Сценарий Третьей мировой войны. Сюжет Первый

Владимир Прохватилов
Написано 27.01.2014

В эту ночь решили самураи

Роли исполняют:  Япония, Китай, Россия. Сценарист и режиссер – США. 
С 21 по 25 января на швейцарском курорте Давос проходил традиционный международный экономический форум.  Он известен тем, что никаких серьезных вопросов там не решается, для этого существуют другие механизмы и «площадки», но  общая атмосфера  форума  является «конформным отображением», как сказал бы математик,  мировой политико- экономической атмосферы.  Дух Давоса в основном совпадает с глобальными мировыми тенденциями, хотя и не определяет их.
Мейнстримом нынешнего форума стала вброшенная японским премьером Синдзо Абе параллель  с кануном Первой мировой войны. В своей речи японский дипломат сравнил нарастающую напряженность в японско-китайских отношениях с соперничеством Англии и Германии в 1914 году. Конечно, сразу же последовали разъяснения со стороны японских официальных лиц, которые заверили мировую общественность, что никто не имел в виду возможность начала в ближайшем будущем японо-китайской войны.
От таких разъяснений никому не стало ни легче, ни  спокойней. И практически все выступающие на форуме так или иначе касались этой устрашающей параллели,  на что обратил внимание знаменитый американский экономист Нуриэль Рубини, предсказавший в свое время кризис 2008 года. “Отголоски 1914-го года” в сегодняшней мировой ситуации Рубини видит  в “негативном  ответе  на глобализацию, позолоченный век неравенства, нарастание геополитической напряженности и игнорирование финансовых рисков”.  Подобные аллюзии всплывали в комментариях ведущих мировых экспертах задолго до Давоса. И все они видели (и видят сейчас) основную причину сползания к мировой войне не в самой глобализации, инициаторы которой известны, а в попытках ряда стран  поставить защитные барьеры на ее пути.
Эксперт  Morgan Stanley Йоахим Фелс  в прошлом году заявил, что “обеспокоен тенденцией к деглобализации экономической активности и потоках капитала”. Эксперты  McKinsey Global Institute опубликовали исследование на тему глобализации в финансовой сфере и указали на приостановку этого процесса после финансового кризиса 2008 года. Так, объем трансграничного движения капитала – один из показателей финансовой глобализации – в настоящее время остается более чем на 60% ниже пикового уровня 2007г. То есть экономический кризис резко снизил подвижность капитала.
Политическая ситуация в сегодняшнем мире также схожа с кризисом столетней давности, приведшим  к мировой войне. Так, скандал с прослушиванием АНБ лидеров иностранных держав связывают с разоблачением в 1917-м году планов Германии привлечь в свои союзники Мексику, что послужило для США поводом вступить в войну против Германии.
Однако Гарвардский экономист Джозеф  Най  не согласен с такими параллелями. Главной причиной   сдержанности ведущих мировых держав он считает наличие ядерного оружия.
В отчетном докладе Форума  основной  причиной мировой социальной напряженности  и главным риском мировой экономической системы названо неравенство в доходах.
Если бы уважаемые мировые эксперты были бы до конца последовательны, то инициаторами глобальной напряженности они должны были бы назвать  основных бенефициаров существующей ныне экономической системы, в чьих интересах осуществляется глобализация, то есть  США.
Однако, международные эксперты  переворачивают ситуацию с ног на голову, обвиняя кролика, за то, что он не хочет быть съеденным волком.
Профессор МГУ, член Академии военных наук Сергей Малков  считает, что к развязыванию новой мировой войны США подталкивают  долгосрочные экономические тренды, а именно длинные циклы Кондратьева.
Если глубже взглянуть на  мотивацию тех же японцев, которые на Давосском форуме  вбросили тему угрозы новой мировой войны, то главным и единственным подстрекателем здесь оказываются те же США. На протяжении многих десятилетий  Америка через своих агентов влияния  подталкивает японцев к оспариванию прав Китая на острова Сенкаку/ Дяоюйдао, тем самым понуждая Японию соглашаться на постоянное продление пребывания американских войск на острове Окинава. Во время своего визита в Японию в 2012-м  году американский министр обороны заявил, что « конфликт между Китаем и Японией по поводу островов может усилиться» и  выразил свою обеспокоенность тем, что « взаимные провокации между этими государствами по поводу спорных островов увеличат вероятность принятия ошибочного решения с одной или другой стороны, что может привести к насилию». Это классическая американская разводка – столкнуть лбами двух конкурентов, а потом  заработать капитал на посреднических функциях.
Спорные острова Япония и Китай не могут поделить уже полвека, а США искусно подливают масла в огонь, чтобы извлечь свою выгоду. Сегодня эта выгода состоит еще и в том, чтобы не допустить экономической «смычки»  Китая и Японии, которые являются крупнейшими кредиторами Америки.
