13. Иван Шарапов Теория афористики

Журнал Речевые Игры 1
Библиотечка Московского клуба афористики
Иван Шарапов
ТЕОРИЯ
АФОРИСТИКИ
Московский союз литераторов
Москва
2023
ББК 84 (Рос-Рес)
Ш 39
Литературно-художественное издание
Библиотечка Московского клуба афористики
Выпуск 13
Шарапов Иван Прокофьевич
 Ш 39 Теория афористики . – М.: Московский
 союз литераторов, 2023. – 32 с.
 ISBN 978-5-6048726-9-7
©Текст И.Шарапов
©Оформление А.Галаганов
3
 Большинство мыслей в философии
и литературе связаны между собой в
смысловые системы, а вне контекста они
неоднозначны. Но есть и такие мысли,
которые не теряют точного значения даже
в том случае, если их брать поодиночке,
вне контекста. Особое место занимают
афоризмы. Совокупность последних
обычно называют афористикой.
Теорию афористики интересуют
следующие вопросы:
Первый вопрос
Афоризм в разных случаях определён поразному: то как фраза, то как мысль, то
как сентенция, изречение, философское
утверждение, вывод, каламбур,
шутка, жанр прозы, предложение,
положение, поучение, трактат, правило,
4
ключевое слово – всего 15 вариантов
в 22 определениях. Каждый из этих
вариантов – самостоятельный предмет,
характеризующийся различными
признаками. Число признаков у всех
пятнадцати предметов равно 47.
Некоторые признаки сходятся друг
с другом. Поэтому можно получить 20
групп признаков:
1) Краткость, сжатость, лаконичность, немногословность. Этот признак фигурирует во всех определениях. О нём умалчивает лишь Литературная энциклопедия,
которая, по-видимому, допускает, что афоризмом может считаться и очень длинное
рассуждение, может быть, даже целый
трактат, лишь бы он был самостоятельным
и изящным. По нашему мнению, краткость
– это не обязательно 3 – 5 слов. Её нужно
понимать как отсутствие лишних слов для
выражения одной мысли.
5
2) Мудрость, философичность, глубина,
обобщённость, общность, максимальная
осмысленность, значимость.
3) Изящество, изощрённость, филигранная отточенность, художественная тонкость.
На наш взгляд, «филигранная
отточенность» вообще не имеет смысла,
так как филигрань – тонкий узор из проволоки. Точить такой узор нельзя. Что же
касается художественной тонкости, то,
по словам А.С. Пушкина, тонкость ещё
не является показателем ума; глупцы и
даже сумасшедшие бывают удивительно
тонки. Вместо изящества было бы лучше
говорить об оригинальности.
4) Выразительность или меткая выразительность, меткость. Этот признак неясный, а понятие меткости не имеет смысла,
поскольку не названа цель или мишень,
6
попадание в которую считалось бы меткостью.
5) Полнота, законченность, категоричность. Этот признак противоречит краткости. Он вытекает из понятия мудрости,
а она невозможна без относительной законченности. Абсолютной же законченности вообще нет.
6) Неаргументированность,отграниченность от логики. Этот признак не всегда
отвечает действительности. Есть и аргументированные афоризмы.
7) Аргументированность, обоснованность, доказуемость, логичность.
Этот признак не всегда имеется. Есть
афоризмы и неаргументированные, или
скрыто аргументированные, например,
«Революция – локомотив истории».
7
8) Отрывистость, обрывистость. Этот
признак неясен. Если имеется в виду
обрыв фразы или извлечение афоризма
из какого-либо текста, то отрывистость
есть не у афоризма, а у включающего его
текста. Внутри же афоризма отрывистости
нет.
9) Ясность, определённость – признак излишний, поскольку есть мудрость, которая не может существовать без него.
10) Запоминаемость – признак психологический, зависящий от остроумия и оригинальности.
11) Остроумие, шутливость, яркость –
признак не обязательный. В некоторых
афоризмах этот признак отсутствует. Кроме того, смешные высказывания часто бывают неглубокими.
12) Самостоятельность. Этот признак –
не обязательный.
8
13) Отграниченность от пословицы
и лозунга. Этот признак не всегда имеет
место. Некоторые пословицы и лозунги
могут считаться афоризмами, например,
«Каждый – кузнец своего счастья»
и «В борьбе обретёшь ты право своё».
