Сталин и Казахстан

Александр Щербаков 5
На вершине властной структуры любой страны всегда ведется подковерная борьба за лучшее место под солнцем. И Советский Союз в этом отношении не исключение. Пока был жив Ленин, эта борьба велась за титул его наследника. И хотя её выиграл Сталин с помощью Каменева и Зиновьева, членов Политбюро, борьба с Троцким и так называемой «ленинской» гвардией, а, по сути, с заевшими партчинушами в региональной власти,  шла до конца 1939 года, когда Сталин одержал окончательную побуду, а СССР выиграл войну с коллективным Западом.

Дискредитация Иосифа Сталина началась сразу после его смерти, и усилилась после прихода к власти Никиты Хрущева. Потом она затихла и повторно началась во времена горбачевской «гласности» и «перестройки». Одним из элементов дискредитации явилась подделка документов, изготовление массы фальшивок с целью опорочить принимаемые во времена Сталина решений.  Сейчас, когда все архивы открыты (или большинство, по крайней мере), на свет божий вылезают подделки, которые разоблачает историк, пишущий свои материалы под ником «МемуаристЪ. Канал о Сталине». Вот одну из последних работ этого историка я и хочу привести на своей странице. 

Сейчас, когда в одной из соседних с Россией суверенных стран разворачивается антирусская истерия при попустительстве властей во главе с президентом, хочется напомнить своим читателям, что нечто подобное было и много лет назад, и чем все закончилось. Далее передаю слово «Мемуаристу».
***
То, что Сталин главный злодей в истории Казахстана, становится общим местом. Этот миф активно подкрепляется, якобы, архивными документами. А расстрелянные негодяи, вполне националистического свойства, становятся чуть ли не народными героями. Улицы и школы называют, памятники ставят!

Казалось бы, нет давно Советского Союза, справились, оторвали республики. Так нет же, не уймутся. На всякий случай насаждают в некрепкие умы исторические мифы про плохих русских. Напомнить бы им, что Казахстан впервые создал товарищ Сталин, выделив из РСФСР ряд исконных областей. Ну да ладно...

Либералы со страшной силой продвигают историю, что в 1938 году Сталин решил малость проредить азиатов. Якобы, принимается ряд постановлений Политбюро о масштабных национальных чистках. Устанавливаются людоедские лимиты расстрелов. А слишком добрых местных чекистов самих полощут в прессе и ставят к стенке.

Давайте читать документы. Вот прекрасное решение Политбюро по казахскому вопросу от 19 марта 1938 года. Да, снова видим какую-то рукописную записку на туалетной бумажке. Ну понятно, так у большевиков официальные документы и выглядели.

Политбюро соглашается с предложением главного коммуниста партии Казахстана по делу антисоветской националистической группы. И разрешает дать об этом сообщения в прессе о расстреле её участников.

Копия записки на заставке.

Погодите негодовать, в данном случае нам не пытаются впарить, что к расстрелу кого-то приговорило Политбюро или лично Сталин. Никаких полномочий на такое у партийных органов нет. Нет, оказывается, уже состоялся настоящий суд. У партии спрашивают только разрешения сообщить прессе.

К решению Политбюро приложена крайне странная шифротелеграмма секретаря ЦК КП(б) Казахстана Мирзояна. Ну поехали, телеграмма на официальном бланке. Только название «шифровка» сразу корёжит. Потому что это из фильмов про Штирлица. Документ называется шифрованная телеграмма, сообщение, в крайнем случае шифротелеграмма. Даже в рукописной бумажке решения Политбюро рука такое написать не поднялась. Никаких шифровок, документ назван просто телеграммой.

Дальше, в углу типографский штамп «Строго секретно». Устал повторять, не было в секретном документообороте такого грифа. Было «совершенно секретно». Где они такое берут? Ну покажите решение ЦИК или инструкцию, где такой гриф описан. Нет? (Шифровка в комментариях)

Для пущей достоверности крупно напечатано «снятие копий воспрещается» и «подлежит возврату в 48 часов». Я правильно понимаю, что члены Политбюро принимали решения на слух? Или передавали из рук в руки один единственный экземпляр телеграммы, пока все не ознакомятся? Кстати, а что Вы собрались сделать с товарищем Сталиным, если он не успеет за 48 часов рассмотреть телеграмму на Политбюро и сделать машинописную выписку из решения? Напомню, это его прямая работа, он секретарь ЦК.

Еще из приятного, составители телеграммы, всё-таки в курсе, что надо бы указать входящий номер, время поступления и фамилию шифровальщика. Это плюс. Минус, что прямо через телеграмму размашистая виза:
«С публикацией в местной печати».
И даже какая-то имитация сокращённой подписи Сталина (нет, он подписывался не так), Молотова, Ежова и Кагановича.

Минус, что написана телеграмма на деревню дедушке в ЦК партии Сталину. Потому как шифровка прямым образом предназначалась для рассмотрения не ЦК, а именно Политбюро ЦК. Ну допустим.

