Любовь, как принцип

Римма Стаханова
    Сколько разных толков и разговоров крутится вокруг любви. Сколько о ней сложено стихов, спето песен, но кто сможет в двух словах выразить это чувство? Сколько сломанных судеб, разбитых сердец, одиноких людей, скитающихся по миру в поисках второй половинки. И всё это ради любви! А иногда она находится совсем близко, но человек её не замечает потому, что не уверен в том, что это любовь. Он ждёт чего-то большего. А может быть она вообще многоликая? Ведь к родителям одна любовь, к детям – другая, а к мужчине или женщине - третья. Но ведь что-то их объединяет, но что? Есть какая-то составляющая любви, то, на чём она строится. Я бы назвала это жертвенностью, хотя уверена, что читатель будет со мной спорить.
  Валентина уже много лет живёт одна. Встречала мужчин, влюблялась, а потом чувство исчезало, и исчезал мужчина из её жизни. В таких случаях обычно говорят: не повезло. Кто-то ставит на себе крест, говоря: все они одинаковые.  Валя  придерживалась такого же мнения.
  - А почему ты так думаешь? – спрашивала её подруга, когда они сидели в кафе, за чашкой кофе.
- А ты по-другому думаешь? – удивилась Валя.
 - Я думаю, нет, я уверена, что не они одинаковые, а мы не понимаем, что нам нужно.
Подруга внимательно взглянула на собеседницу, отложила в сторону чашку и задала вопрос:
- Это как? По-моему каждая женщина ждёт от мужчины одного.
- Чего же?
- Любви! – уверенно отчеканила та.
- Что ты вкладываешь в это слово? – улыбнувшись, спросила Татьяна.
Валентина,  прежде чем ответить, долго думала, помешивая ложкой горячий кофе. Таня наблюдала за ней, как та хмурит брови, закусив нижнюю губу.
- Не волнуйся, ты же не на суде, говори как есть, - смеясь, сказала она.
- Да перед тобой хуже, чем на суде. Ты как провидица, всё знаешь, всё понимаешь, только вот живёшь одна, а почему? Тоже не встретила свою любовь?
 - Почему же не встретила? Встретила однажды и на всю жизнь. До сих пор ей живу.
Валя слушала подругу и не могла взять в толк. Ведь у Тани есть мужчина, встречается с ним уже давно, и всё без любви?
- Я знаю, о чём ты хочешь меня спросить. Я отвечу, - и Татьяна подозвала официанта. – Ещё чашечку кофе, пожалуйста.
- И мне тоже, - добавила Валентина.
Подруги  сидели у окна. Им хорошо было видно, как по  улице проходили парочки. Вот прошли двое пожилых людей,  мужчина и женщина. Они о чём-то мирно разговаривали, и было заметно, как нежно он к ней относится. Она держала его под ручку, а он своей рукой прикрывал её руку. На улице было достаточно прохладно, был уже октябрь месяц.
 Когда женщинам принесли кофе, они возобновили свой разговор.
- Значит, ты удивляешься, как я могу встречаться с мужчиной без любви. Но прежде, чем я тебе скажу, ответь мне на вопрос: ты каждого мужчину любила?
Валентину застал врасплох вопрос подруги. Впервые она задумалась над этим. Ей казалось,  что она всех любила, а сейчас вдруг засомневалась.
- Не знаю, - неуверенно ответила она.
- Дальше продолжать? Ты, надеюсь, уже поняла, что не было никакой любви. Страсть была, новизна была, а это не совсем то, что мы называем любовью. Я тебе хочу рассказать одну историю. Не буду называть  настоящее имя этой женщины, чтобы её не компрометировать. Я назову её Дашей. Я думаю, что ты поймёшь, что значит, любить.
Валентина заинтересованно посмотрела на подругу. Она любила разные душещипательные  рассказы, поэтому приготовилась внимательно слушать.
- Даша всю жизнь прожила с мужем, почти тридцать лет. Когда выходила замуж, не очень-то задавалась вопросом любви. Ей тогда казалось, что это и есть любовь. Парень её целует, обнимает, в кино водит, иногда подарки делает, и когда он предложил ей пожениться, не раздумывая, согласилась, тем более что все её подруги были уже замужем.
 А жизнь-то с ним оказалось, не сахар! И характер у него скверный, и выпить любил, а потом ещё и руки начал распускать. Ну, это картина знакомая, да? Многие женщины так живут, и Даша жила, двух сыновей родила, выучила. И чем дольше жила, тем тягостнее ей было от такой любви. Ночами плакала, думала: неужели так и проживу жизнь и не узнаю, что такое настоящая любовь.