В конце  2011-го года  Япония и Китай договорились  использовать йену и юань  вместо американского доллара во взаимных торговых сделках. Задолженность США перед Японией и КНР стала быстро нарастать. В конце октября 2012-го  года  госдолг Соединенных Штатов перед КНР достиг 1,16 трлн. долларов, а перед Японией — 1,13 трлн.
Однако Вашингтон  не мог допустить, чтобы основные американские кредиторы покинули долларовое пространство. И американцы придумали простой, но действенный план. Их политика резко изменилась. Если раньше они призывали обе стороны к сдержанности, то теперь четко обещали в случае вооруженного конфликта  свою помощь Японии. Обе конфликтующие стороны  усилили  гонку вооружений. Японцы стали закупать больше американских вооружении и военной техники, естественно за доллары. А Китай вынужден тратить свои золотовалютные резервы, номинированные также в долларах, на  свой ВПК. Даже понимая всю пагубность такой политики, ни Япония, ни Китай не могут вырваться из замкнутого круга, так как любое  мирное решение будет означать неминуемую потерю лица для одного из них, или для обоих.
Если бросить  взгляд в историческое прошлое, то «первая мировая война стимулировала экономическое развитие США, которые успешно использовали события в Европе для обогащения. Они выступили в роли главного поставщика военных материалов, продовольствия и сырья воюющим государствам. Стоимость американского экспорта за годы войны увеличилась более чем втрое – с 2,4 миллиарда долларов в 1914 году до 7,9 миллиардов в 1919. Общая чистая прибыль американских монополий за этот период составила более 34 миллиардов долларов.
«Фактически побоище в Европе спровоцировало формирование в США промышленности нового, третьего, технологического уклада, что привело к исключительной конкурентоспособности американских товаров. До первой мировой США были лишь одной из ряда крупных экономик мира, наряду с Англией, Францией, Германией и Россией. После глобального конфликта – ведущей державой планеты с объемом ВВП, превышающем совокупный объем всех этих стран вместе взятых. Штаты получили исключительный финансовый статус – на долгие годы они стали основным кредитором европейских государств (займы составили свыше 11 млрд. долларов), Германия обязалась в течение 50 лет хранить все свои золотовалютные резервы в американских банках, а Нью-Йорк стал крупнейшим международным финансовым центром.  «Expert Online» , 25 янв. 2014, «Третий заход».
Наступивший в  конце двадцатых годов прошлого века кризис перепроизводства снова поставил Америку перед выбором – или стать третьестепенной державой или  найти нестандартный выход из положения.
Экономический анализ долгосрочных трендов показывал, что к 70-м годам США бы стали рядовой страной регионального значения с удельным весом в мировом ВВП  не более 13 процентов. А единственным  экономическим и военным  лидером – Советский Союз.
«Индекс промышленного производства(ИПП)  в США  в 1930 году составил 80,7% к 1929 году, в 1931 – 68,1%, а в 1932 – 53,8%. В период с 1929 по 1932 годы произошло более 130 тысяч коммерческих банкротств, в том числе 5760 банков, т.е. пятая часть всех банков страны. В 32 году в США было 13 миллионов безработных – более 26% от экономически активного населения. Кризис затянулся, а в 1937-39 произошло его углубление. ИПП в 1939 составлял лишь 82% к 1932 году. Как следовало из доклада советника президента США Эриха Хаммермана, представленного Белому дому в 1938 голу, в течение ближайших 20 лет все еще крупнейшая на тот момент экономика Штатов станет всего лишь 7-й по размеру, сравнявшись по ВВП с Мексикой и Португалией. Американская элита серьезно задумалась. И опять выход был найден в глобальной военной истории, действия которой происходят на чужой территории». .  «Expert Online» , 25 янв. 2014, «Третий заход».
Сегодня ситуация повторяется, отличие лишь в том, что технологический «кризисогенный»  инструментарий США значительно расширился. Если  конфликт между Японией и КНР нагнетается в общем-то по старинке, сталкивая лбами конкурентов, то в остальных случаях  Америка применяет  «инновационные» методы.
Нобелевский лауреат по экономике  и колумнист  «Нью-Йорк Таймс» Пол Кругман настаивает на применении «финансового оружия», имея в виду масштабное увеличение государственных расходов во время крупномасштабных военных действий.
 Напоминая, что США преодолели Великую депрессию 30-х годов вследствие того, что началась  Вторая мировая война, он призывает: «Что нам сейчас нужно – так это финансовый эквивалент войны»:
 «Война позволяет осуществлять дефицитное финансирование государственных расходов в масштабах, немыслимых в условиях мирного времени. С экономической точки зрения, Вторая мировая война представляла собой, прежде всего, взрыв государственных расходов, финансируемых за счет бюджетного дефицита, масштабы которых были бы немыслимы ни при каких других обстоятельствах. В течение войны федеральное правительство позаимствовало сумму, равную удвоенному ВВП США в 1940 году, что эквивалентно сегодняшним 30 триллионам долларов».
В одном из своих интервью Кругман сказал:
«Самое главное – масштабно увеличить государственные расходы. На практике это обычно происходит, когда идет война. Мы действительно ведем войну, но если оценивать ее в денежных знаках, то это малая война. Для подъема экономики такой войны недостаточно. Необходимо что-то покрупнее и посолиднее».