Гораздо хуже, что свою должность товарищ Мирзоян не знает. Потому как на дату телеграммы давно был не секретарём, а первым секретарем партии Казахской ССР. Товарищ Мирзоян сообщает: «Приехавшая военная коллегия закончила работу по рассмотрению дел руководящих лиц антисоветской националистической организации».

Во-первых, она не приехавшая, она выездная. Ну понятно, предателей судили выездной сессией Военной коллегии Верховного суда. Поразительно, что Мирзоян не сообщает нам о решении суда! Сколько человек осуждено и к какой мере не сообщается.

Зато Мирзоян требует разрешения сообщить об этом в прессу. Особенно, о приговоре Кулумбетову. Которого, фактически, сменил у руля республики. Потому как Узакбай Кулумбетов - фигура крайне серьёзная. Бессменный председатель ЦИК республики во всех её видах, ещё со времён автономии в составе РСФСР.

Дальше идёт фраза, которую я даже не знаю как комментировать. Напомню, суд состоялся, приговоры вынесены. Может быть, часть уже исполнена. Знаете, что пишет Мирзоян Сталину? Наберите воздуха: «Прошу Вас разрешить нам дать сообщение в газеты о суде и расстреле 12-15 бывших ответственных работников».
Это вообще как? Военная коллегия такой приговор и вынесла? Расстреляйте человек 12-15, сами решите кого.

Ещё более странно, что в базе репрессированных гражданин Кулумбетов присутствует. Только указано, что судила его вовсе не Военная коллегия, а Верховный суд Казахской ССР. Вы же помните, это уже год как не Россия. Приговор от 25 февраля, почти за месяц до решения Политбюро.

Знаете откуда в шифровке взялась Военная коллегия? Очень просто, в той же базе читаем, что в 1958 году его реабилитирует выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР. Только вот... как они в 1938 году узнали, кто будет выносить решение о реабилитации через двадцать лет?

Чувствуете уровень достоверности документа? В интернетах читаем ещё более ужасающие подробности. Оказывается, все партийное руководство заложил директор русско-казахской школы из Иргиза гражданин Киселёв. Якобы, он написал донос, что в Монголии Кулумбетов стал японским шпионом. И стремился отделить Казахстан от Союза. Так и написано «Казахстан», я не шучу!

Есть одна проблемка. Нет, не то, что партийные и следственные органы послушались облыжного обвинения от учителя. Проблема в том, что название Казахстан появилось только в декабре 1991 года! Была Киргизская автономия, была Казакская, потом Казахская ССР. Но никакого Казахстана не было! Вот компартия, как ни странно, называлась после Сталинской Конституции КП(б) Казахстана. Партия, не республика!

Дальше нам сообщают, что в декабре 1937 года гражданина Кулумбетова приговорил лично Сталин. Подписал лично расстрельный список. Зачем после этого какое-то заседание суда для меня загадка. Делается это ровно для одной фразы в будущий учебник истории: «Узакбай Кулумбетов стоял у истоков образования первой Казахской советской республики. Они вновь после Алаш-Орды сделали попытку объединения разбросанных тогда по различным российским губерниям земель будущего Казахстана. До конца своей жизни оставались преданными своему народу и боролись за интересы его. За это подверглись репрессиям, только с 25 февраля по 13 марта 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда Союза ССР осудила на расстрел руководителей Казахстана в количестве 650 человек. То есть на тот момент национальная республика была полностью обезглавлена».

Где они берут про 650 убитых партийцев, для меня загадка. Но ведь сказано «за это подверглись репрессиям» не просто так. Сталин наказывал казахов, звучит именно так. Если это не разжигание национальной розни, я даже не знаю.

Нашёл человека, который эти дела копал активно и в архивах ФСБ, и в казахских архивах. Режиссёр Еркин Ракышев про дело Кулумбетова сделал целую серию документальных кинофильмов.

Отчего-то режиссёр уверен, что заговор в партийной организации вполне был. Самый настоящий и вполне националистический по смыслу. И восстания против Советской власти, в том числе в Иргизе, затевали именно эти ребята из республиканского ЦК.

Так и гражданина Кулумбетова стали рекламировать не просто так. Уже в наши дни вдруг стали переименовывать в его честь улицы, школы. Расставлять бюсты и памятники. Посыл понятен - он же сражался против большевиков. Против русских, скажем прямо. Неприятный запашок сразу от памятников национального героя, не находите?

А может, всё несколько не так было? Та же википедия сообщает, что 22 сентября 1937 года в «Правде» вышла статья «На поводу у буржуазных националистов». Я даже зачитаю: «Где партийному руководству Казахстана вменялось в вину отсутствие арестов среди известных людей республики».

Неужели правда такое вменялось? Увы, в газете от этой даты такой статьи я не нашёл. И тут врут. Впрочем, статья была, на день раньше. Ну-ка, где там Сталин пишет, что мало расстреливают казахов?

