Синтетическая картина Мира. Тезисы Николай Иванови

Владимир Сукосян
Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881)

«И вот мне грезится беспредельный, беспрерывно зыблющийся и текущий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себя всю Вселенную, проникающий все ее атомы, беспрерывно группирующий их, снова разлагающий их сочетания и агрегаты и приспособляющий их к различным целям бытия».
*
Наш ум по неизбежной необходимости должен принять беспредельный и вечный разум, управляющий океаном жизни.
*
 Мне кажется, что жизненное начало ни с чем не может быть так сравнено, как со светом.
*
 «Из моего мировоззрения, изложенного в этом дневнике, я заключаю, что существование Верховного Разума, и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существования Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума».
*
Мы привыкли с самой колыбели к жизни, и смотрим на жизнь как на обыкновенную, вседневную вещь... Но что было бы со всеми нами, если бы ум наш постоянно вникал в самую суть нас самих и всего окружающего нас?! На каждом шагу мы встречались бы лицом к лицу с непроницаемою тайною. Что это за странное плавание и кружение в беспредельном пространстве тяготеющих друг к другу шаровидных масс? Что это за непонятное существование бесчисленных миров, составленных из одних и тех же вещественных атомов и отделенных на веки один от другого невообразимыми по своей громадности пространствами?
Что значит эта бесконечная разновидность форм жизни?
А сцепление, тяготение, постоянная вибрация атомов – разве все эти обыденные для нас явления не тайны, скрытые под научными именами? А эти так называемые простые тела, эти неразлагающиеся элементы, скопленные в огромных планетных массах, разве они действительно первобытные элементы? Откуда взялись бы они, откуда взялась бы планетная жизнь, если бы другие, нам неведомые, первобытные элементы и силы не содержались в общем, для нас недостигаемом источнике? Что он такое, этот источник и вместилище неведомых начал?
*
Нужно допустить возможность образования вещества из скопления силы. И я не вижу логической невозможности принять этот конечный результат моего умственного анализа материи.