Три дня Христа в аду

Игорь Устичев
               Сегодня в православной среде разгорелась полемика на тему сошествия Христа во ад. Причиной тому стали некоторые мнения, очень похожие на новую ересь о том, что Христос в аду проповедовал, крестил грешников, а потом вывел оттуда, по одной версии – всех грешников, а по другой – только праведников. Началу еретического учения о спасении всех находящихся в аду и о проповеди Христа грешникам было положено в IV-V вв., открытием апокрифического «евангелие от Никодима». Нигде в Священном Писании и Предании ничего подобного мы не находим. Развитию этой ереси в наши дни положило заблуждение сербского преподобного, нашего современника Иустина Поповича (1894-1979), который утверждал следующее: «…о том, что Господь Иисус Христос, разрушив державу смерти и одолев диавола, освободил от ада все человеческие души. Акцентируя это как объективную реальность и явное следствие пребывания Спасителя в аду, Церковь не объясняет, какими были субъективные настроения (мотивы) и состояния грешных душ, освобожденных из ада вместе с праведниками. Если и уместны здесь благочестивые предположения, то можно было бы сказать, что освобождение [и] грешных душ из ада явилось следствием Божественной проповеди Спасителя в аду, которая своей всеспасительностью и победой над диаволом и смертью была очевидной для всех душ, так что, определившись за Господа Иисуса». Стараясь придать этой идее вид догмата, т.е. учения, подтвержденного Священным Писанием, некоторые приводят в обоснование своей позиции слова Апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет.4:6). Однако, эти попытки больше напоминают притягивание евангельских слов за уши и стремление выдать желаемое за действительное.  Давайте внимательно разберем, о чем говорит апостол Петр, руководствуясь каноническим учением церкви и текстами Священного Писания. Для начала нам необходимо ответить на главный вопрос: что такое ад, для чего он нужен и что с ним будет? Ад или шеол – место пребывания душ после смерти до пришествия Христа и место мучения грешников после Его Воскрешения. Это место мрачное, скорбное и мучительное. В ветхозаветной церкви никто не мог его избежать, пока врата преисподней не были разрушены сошедшим во ад Христом. В соответствии с евангельским учением Христа или отеческой эсхатологией, в аду грешники ожидают своей участи до Второго пришествия Спасителя. Основой православного учения о спасении и загробной участи души является осуждение грешников на вечные муки и оправдание праведников для вечного блаженства. Целям первого служит ад или преисподняя, а второго – Царствие Небесное и места упокоения праведников (разницу между ними можно посмотреть в нашей работе «Сколько рая у Бога?»). Весь смысл христианского вероучения заключается в том, что заповеди, которые дал Спаситель, нужно исполнять здесь на земле. Только в этой жизни отпущено время для исправления греха, поскольку после смерти покаяния нет. Оно невозможно в принципе, потому что со смертью уничтожается грех. Кроме того, невозможность покаяния в загробном мире обусловлена праведности Суда Божьего: нельзя при жизни грешить до бесконечности, наслаждаясь всеми благами, а после смерти увидев, что такое ад и вечные муки, тут же покаяться и стать свободным от наказания. Это делает бессмысленным все учение Евангелие и уравнивает подвиги праведников с грехами нечестивых. Подтверждение этому находим в Писании: «…во аде же кто исповестся Тебе» (Пс.6:6), «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26, 10), «.. идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам» (Мф. 25:41). Приговор Спасителя совершенно однозначный: идите грешники в вечный огонь, уготованный дьяволу и его ангелам. Вечный! Это значит, что ад, как место наказания грешников, был, есть, и будет, и никуда не денется, иначе учение о спасении лишено всякого смысла. Если человек будет знать, что после смерти он сможет покаяться, а значит получить прощение за все свои грехи и зверства, то муки и блаженства утрачивают свое значение, и, следовательно, всякая узда с грешника снимается, и он может творить при жизни все, что угодно. Все равно потом получит прощение. Итак, с понятием ада мы разобрались и показали, что всякие мнения о возможности покаяния, прощения или спасения в аду исключены в силу непреложности обетования Господня. Тогда возникают два вопроса: что делал Христос три дня в аду и как быть с приведенными выше словами апостола Петра? Начнем с последнего. Апостол говорит: «…Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению». Со всей очевидностью речь идет о духах, а не о душах. Но вопреки очевидному, некоторые толкователи пытаются притянуть за уши к этим словам понятие «душа», чтобы обосновать теорию проповеди Христом в аду грешникам.  