2. Глава Учиться, чтобы жить

Аля Хатько
 

Время шло к осени, и Даша поступила в вечернюю школу молодёжи, чтобы получить свидетельство об окончании 7 классов. Документов у неё о том, сколько классов закончила в своё время у неё не было, но комиссия определила, что знания ее тянут на 6 классов.
Днём она, как могла, помогала Валентине Матвеевне вести хозяйство, занималась дочерью, а вечерами с радостью шла в школу. Конечно, было трудно, но одновременно и весело. Ведь там учились разновозрастные юноши и девушки: были и моложе Даши и старше. Но все стремились освоить школьную программу, чтобы потом учиться дальше. Появились у Даши и подруги. Они делились с ней своими секретами, но сама Даша внимательно выслушивала молодых девушек, иногда давала советы, но о себе ничего не рассказывала.
- Зачем кому-то знать о моих мытарствах? – думала она. Никто и не поверит, что в Белоруссии до сих пор правят паны, которые не считают коренных жителей за людей, а считают их своими рабами. Тут, в России уже совсем по-другому относятся к простому рабочему, который и совершил революцию. Ради того, чтобы жить счастливо, учиться и строить светлое будущее. Была мечта теперь и у Даши: она хотела петь с большой сцены. Тогда, когда пан Владислав впервые вывел её на эту сцену, она почувствовала внутри себя совсем другого человека. Тогда, исполняя арию Сильвы, Даша почувствовала, что сила воли и уверенность в себе может сделать человека счастливым. Вот не хватило у неё силы воли устоять против своей первой любви, и вся жизнь пошла под откос. Но теперь она ни за что не сойдёт с пути, руками и ногами будет держаться за выбранную дорогу, и, чтобы не встретилось на пути, она преодолеет, и дочь вырастит, чтобы когда-нибудь она нашла своего отца и с гордостью сказала:
- А это я, твоя дочь, которую ты не захотел принять…… - так думала частенько Даша, а того не знала, что нет в живых Бронислава, и того не знала, что Марта не родная её дочь.
К своему первому дню рождения Марта уже уверенно топала по дому, «помогая» бабушке Вале «готовить» обеды. По этому поводу она при каждом удобном случае доставала кастрюли, сковороды, всякие мисочки и тазики из укромных мест и раскладывала по полу, а затем требовала насыпать туда продукты. Бабушка терпеливо разъясняла молодой хозяюшке, что в этот день она, бабушка, должна готовить обед, а вот скоро, когда Марточка станет большой, тогда она уступит ей своё место. Со слезами на глазах, девочка вынуждена была отступить и заниматься другими игрушками. Чтобы как-то отвлечь внучку от кухни, на помощь приходил дедушка Павел. Он сажал девочку к себе на колени, открывал книжку с картинками и начинал рассказывать о разных зверюшках, которые живут в лесу и строят себе домики под деревьями. Марта слушала деда очень внимательно, хмурила брови, что-то лепетала на своём языке, словно понимала всё, о чём говорил дед.
А в мае месяце вернулась из своей школы радостная Даша. В руках было свидетельство об окончании неполной средней школы. Оценки все были хорошие и отличные.
Семья по этому поводу накрыла праздничный стол, и все поздравили Дашу с первой победой.
- Ну, за это время решила куда пойдёшь дальше учиться? – спросил у неё Матвей.
Даша покраснела до корней волос и опустила голову.
- Мне даже признаться стыдно…..
- Чего же тут стыдного? – в один голос запротестовали взрослые. Все профессии хороши. Ты же не на панель собралась идти, не так ли?
- Нет, нет! – совсем растерялась, не поняла шутки Матвея Даша.
- Я петь хочу….
- И талант имеешь? – спросила Валентина Матвеевна.
- Пан Владислав говорил, да и режиссёр Семён Израилевич тоже, что у меня прекрасный голос, - тихо ответила девушка.
- В комнате наступила тишина. Собравшиеся задумались над словами Даши.
- Вот, что я тебе посоветую, - первым прервал молчание Павел Семёнович. – Иди ты пока в училище, культпросветом оно называется. Там специалисты по разным областям работают, и художественная самодеятельность у них на особом счету. Так что есть у тебя шанс проявить себя.
Даша оживилась:
- Спасибо вам за совет, а то я уже совсем приуныла, не знала куда податься. Кстати, я тут в одной конторе работу себе нашла, если Валентина Матвеевна, не откажетесь быть няней у Марты.
- Да не откажусь, не откажусь, если жива и здорова буду, - улыбнулась женщина.
- Да и я не отказываюсь, помогаю Валюше, - вмешался Павел Семёнович. – Какую работу ты там выполнять намерена?
-Уборщицей пока. Днём же у меня учёба будет, а вечером смогу кабинеты убирать.
- Потянешь ли ты? – засомневался Матвей.
- Матвей, неужели ты не понял, что Даша, если захочет, то всё сможет, - вмешалась сестра.
- Что правда, то правда, жена, видно вы обе такие работящие, двужильные. Папа и мама, а вы знаете, что Маша тоже учиться будет?
- Нет, пока не слышали об этом.
- Так вот моя жёнушка решила врачом стать и будет летом сдавать вступительные экзамены. Она по вечерам учебники штудирует, готовится.
- А мы думали, что вы нас к осени бабушкой и дедушкой сделаете… - с сожалением сказала Валентина Матвеевна.
- Придётся лет этак шесть-семь подождать, чтобы принять высокий титул, - шуткой ответил Матвей. – К этому времени Марту на ноги успеете поставить, тогда и она будет помогать. Всё-таки намного легче будет.
- Ну, что ж, как решили, так тому и быть, - подвёл итог разговору Павел Семёнович.
Маша решила не оставлять работу в больнице. Медсестёр не хватало, и она останется работать на полставки, хотя Матвей настаивал, чтобы она себя полностью посвятила учёбе.
- Любимый, не смогу я сидеть у вас на горбу. Стипендия очень маленькая и я должна зарабатывать сама себе на учёбу.
- Ты загонишь себя в угол, дорогая. А я хочу видеть тебя весёлой, здоровой и любящей женой.
- Разве я когда-нибудь тебя подвела? – удивлённо посмотрела своими синими глазами Маша в глаза Матвея.
- Пока не подводила. Но я боюсь за тебя, - обнял жену Матвей.
- Если станет совсем трудно, тогда я сама сдамся. Но мне намного легче даётся учёба, чем другим. У меня за плечами практика и не маленькая.
- Согласен, - вздохнул Матвей. А я всё надеюсь, что у нас будут детки. Надеюсь, вопреки предсказаниям врачей. Даже родителям не стал говорить правду, чтобы не расстраивались. Пусть пребывают в ожидании, - грустно сказал мужчина.
-  Да погоди ты расстраиваться! Всё может изменится. У людей по несколько лет никак не получается родить деток, а у нас с тобой какой-то год всего прошёл, а ты запаниковал.
- Умеешь ты успокаивать мужа, - обнял ласково Матвей Машу. Будем надеяться
- Будем! – ответила уверенно с каким-то вызовом Маша.

продолжениеhttp://proza.ru/2023/10/13/293