14) Внешняя убедительность – понятие
психологическое, субъективное. В науке
обязательно должна быть доказательность.
Убедительность же нужна в агитации
и пропаганде.
15) Принадлежность определённому автору – признак не обязательный. Многие
пословицы можно считать афоризмами.
Также афористичны изречения из Библии.
16) Оригинальность, неожиданность суждения – признак необходимый и обязательный. Он проявляется в парадоксальности суждения...
9
17) Недиалектичность (несоответствие
требованиям диалектической логики) –
признак ложный. Мудрые изречения явно
или неявно диалектичны.
18) Поучительность, способность служить
наставлением – признак не самостоятельный, поскольку есть мудрость.
19) Неспособность к изменению словесной ткани (неизменчивость слов) – признак ненужный. Изменять афоризм можно, хотя и трудно.
20) Образность – признак ценный, но
не обязательный. Есть афоризмы и без
этого признака.
Среди рассмотренных 20 групп
признаков афоризма есть взаимосвязи,
взаимозависимость, противоречия.
Некоторые путают понятия афоризма
и крылатого слова.
10
По нашему мнению, афоризм
можно охарактеризовать полно
и непротиворечиво такими признаками:
мудрость (это главный признак), краткость
и оригинальность. Афоризм – это мудрая
мысль, выраженная кратко и оригинально.
Афоризмы бывают двух видов:
обособленные и вводные.
Каждый афоризм первого рода
самостоятелен. Он не зависит от других
мыслей. Афоризм же второго рода
высказан в связи с чем-то, по какому-то
поводу. Для его правильного понимания
нужно знать контекст, в котором он
впервые появился.
Афоризмы первого рода собирать очень
легко. Они опубликованы в таком именно
качестве. Афоризмы же второго рода
найти и извлечь из вмещающего их текста
значительно труднее.
11
Среди изречений различают,
кроме афоризмов, также сентенции
(нравоучительные раздумья), максимы
(обобщение жизненного опыта),
парадоксы (неожиданные, кажущиеся
противоречивыми, но логически
правильные высказывания, резко
расходящиеся с общепринятыми
мнениями или даже со здравым смыслом),
негативы (отрицание общепринятого),
лозунги (призывы), апофегмы или
апофегматы (краткие нравоучительные
истории из жизни знаменитых людей),
рубаи (четырёх строчные стихотворения
в персидской и таджикской поэзии, имеющие философский характер), гномы (мудрые, зарифмованные мысли), заповеди
(религиозные или дидактические предписания), загадки, пословицы, поговорки,
эпитафии и паремии (изречения и притчи,
читаемые во время богослужения).
К изречениям условно можно отнести
12
также номологические высказывания
(законы, принципы, правила,
эмпирические обобщения), определения
предметов или терминов и научные
(словесные) формулы.
Все эти разновидности изречений, а в
первую очередь сентенции и максимы,
могут иметь форму афоризмов.
Ввиду стилистического родства различие
между названными выше видами
изречений – нерезкое. Между ними есть
переходные разности.
На вопрос о том, что такое афористика,
литература отвечает так:
«Афористика – одно из средств
образно-речевого выражения
мудрости, – говорит Н.Т. Федоренко, –
совокупность интеллектуальных
изречений, отгранённых в лаконическую
и совершенную форму.
13
Афористика – специальная разновидность
жанра литературного творчества, жанра
преимущественно риторического».
Борис Лесняк определял афористику
как «совокупность всех форм
художественного слова, выраженного
кратко, лаконично».
Определения афористики нет ни в одном
из словарей и ни в одной энциклопедии
на русском языке.
Воздерживаясь от критики определений
афористики, данных Н.Т. Федоренко и
Борисом Лесняком, дадим своё определение: афористика – учение об афоризмах,
создаваемое в литературоведении на
границе с философией. В упрощённом
смысле афористика – собирание
и собрание афоризмов.
14
Для более полной характеристики
афоризмов нужно ещё выяснить: какова
цель создания афоризмов, для чего они
нужны? Они нужны, главным образом,
для воспитания способности людей
к мышлению. Такова первая цель.
Вторая цель состоит в том, чтобы помочь
писателям и учёным найти отправные
точки для их новых трудов.
