Школа. Химичка биологичка

Марина Белавина -Николашвили
     Жизнь на селе спокойная: один день похож на другой. Сельская школа стоит давно, её закончили многие, проживающие сейчас на городах. Рядом со школой раскинулся огромный школьный огород, здесь проходят уроки по трудовому обучению, а выращенная продукция идет в школьную столовую. Дети выращивают пищу себе своими руками: незамысловатые  – картофель, морковь, капуста и лук –  забота учительницы и детей. Трактор готовит почву, а всё остальное  –  их труд.

     Марья Петровна трудится в школе давно: после окончания педучилища вернулась в родное село, заняла вакантную должность преподавателя биологии, училась заочно. Обучение в вузе было редким мигом, когда она выбиралась в областную столицу, смотрела на горожан и все же торопилась назад. Деревня звала своим тихим закатом и сонным рассветом. Городские ценности не влекли молодую учительницу –  деревенский отцовский дом она ни за что не променяла бы на городскую квартиру. Утренние шумы: крик петуха, лай собаки или мычание быка  – это было всё знакомо с детство, извещая о том, что наступает новый день, пора вставать, хотя погодка для сладчайшего сна!

      В школе ей приходилось вести разные предметы –  биологию, химию и трудовое обучение. За долгие годы приходилось вести почти все предметы, даже физкультуру, когда очередной выпускник педвуза приехал отработать пару лет, но запил и сбежал, не  оглядываясь.

       Сейчас были другие времена – возраст и физический труд надломили когда-то сильную женщину. Это чувствовалось! Утром было трудно подняться с постели, после работы почти не оставалось сил выполнять работу по дому. Она прекрасно понимала, что если тянуть эту лямку, то скоро сил не останется на то, чтобы покормить голодного кота. Работала она уже больше  не из любви к работе (вроде не физическая!), а из-за денег.

    Сложно признаться себе в том, что она меркантильна (как и большинство!), но оправдывала себя, что есть обязательные расходы. В молодости об этом не задумывалась  –  летела на работу на крыльях бесконечной любви, ждала признания и уважения. Сейчас было всё по-другому –  отработал день и слава богу, отработала неделю и слава богу! Не было ожиданий, что похвалят, наградят грамотой или вручат поздравительную открытку; отмелись ненужные слова, растворились напрасные ожидания. Жизнь шла своим чередом.

    Сегодня было как обычно: уроки биологии, уроки химии и работа на школьном огороде. По дороге в школу встретила директрису, односельчанку, которую знала всю жизнь:
 –  Привет, Маша! Здорово, что свиделись. Разговор к тебе есть. Ты же понимаешь, Лидка скоро в декрет отправится, хочу тебе передать часы географии. Выручай! Хотя понимаю, что взамен  особо предложить тебе нечего: замена, оплата – копейки, но дети не должны страдать. У нас школа, хоть и сельская, но каждый год результаты хорошие, выпускники поступают в колледжи и вузы. В этом наша заслуга.
 –  Нет, Наташа, мне своей нагрузки хватает. Веду химию, биологию, веду огородные дела. Сил уж нет! Да и получаю за это…
–  Маша, выручай! Кто кроме тебя? На химию есть желающий. Скоро Миша Сидоров закончит вуз, вернется! Огородные дела – временная нагрузка – зимой только теория, занятия в помещении, а так…Работа на свежем воздухе! Считай, и не работа.
–  Не ври себе и не ври мне. Миша – поступил в пед, потому что на более крутой вуз знаний не хватило; его мечта – остаться в городе и забыть, как страшный сон, жизнь в деревне и работу в сельской школе, где на него повесят кучу обязанностей, но при этом заплатят копейки. Если всё-таки он вернётся, то пойдёт в механизаторы, а не в учителя!
–  Ну вот, Машенька, мы и дошли до нашей родной школы! Ты не торопись с ответом, хорошенько подумай, даже 3 копейки на дороге не валяются.