«Покрупнее и посолиднее»  могла бы стать  война между Японией и Китаем, в которой приняли бы участие – с одной стороны Россия, с другой – США.
Такая война могла бы вспыхнуть  в случае эскалации очередного вооруженного конфликта между японскими и китайскими боевыми кораблями. А такой конфликт  явно назревает, о чем и намекнул японский премьер на Давосском Форуме.
Сразу же после неожиданного заявления японского преьера на Давосском форуме  телеканал «Евроньюс»  выпустил сюжет с провокационным  названием «Япония и Китай на пороге войны?». И не менее провокационная  статья  «Точечный удар, который не вызовет войны» появилась на американском интернет – портале «Business Insider». В нем приводится  цитаты из речи китайского эксперта, выступавшего на одном из мероприятий Всемирного экономического форума в Давосе: «Китайский профессионал» отметил: во-первых, большинство китайцев считает, что конфликт между Китаем и Японией, начавшийся во Вторую мировую, до конца не исчерпан; а во-вторых, Китай определенно может добиться своих целей, то есть сбить спесь с Японии, продемонстрировав свое военное превосходство в Азиатско-Тихоокеанском регионе с помощью точечного вторжения».
Настораживает, что американцы явно подготавливает свое алиби. Об этом можно судить по  лицемерной статье   Джеймса  Холмса в журнале  «The National Interest». Он делает вид, что причинами напряженности вокруг спорных островов являются   непостижимые для «белого человека» заморочки восточных менталитетов:
«Не будем преуменьшать вероятность войны в Восточной Азии или обманывать себя, что Соединенные Штаты смогут остаться в стороне в случае конфликта между Китаем и Японией. Западу трудно проникнуть в глубину и природу этого соперничества, страстей, его разжигающих. С интеллектуальной точки зрения мы без особого труда понимаем эти разногласия, настраивающие азиатских конкурентов друг против друга. Например, тот факт, что и Токио, и Пекин заявляют о своем суверенитете над островами Сэнкаку/Дяоюйдао – крошечным архипелагом неподалеку от Тайваня и Рюкю. Китай хочет контролировать оффшорные воздушные и морские перевозки, т. е. свою новую Зону Идентификации ПВО (ADIZ) в Восточно-Китайском море, а также переписать правила, регулирующие использование «морских зон глобального наследия» (nautical commons). К тому же, особенности залегания подводных энергетических ресурсов порождают трения по поводу того, где проводить линии, ограничивающие «исключительные экономические зоны» (EEZs).  И т.д., и т.п. …Куда все это заводит нас? Китайско-японская война может разразиться из-за проблем для западного сознания иррациональных».
Если небольшой конфликт ограничился лишь боевыми действиями между японцами и китайцами, то высока вероятность  то, что китайцы возьмут верх. Так считает известный военный эксперт Константин  Сивков.
По его мнению, имея существенное превосходство в эскадренных миноносцах и легких ракетных силах, Китай смог бы разгромить японские корабельные группировки и высадить десант. Сивков считает, что китайский личный состав подготовлен не хуже японского, а в чем-то, даже его превосходит. Кроме того, Китай, в отличие от Японии, постоянно проводит военные учения, на что выделяются большие средства. По мнению Сивкова, Китай также  смог бы уничтожить  авиационную группировку Японии.
Поскольку в последнее время американцы на всех уровнях подчеркивают, что они в случае необходимости выполнят свои союзнические обязательства перед Японией, то можно ожидать, что в район конфликта будут стянуты ударные авианосные группировки США, которые нанесут ответный удар по вооруженным силам Китая. Сможет ли Россия остаться в стороне от такого поворота событий – большой вопрос. Причем, если мы ограничимся поставками китайцам современных комплексов ПВО – это еще не мировая война, хотя и балансирование на ее грани. А вот  если придется нанести удар стратегической авиацией или ударными кораблями Тихоокеанского флота – то ядерный конфликт практически неизбежен.
Дальнейшее развитие событий можно не рассматривать, поскольку применение ядерного оружия, даже тактического, означает конец современной цивилизации, а возможно и конец человечества. Так что, если будет принято решение запустить это  сценарий, то США постараются  остановиться у последней черты, втянув  враждующие стороны в войну средней интенсивности, а участие России  и США – ограничить  поставками вооружений и помощью военных советников.
Это далеко не единственный  сюжет   из  апокалиптической «Книги Джунглей», которую сейчас пишут американские эксперты. В экспертном сообществе  не исключают, что все сюжеты уже сформатированы и  сползание в апокалипсис невозможно  остановить.   В следующей статье мы  оценим  вероятность и возможные последствия  крупномасштабной войны в Европе.
P.S. Только что  информационные агентства сообщили о том, что США нанесли ракетный удар по Сомали якобы для уничтожения  местной группировки «Аль-Каиды». Апокалиптическое будущее стало еще ближе.