Третья цель – применение афоризмов для
аргументации тех или иных положений,
отстаиваемых учёными в споре.
Четвёртая цель – использование
афоризмов в качестве эпиграфов к тому
или иному сочинению. Эпиграфом можно
высказать научному противнику то, что
напрямую сказать неудобно.
Пятая цель – использование сборника
афоризмов в качестве учебного пособия
15
при постановке в вузах курса истории
духовной культуры.
Шестая цель – использование афоризмов
для украшения лекции, доклада, речи
судебного оратора, пропагандиста,
интервью.
Седьмая цель – удовлетворить
потребности молодых учёных. Им
особенно важно сформировать своё
мировоззрение, научиться абстрактно
мыслить, приобщаться к этике учёных,
усвоить традиции науки, натренировать
смелость мышления.
Восьмая цель – для политических деятелей,
совершающих визит в чужую страну. Мудрые мысли, кем-либо высказанные в этой
стране, сказанные по теме, подчёркивают
уважение к этой стране, к народу.
 
16
Второй вопрос
О требованиях, предъявляемых к
сборникам афоризмов.
Первое требование: каждый сборник
должен состоять, по крайней мере,
наполовину из афоризмов, впервые
вовлекаемых в афористику.
Фактически же почти все сборники,
изданные за последние три десятилетия,
не дают новых афоризмов.
Второе требование – предлагать
в сборниках изречений научный
аппарат, то есть, методологическое или
литературоведческое введение, точные
ссылки на авторов и источники, строго
продуманный способ расположения
изречений, авторский, предметный,
библиографический, хронологический
и другие указатели.
17
Главное в этом аппарате – ссылки на
авторов изречений. Есть сборники
изречений, неизвестно кем высказанные.
Иногда можно догадываться, что их
автором является сам составитель
сборника, «скромно» умалчивающий об
этом. В других же случаях изречения так
и остаются анонимными.
Для того, чтобы автора изречения не
спутать с каким-либо его однофамильцем,
необходимо сообщать некоторые сведения
о нём.
Не менее важную роль в научном аппарате
сборников афоризмов играет ссылка на
источники, особенно на первоисточники,
по которым в случае необходимости
можно проверить – правильно ли выписан
афоризм, и не вырван ли он из контекста.
Отсутствие ссылок облегчает
фальсификацию. Недобросовестные
18
составители сборников часто по-своему
переделывают изречения великих
мыслителей.
Искажение смысла изречения
достигается также путём его обрывания,
искусственного укорачивания.
Третий вопрос
Афоризмы появились тогда же, когда
появилось обобщающее мышление –
много тысячелетий назад.
Древнеегипетские и древнекитайские
изречения были ещё несовершенны. Они
имели дидактический, назидательный,
порой информационный, характер.
В шумерском и ассирийском эпосе
изречения были раздумьями о жизни.
Древнегреческие афоризмы носили
19
чаще всего черты натурфилософских
размышлений.
В первые пять веков нашей эры много
афоризмов появилось в Римской
империи. Затем афористика на много
веков как бы замерла. Наступило
мрачное Средневековье. Лишь в позднем
Средневековье стали появляться работы,
в которых можно найти прекрасные
афоризмы. В эпоху Возрождения родились
гиганты мысли, оставившие нам свои
прекрасные изречения: Коперник, Рабле,
Декарт, Гуго Гроций, Монтень, Джордано Бруно. Но, безусловно, расцветом
афористики можно считать Новое время.
Приведём несколько сведений по истории
афористики в России.
Первый сборник изречений в нашей
стране был издан в 1711 г. Это был
русский перевод польского сборника,
составленный Будны Беняшем. Наиболее
интересные в историческом отношении
книги таковы.
Первая книга афоризмов, сочинённая
русским автором, вышла в 1815г. (Шаликов К.П. Мысли, характеры и портреты.
М., 1815 г.).
Первая публикация афоризмов коллектива
авторов, выступивших под псевдонимом
«Козьма Прутков», была в журнале
«Современник» за 1854 г., а первое полное
собрание сочинений этого «автора» –
в 1884 г.
Первая энциклопедия изречений вышла
в свет в 1878 г. Первый сборник изречений
с научным аппаратом – в 1883 г.