Но Священное Писание четко различает понятие «душа» и «дух»: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28) и: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). И тот же Петр совершенно четко различал понятие «душа» и «дух»: «ибо этот праведник, живя среди них, терзал изо дня в день праведную свою душу, видя и слыша беззаконные дела» (2Пет.2:8). Поэтому считать, что под словом «духам» Апостол Петр имел ввиду «душам» - плод личной фантазии авторов. Далее Петр говорит, что Господь: «…проповедал, некогда непокорным (духам – авт.) ожидавшему их Божию долготерпению». Что это значит? Если духи преисподней суть бесы или аггелы сатаны, то, о чем им можно проповедовать, если они уже Судом Божиим навечно осуждены? В чем суть проповеди и для чего она? Это лишено всякого смысла, если проповедь понимать такой, какой она была при жизни Спасителя.  Иисус не учил бесов истине и не призывал их к покаянию. Он Своим сошествием во ад явил дьяволу и всему его воинству, что врата ада сломлены, власть смерти уничтожена, и Он Царь Славы пришел вершить свой суд, над которым ад не властен. Теперь ад не может без воли Христа принять в себя ни одну душу. «Некогда непокорным» – не означает, что ранее духи были непокорны, а теперь исправились. Это значит, что за свою (некогда) непокорность они были низвержены с неба в преисподнюю, где целиком и полностью находятся во власти Господа, что было явлено сошествием Христа во ад.  «Проповедовал…ожидавшему их Божию долготерпению» – значит, что, сошествием во ад, Сын Божий проповедует, т.е. объявляет о победе над смертью и дьяволом. Долготерпение Божие заключается в том, что нужно было время, чтобы боговоплощение Христа наступило. Это не значит, что бесы томились в ожидании, когда к ним спустится Господь, равно как и не ожидали этого и пребывающие там нечестивцы. Тайна боговоплощения и последующих событий была недоступна даже ангелам, а не то, что бесам и грешникам. Даже дьявол, искушая Христа в пустыне, не знал Кто перед ним. Вот что значат слова Петра о проповеди Спасителя в аду. Попытки придать им другой смысл лишены всякого основания. Далее Петр говорит: «…Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом». Но как могут мертвые по плоти жить духом в аду? Само построение фразы говорит о том, что мертвые должны жить по духу! В аде в принципе невозможно жить по духу, если человек не жил так при жизни. Да, и понятие «жизнь» к загробному миру не применимо. Вот как это место толкует прп. Максим Исповедник: «Или, быть может, [Священное Писание] прикровенно называет «мертвыми» тех, кто носит в теле мертвость Господа Иисуса (2Кор.;4:10) и кому поистине, благодаря делам их, даровано божественное Евангелие (ибо Евангелие устанавливает отречение от плотской жизни и исповедание духовной); тех, кто всегда умирает по человеку, то есть для человеческой жизни во плоти и по веку сему, живет же по Богу одним только духом, подобно божественному Апостолу (Гал.;2:20, 5:25) и его сотрудникам, живущим не собственной жизнью, но имеющим только живущего в них Христа. Так судятся плотию в веке сем мертвые Бога ради, подвергаясь многим скорбям, мукам и невзгодам и с радостью перенося преследования и тысячи видов искушений.». Иное толкование слов Апостола Петра дать невозможно, не погрешив в истине. Проповедь в аду невозможна еще и потому что, во-первых, любая проповедь служит призывом или побуждением к исправлению и соблюдению заповедей, а во-вторых, она оставляет человеку выбор прислушаться к словам Господа и измениться в лучшую сторону. И то, и другое для ада неприемлемо, в силу того, что исправление и покаяние в нем невозможны. Преисподняя – это не место исправления, как ИТК, а место наказания. Следовательно, любая проповедь в аду, как учение, лишена всякого смысла. Как мы уже отмечали выше, в христианской традиции есть два мнения о судьбе пребывающих там душах. Первое говорит о том, что Христос вывел из ада всех грешников, а второе – что только праведников. Первое мнение мы рассматривать не будем, как абсолютно еретическое, а по второму – есть вопросы.  