, верховный главнокомандующий вооруженными силами. Несет ответственность за приказы о подавлении демонстраций, нарушении прав человека (дата рождения: 1942 год, место рождения: Сирт, Ливия).
5. Каддафи Мутассим - советник по вопросам национальной безопасности. Сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом (дата рождения: 1976 год, место рождения: Триполи, Ливия).
6. Каддафи Сейф аль-Ислам - директор Фонда Каддафи. Сын Муамара Каддафи. Тесная связь с режимом. Выступал с публичными заявлениями, содержащими призывы к применению насилия в отношении демонстрантов (номер паспорта: В014995, дата рождения: 25 июня 1972 г., место рождения: Триполи, Ливия).





Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2011 г. № 1092
http://www.kremlin.ru/acts/bank/33791

О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1973 от 17 марта 2011 г.
pravo.gov.ru
 
 
УКАЗ
 
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1973 от 17 марта 2011 г.
 
(В редакции Указа Президента Российской Федерации  от 06.05.2012  № 589)
 
В связи с принятием резолюции Совета Безопасности ООН 1973 от 17 марта 2011 г., предусматривающей применение ряда ограничений в отношении Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии (Ливия), и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" постановляю:
1. Всем государственным учреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, банкам, организациям, иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что впредь до особого распоряжения:
а) запрещается выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации при выполнении международных полетов российскими и иностранными воздушными судами:
если воздушное судно имеет целью осуществить полет в воздушном пространстве Ливии, за исключением случаев, когда полет выполняется исключительно в гуманитарных целях, таких как доставка или содействие в доставке гуманитарной помощи, в том числе медикаментов, продовольствия, гуманитарного персонала, либо эвакуация иностранных граждан из Ливии, а также случаев, когда полет, как будет сочтено Российской Федерацией, необходим для блага ливийского народа и находится в рамках мер, предпринимаемых государствами по установлению режима запрета на полеты в воздушном пространстве Ливии в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1973 от 17 марта 2011 г. Выдача разрешений должна быть согласована через Министерство иностранных дел Российской Федерации в порядке, предусмотренном резолюцией Совета Безопасности ООН 1973 от 17 марта 2011 г.;
если воздушное судно зарегистрировано в Ливии или принадлежит либо эксплуатируется ливийскими физическими или юридическими лицами, за исключением случаев, когда разрешение на полеты было получено через Министерство иностранных дел Российской Федерации от Комитета Совета Безопасности ООН, учрежденного в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г., или когда производится аварийная посадка;
если у Российской Федерации имеется информация, дающая основания полагать, что воздушное судно используется для доставки персонала по оказанию услуг, связанных с военной деятельностью, включая доставку вооруженных наемников, либо перевозит грузы, содержащие продукцию, в отношении продажи, поставки и передачи которой введен запрет в соответствии с подпунктами "а", "б" и "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 г. № 286 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г.", за исключением случаев, когда производится аварийная посадка;
(Действие мер, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 прекращено с 1 ноября 2011 г. - Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2012  № 589)
б) в соответствии с международным правом, в частности морским правом, военными кораблями Российской Федерации, при необходимости с использованием всех мер, соразмерных конкретным обстоятельствам, и в сотрудничестве с другими государствами, в частности с государством, под флагом которого следует судно, производится досмотр в открытом море судов, следующих в Ливию или из Ливии, при наличии у Российской Федерации информации, дающей основания полагать, что судно используется для доставки персонала по оказанию услуг, связанных с военной деятельностью, включая доставку вооруженных наемников, либо перевозит грузы, содержащие продукцию, в отношении продажи, поставки и передачи которой введен запрет в соответствии с подпунктами "а", "б" и "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 г. № 286, с применением мер, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 г. № 286;
в) следует сотрудничать с иностранными государствами в случае получения от них соответствующих запросов в связи с осуществлением ими досмотра, аналогичного указанному в подпункте "б" настоящего пункта, а также с Генеральным секретарем ООН, который через Министерство иностранных дел Российской Федерации незамедлительно уведомляется о мерах, предпринятых в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
г) меры, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 г. № 286, не распространяются на продажу, поставку и передачу всех видов вооружений и связанных с ними материальных средств, включая оружие и боеприпасы, боевые машины и технику, военное снаряжение и относящиеся к нему материалы, запасные части для названной продукции, а также на оказание услуг по обучению и предоставлению технической, финансовой и иной помощи (включая предоставление наемного персонала), связанных с военной деятельностью либо с предоставлением, изготовлением, техническим обслуживанием или использованием продукции, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 г. № 286, которые требуются для принятия государствами необходимых мер (самостоятельно или через региональные организации или соглашения и в сотрудничестве с Генеральным секретарем ООН) по защите гражданского населения и мест его проживания, находящихся под угрозой нападения в Ливии, в том числе в г. Бенгази;
д) меры, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 г. № 286, распространяются также на физических лиц по списку согласно приложению № 1;
е) меры, предусмотренные подпунктом "з" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 г. № 286, распространяются также на физических и юридических лиц по списку согласно приложению № 2;
ж) при ведении дел с юридическими лицами, учрежденными в Ливии или подпадающими под ее юрисдикцию, с любыми физическими или юридическими лицами, действующими от их имени или по их поручению, а также с юридическими лицами, находящимися в собственности или под контролем перечисленных выше лиц, следует проявлять бдительность при наличии у Российской Федерации информации, дающей основания полагать, что ведение таких дел может содействовать насилию и применению силы против гражданского населения Ливии.
2. Министерству иностранных дел Российской Федерации довести до сведения заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации положения пункта 27 резолюции Совета Безопасности ООН 1973 от 17 марта 2011 г.
3. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Федеральной миграционной службе, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Центральному банку Российской Федерации обеспечить в соответствии со своей компетенцией реализацию пункта 1 настоящего Указа.
 