Разыскивая закономерности развития
афористики, можно сказать следующее:
21
природа человека, его духовная
сущность, за всю историю цивилизации,
проявившаяся в афористике всех веков
и народов, существенно не изменилась,
хотя и можно заметить общую тенденцию
усиления разума.
В истории афористики зафиксировались
этапы развития общечеловеческой
мудрости, постепенно берущей верх над
классовым сознанием и над страстями.
В содержании афоризмов появляется дух
эпохи.
Афоризмы – показатели гуманизма.
Афористика и свободомыслие
развиваются взаимосвязанно и синхронно.
Знание истории гуманизма помогает
гуманизму истории.
Духовное богатство нетленно.
22
Способы культивирования афоризмов
у разных народов – в общем сходные,
хотя однотипные стадии истории этого
культивирования у разных народов
наступают не одновременно.
Чем культурнее нация, тем более
обобщённый характер имеют её
афористичные пословицы (афористика
взаимодействует с паремиологией).
Одни и те же мысли есть в народной
мудрости разных народов, хотя
высказываются они разными словами.
Демократия оказывает положительное
влияние на афористику, а диктатура и тоталитаризм вредят ей.
Афористика развивается неравномерно:
более быстро в периоды социальных
кризисов, и более медленно – в периоды
стагнации.
23
У всех народов фольклористика
формируется несколько раньше, чем
афористика в широком смысле, которая
затем оказывает влияние на фольклор.
Для судеб мира история умственной
жизни народов важнее истории оружия
и орудий труда.
В неразвитом обществе сознание
определяется бытием, но по мере
развития роль сознания возрастает, и оно
постепенно освобождается от диктата
бытия. В далёком будущем бытие будет
определяться сознанием...
Догматизм любой природы
(национальный, религиозный,
политический) тормозит развитие
афористики, а диссидентство – ускоряет
и совершенствует афористику.
24
Монополия государства и какой-либо
партии на публикацию афоризмов
парализует афористику.
Афористика по своей природе
плюралистична.
Афористика как жанр литературы, связана
со всеми другими жанрами.
Наиболее яркие афоризмы рождаются
в споре.
Новое мышление – ренессанс старого,
забытого гуманистического мышления.
Остроумие афоризма уменьшает его
философскую глубину.
Чем небрежнее составлен сборник
афоризмов, тем более претенциозно его
заглавие.
Наиболее глубокие мысли человек пишет
в зрелом возрасте.
25
Четвёртый вопрос
О современном состоянии (1955- 1996 г.)
и перспективах афористики в нашей
стране.
В 1955 г. после 14-летнего перерыва
появилась первая книга современного
периода, частично касающаяся
афористики. Это сборник крылатых слов
с небольшим количеством афоризмов:
«Крылатое слово. Литературные цитаты»
(Н.С. и М.Г. Ашукины).
В 1959 г. были изданы (на русском языке)
афоризмы Ларошфуко и сочинения
Козьмы Пруткова, а также сборник
«Золотые россыпи» (сост. И.Б. Тумаркин),
переиздававшийся затем шесть раз без
комментариев и указателей.
С 1962 по 1987 г. вышло ещё около
сорока книг с афоризмами без научного
26
аппарата. Подбор изречений в этих
книгах – случайный. Много тривиальных
высказываний, сделанных на газетном
языке. Много трюизмов.
Подобно тому, как в капле воды можно
открыть все законы мироздания, в одном
из сборников рассматриваемого периода
можно обнаружить все черты огромного
потока сборников этого периода.
В настоящее время афористика имеет
статус самостоятельного творчества.
Ни один из ныне здравствующих
авторитетных литераторов, философов
и учёных не выступают в печати со своими
афоризмами (первого рода). Ни в одном
научно-исследовательском институте и ни
на одной кафедре нет темы по афористике.
Пренебрежение к афористике дошло до
того, что о ней даже не упоминается ни
в одном словаре и ни в одной
энциклопедии. Среди наших издательств
27
нет ни одного, которое располагало бы
редакторами, разбирающимися в области
афористики, и в профиль которого
входило бы издание афоризмов и научных
трудов по афористике.
Отношение авторитетных деятелей
литературы и философии к афористике во
многих случаях непонятное. Некоторые
из них считают афористику вредной
вещью, поскольку она, по их мнению,
даёт возможность невежде казаться
начитанным, а глупцу – выглядеть умным.