Если Господь вывел праведников из ада, то куда делись спасенные из ада? В Царство Небесное они попасть не могли, потому что крещены не были. В рай - но, кто им отпустил грехи, ибо грешник в рай попасть не может? Христос в аду никак грехи отпустить не мог. На кресте разбойнику - отпустил, а в аду это невозможно, потому что после смерти покаяния нет: «Еда повесть кто во гробе милость твою, и истину твою в погибели» (Пс.87:12). Остается предположить, что души праведников отправились в некие места упокоения святых. Но было ли это целью боговоплощения и сошествия Христа во ад? Очень сомнительно, ибо с душами праведников Бог мог управить также, как с душой Лазаря, которую ангелы отнесли на Лоно Авраамово. Если душу простого бедняка ангелы отнесли в место блаженства, то почему они также не могли поступить с душами великих пророков и праведников? Вопрос остается открытым. Свт. Иннокентий Херсонский пытается решить его следующим образом. Он относит Лоно Авраамово к неким областям ада: «…по мере развития умственных сил евреев и по мере прояснения понятия о вечности, они начали отличать в шеоле лоно Авраамово, геенну и прочее, но прежние понятия оставались». Однако, это противоречит тому, что говорит Христос словами Лазаря: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). А такая пропасть в одном шеоле быть не может по определению, ибо этот означает разделение ада в самом себе. Кроме того, ангелы с преисподней не имеют никакого сношения, в силу той же великой пропасти, и потому, что: «…кое общение свету ко тме» (2Кор.16:14). Ангелы несут душу на Небо, а в преисподнюю ее волокут бесы. Но вернемся к праведникам. Несомненно, можно согласиться, что сломленные врата преисподней дали им возможность покинуть место печали, горя и страданий и обрести блаженство в обителях Отца. Остальные души никуда из ада не делись, а пребывают там и поныне в ожидании конца света. Так зачем Христос спускался в ад и что Он там делал три дня? В свете сотериологического учения Церкви и на основании вышеизложенного можно прийти к следующим выводам. Главная задача Спасителя была победа над смертью через воскрешение в человеческом теле, и уничтожение греха, который делал эту смерть неизбежной. Кроме того, у дьявола отнималась власть над всякой душой, неизбежно к нему попадающей после смерти, что было в ветхозаветной истории. Теперь суд был только в руках Сына Божьего, а человек получил возможность оправдаться и избежать шеола еще при жизни. Сломленные врата преисподней – свидетельствуют об утрате адом своей власти и падение крепости дьявола перед стопами Христа. Но это не значит, что все там пребывающие могут спокойно «выйти на свободу» и гулять, где ни попадя. Каждый, заслуживающий наказания несет его и будет нести до скончания века. Три дня, которые Спаситель провел в преисподней, на самом деле, никакого отношения к нашему времяисчислению не имеют. Дело в том, что время и его формы в виде часов, дней, суток, месяцев, годов – категория исключительно земной жизни. В мире загробном времени нет. В нем прошлое, настоящее и будущее – являются одним целым днем Господним. Соответственно те 72 часа, которые Иисус провел в аду – это аллюзия к трем дням Ионы во чреве китовом и к словам Христа о Иерусалимском Храме: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19). Три дня протекли для людей, но не для Спасителя. Для Него время в аду было мгновением. Но три дня земного времени были нужны, ради исполнения вышеназванных пророчеств. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17) – говорит Христос. Это время было предназначено не для грешников в аду, а для живущих на земле, дабы исполнилось сказанное в Законе.
              Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Сошествие Христа во ад было призвано разрушить власть дьявола над людьми, уничтожить смерть и победить грех, чтобы дать возможность человеку стать сыном Божиим по обетованию через искупительную жертву Христа и усыновление Богу. Проповедь Спасителя в преисподней заключалась не в учении истине тамошних сидельцев, а в явлении Себя во всей славе и покорении дьявола Сыну Божьему, от чего весь ад содрогнулся и ужаснулся. Трехдневное пребывание в преисподней – исполнение пророчеств и Закона по слову Господа.