 
Президент Российской Федерации                Д.Медведев
 
Москва, Кремль
12 августа 2011 года
№ 1092
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к Указу ПрезидентаРоссийской Федерацииот 12 августа 2011 г. № 1092
 
СПИСОК физических лиц, которым запрещается въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее
 
1. Курэн Салих Курэн аль-Каддафи - Посол Ливии в Чаде. Покинул Чад и приехал в г. Себха (Ливия). Напрямую вовлечен в вербовку наемников и координацию их деятельности в интересах режима.
2. Полковник Амид Хусейн аль-Куни - губернатор г. Гат (Южная Ливия). Напрямую вовлечен в вербовку наемников.
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к Указу ПрезидентаРоссийской Федерацииот 12 августа 2011 г. № 1092
 
СПИСОК физических и юридических лиц, в отношении которых вводится запрет на осуществление финансовых операций с находящимися в их собственности или под их контролем денежными средствами, финансовыми активами и экономическими ресурсами, имеющимися на территории Российской Федерации на 17 марта 2011 г. и на последующий период
 
1. Дорда, Абу Зайд Умар - директор Организации внешней безопасности Ливии.
2. Джабер, генерал-майор Абу Бакр Юнис - Министр обороны Ливии, 1952 года рождения, родившийся в г. Джало (Ливия).
3. Матук, Матук Мохаммед - секретарь по вопросам жилищно-коммунального обслуживания, 1956 года рождения, родившийся в г. Хомс (Ливия).
4. Каддафи, Мохаммед Муамар - сын Муамара Каддафи, 1970 года рождения, родившийся в г. Триполи (Ливия).
5. Каддафи, Саади - командующий специальными силами, сын Муамара Каддафи, командовал воинскими подразделениями, участвовавшими в подавлении демонстраций. Родился 25 мая 1973 г. в г. Триполи (Ливия).
6. Каддафи, Саиф аль-Араб - сын Муамара Каддафи, 1982 года рождения, родившийся в г. Триполи (Ливия).
7. Ас-Сенусси, полковник Абдулла - директор Службы военной разведки, 1949 года рождения, родившийся в Судане.
8. Центральный банк Ливии. Находится под контролем Муамара Каддафи и его семьи, является потенциальным источником средств для его режима.
9. Ливийское инвестиционное управление. Находится под контролем Муамара Каддафи и его семьи, является потенциальным источником финансовых средств для его режима. Другое название - Ливийская арабская компания зарубежных инвестиций (LAFICO). Адрес: 1 Fateh Tower Office, No. 99, 22nd Floor, Borgaida Street, Tripoli, Libya, 1103.
10. Иностранный банк Ливии. Находится под контролем Муамара Каддафи и его семьи, является потенциальным источником финансовых средств для его режима.
11. Ливийский африканский инвестиционный портфель. Находится под контролем Муамара Каддафи и его семьи, является потенциальным источником финансовых средств для его режима. Адрес: Jamahiriya Street, LAP Building, PO Box 91330, Tripoli, Libya.
12. Ливийская национальная нефтяная корпорация. Находится под контролем Муамара Каддафи и его семьи, является потенциальным источником финансовых средств для его режима. Адрес: Bashir Saadwi Street, Tripoli, Tarabulus, Libya.
 



Дополнительные материалы по теме:


https://www.sologubovskiy.ru/articles/4052/

http://proza.ru/2013/10/21/1219?ysclid=lnn0vl4ho8280980711