В данном случае вещь явно спутана с её
употреблением. Любую вещь, даже самую
хорошую, можно употребить во зло,
но из этого совсем не следует, что её надо
запретить.
Наряду с противниками афористики
есть странные «защитники». Они
хвалят в печати даже недобросовестно
составленные сборники изречений, и не
допускают их критики.
28
Сейчас наблюдается огромный спрос
на афоризмы. Сборники афоризмов,
издаваемые огромными тиражами,
расходятся мгновенно, и получают
восторженную оценку в печати.
Современное состояние афористики
в нашей стране явно неудовлетворительное.
В периодической печати и в отдельных
книгах под названием афоризмов
публикуются «фразы» такого рода:
«Дарёный конь показывает зубы», «Скажи
мне, что ты читаешь, и я скажу, у кого
ты украл эту книгу», «Если гора не идёт
к Магомету, то она родила мышь»,
«Выпил – гляди в оба» и т.п.
Многие из перечисленных выше
недостатков связаны с недостаточной
компетентностью составителей сборников,
а также работников издательств. Все
они (и те и другие) не признают логику,
называя её формальной. Только этим
29
можно объяснить неточность названий
сборников: «Мысли и афоризмы»,
«Мнения и суждения» и т. п. Это всё
равно, как если бы мы сказали: «яблоки
и фрукты», «коровы и животные», «люди
и французы» и так далее.
Напечатано в сокращенном варианте по изданию:
Альманах Московского клуба афористики 2010, М.,
Издательство РадиоСофт, 2010 г.
30
Иван Прокофьевич Шарапов родился 24 октября
1907 г. в селе Курдюки Тамбовской области.
В 1922 вместе с двумя товарищами организовал волостную ячейку комсомола. Учился в тамбовской губернской совпартшколе (окончил в 1927), одновременно
был бойцом отряда чрезвычайного назначения.
В 1934 г. окончил горный факультет
Среднеазиатского индустриального института. Работал
в геологических экспедициях. Кандидат геологоминералогических наук. В 1947 - 1958 гг. преподавал в вузах
Иркутска, Владикавказа, Донецка, Перми.
В 1956-1957 написал большую работу (10 тетрадей) о социальном строе в нашей стране, уделив особое внимание новому классу (номенклатуре). Направлял письма советским писателям, в которых высказывал мысли
о том, что народ выше партии, что аппарат ЦК, сформировавшийся при Сталине, нарушает решения ХХ съезда.
31
В январе 1958 был исключен из партии за несогласие с ее политикой. В феврале 1958 г. был арестован
и приговорен к 8 годам лишения свободы за антисоветскую
агитацию. Нелегально передал письмо старой большевичке
Е.Д.Стасовой с просьбой о пересмотре дела. В результате вышло постановление Верховного Суда РСФСР о сокращении срока лишения свободы (до 3,5 лет лишения свободы). В 1961 г. был досрочно освобожден, а в сентябре 1989 г.
 реабилитирован.
В 1970 г. И.П. Шарапов переезжает в Москву. Занимается научной деятельностью. В 1976 г. выходит на пенсию.
В 79-летнем возрасте защищает докторскую диссертацию и
становится доктором геолого-минералогических наук. Увлекается афористикой. Составил «Энциклопедию мысли»,
Краткую энциклопедию мысли для учителей «Мудрые мысли Армении, Грузии, Азербайджана и Курдистана» и ряд других работ. В 1991 г. становится членом Московского клуба
афористики. Издаёт в 1996 г. книгу «Теория афористики».
Умер 10 августа1996 г., похоронен на Бабушкинском клабище в Москве.
32
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗДАНИЕ
Шарапов Иван Прокофьевич
Теория афористики
 Редактор Александр Смирнов
 Верстка Александр Галаганов
 Корректор Марина Палта
 Координатор Александр Смирнов
Знак информационной продукции 16+(№463-ФЗ)
Подписано к печати 20.09.2023. Формат 60;84 /32.
Печ. л. 0,975 Бумага офсетная. Печать офсетная Тир. 100
экз.
Отпечатано в ООО РадиоСофт тел./факс: (499) 177-47-20
 e-mail:am_radiosoft@mail.r