Корреспондент пишет про собрание партийного актива. И первым делом ругает не снятого Кулумбетова, а Мирзояна! Который заметает под коврик очевидные проблемы с националистами в рядах партии!

И дело не в выступлениях. Газета сообщает, что Кулумбетов в 1919 году разложил один из отрядов Красной Армии и бежал к белым. Больше того, вполне жив командир этого отряда Киселёв. Который неоднократно пытался разоблачить врага.
Не тот ли это Киселёв, которого представили простым школьным учителем? Оказывается, это командир отряда Кулумбетова времён Гражданской! Больше того, Киселёв не тайный донос писал. Он дважды пытался выступить на партийных городской и областной конференциях!

Каждый раз, оказывается, Кулумбетова покрывал... барабанная дробь... Мирзоян! И партийный билет поменял и в состав республиканского ЦК рекомендовал! Это на фоне заявления в крайком товарища Киселёва о прошлом этого гражданина!

Вот ещё один деятель Садвакасов, секретарь Алма-Атинского обкома. На партактиве в августе товарищи открытым голосованием приняли решение расследовать преступления Садвакасова. И ничего!

Через два дня в газете «Казахстанская правда» заикнулись про решение партактива. В итоге... Мирзоян разнёс редактора газеты за нападки на партийное начальство!

Ещё один член ЦК - Ескараев, первый заместитель местного Совнаркома, бывший главный прокурор республики. По его душу из Москвы приехал следователь по важнейшим делам Прокуратуры СССР, принялся собирать материалы. Следователя тут же вызвали в республиканское ЦК. И второй секретарь приказал следователю в течение суток немедленно... убраться из республики.

«Правда» пишет и ещё кое-что. В местной прессе ругать националистов из партийных кабинетов нельзя: «ЦК КБ(б) Казахстана систематически приучает редакторов газет к сглаживанию острых углов, к подхалимству и угодничеству».

Интересно, правда? Из невинных жертв «Сталинских репрессий» вдруг проглянула картинка круговой поруки. Да ещё с отчетливым белогвардейским и националистическим душком.

Я одного не понял. Где в статье «вменяется в вину отсутствие арестов среди известных людей республики»? Дело-то не в арестах, а в тёпленьком гнезде врагов казахского народа, очень похоже.

Может, это всё кабинетные дрязги? Не скажите! В государственно архиве Актюбинской области содержится любопытный документ. Протокол обсуждения коммунистами ряда материалов о ситуации в республике. В том числе, той самой статьи в «Правде».
Итак, протокол отдела руководящих партийных органов ЦК компартии Казахстана. В протоколе записано, что обсуждение этих вопросов началось 27 сентября 1937 года на городском и областном активе. Сто восемьдесят делегатов, 39 человек выступило!

По всем районам Казахстана прошли заседания партийных организаций. В Актюбинске по районам прошли партсобрания. 308 участников, выступило 144 человека! Какие там доносы и анонимки, про бардак в партийном руководстве чуть не голосом кричат все коммунисты Казахстана из низовых ячеек!

И такого там пятнадцать страниц убористого текста. Опять же, там не про высокую политику, про людей, которые на виду у всех. Товарищи рассказывают, кто и как был связан с баями, как разваливали колхозы. В каких националистических группировках состояли иные товарищи, забравшиеся в высокие кабинеты.
Нет, тут не «Правда» к расстрелам призывает. Чистить ряды в самых высоких кабинетах призывают вполне рядовые коммунисты! Да как яростно призывают!

Конечно, выносить приговоры, не видя засекреченных дел, затея пустая. Но отчего-то сотни коммунистов на местах были уверены, что верхушка республики - заговорщики. И суды решили почему-то так же. Не расстрельные тройки, не лично Сталин в расстрельных списках, следствие и суд.

Вот так - из крайне сомнительной «шифровки» и перевранной энциклопедией статьи в газете делают далеко идущие выводы. Про Сталина, обезглавившего республику. Про бессудные репрессии. И про национального героя, пострадавшего от русских. Чего кривиться, не про большевиков, ведь, речь, именно про русских. Такое вот гаденькое продолжение истории в современность.

Решение Политбюро и шифротелеграмма: РГАСПИ. Ф.17. Оп.166. Д.587
Обсуждение ОРПО ЦК: Госархив Актюбинской обл., Ф.13. Оп. 6. Д. 52
***
Вот такая заметка человека, который не может пройти мимо явных подделок документов, на основании них националистически настроенные историки в Казахстане, стране, появившейся на карте благодаря усилиям Сталина, поносят этого выдающегося политического деятеля. Но одному человеку не разгрести завалы лжи и грязи, которые вылили на Сталина после его смерти. Он это предвидел, сказал об этом Коллонтай, послу СССР в Швеции в годы Второй мировой войны.