Татьяна замолчала, о чём-то думая. Валентине стало интересно, что же было дальше, но она не стала торопить подругу. Через минуту та продолжила повествование.
- Дети выучились,  уехали от родителей, а муж Даши всё пил и пил.  Развелись со скандалом, и продолжали жить в одной квартире. Сама понимаешь, что это за жизнь.
- Так выгнала бы его, зачем терпеть-то, не понимаю, - перебила подругу Валентина, в душе  уже жалея ту женщину.
- Но, он же, человек, отец её сыновей. Нет, этого она делать не стала. Однажды, она случайно познакомилась с мужчиной  и полюбила его. Они стали встречаться, но вместе не могли быть, он был женатый.
- У-ууу! Куда её занесло! С женатым встречаться, только время терять, я это прошла, - сказала Валя и добавила, - извини, перебила.
- Он не скрывал, что ему было очень хорошо с ней, но в любви никогда не признавался. А знаешь почему? Если бы говорил, тогда она могла бы потребовать от него, чтобы он ушёл от жены. Это он так думал, а Даша, напротив, всегда говорила мне, что не хочет разбивать семью. Хотя, что там за семья? Детей общих у них не было, но зато было большое хозяйство, которое терять ему не хотелось. Ведь жена могла его с носом оставить, тем более, муж- то он был гражданский. В общем, он ничего не обещал, а Дарья только и делала, что ждала встреч. Побыть хоть час, но с любимым.
- И что дальше?
- А дальше у неё умер муж, неожиданно, в одночасье, сердце не выдержало, пил много,  и она его жалела.
- Нашла кого жалеть! Себя надо было в первую очередь пожалеть. Ну, так что, так ей любовник предложение и не сделал? – поинтересовалась Валентина и взглянула на часы.
- Ты торопишься? Давай в следующий раз встретимся, и я расскажу, - сказала Татьяна, заметив волнение подруги.
- Ну, ты, молодец! А я спать ночь не буду, буду думать, что там дальше было. Лучше пошли и ты по дороге  расскажешь.
 Они вышли из кафе. Шёл мелкий  колючий  снег.
- Вовремя мы с тобой! Может, обратно зайдём? – предложила Валя.
- Нет, пошли ко мне. Я же тут недалеко живу.
И женщины зашагали в сторону рынка. Оттуда шли люди, навьюченные сумками.
- Вот скажи мне, для чего мы работаем? – вдруг спросила Валентина.
- Для того чтобы жить, - ответила подруга.
- А я вот читала классиков и удивлялась, что многие из них путешествовали по России. Это наверно для того, чтобы больше информации узнать?
- Да, они жизнь людей изучали, историю страны, но ещё и прирабатывали везде, и порой тяжёлым трудом. Нам-то сейчас проще, получили пенсию, и пошли тратить, - спокойно ответила Татьяна.
Валентина засмеялась.
- И надолго тебе твоей пенсии хватает?
- Хватает и на хлеб и на масло.
- А на икру? Знаешь, как я люблю бутерброды с икрой! – и Валя закатила кверху глаза.
- Будет тебе и икра, и булка с маслом, - смеясь, успокоила Таня подругу.
- Ну, тогда пошли быстрее! – скомандовала та и прибавила шаг.
Дома у Татьяны был идеальный порядок. Она жила одна и никогда не мечтала привести мужчину в дом. Подруга осмотрелась, увидела, что у той новая мебель и удивилась.
- Кода ты успеваешь покупать? А главное, на что?
- Миллион выиграла!  Пошли на кухню, будем твои любимые бутерброды делать, - скомандовала хозяйка и включила свет.
 Через несколько минут они сидели за столом и пили растворимый кофе с аппетитными бутербродами.
- Таня, не томи, рассказывай дальше. Я уже хочу, чтобы Даша была счастливой!
- Она и стала счастливой, но не скоро. Любимый её всё реже и реже к ней приходил, звонил тоже не часто. В общем-то, он звонил только тогда, когда мог вырваться из дома. Вот тогда он и приезжал к Даше. Получив пилюлю её любви, уходил снова к той, которая держала покрепче цепей. Так длилось три года! Ты можешь представить, всё время ждать, ждать, ждать. А жизнь-то проходит! И однажды она решилась, сказала ему, чтобы он больше не появлялся. А он не поверил! Настолько был уверен в её любви, что расценил это по-своему. Знаешь, что он сказал ей? «Я понимаю, что тебе плохо одной. Ты найди себе мужчину для жизни, а если захочешь встретиться со мной, встретимся».
- Ну и подлец! Самоуверенный критин! – выпалила в сердцах Валентина. – И что было дальше?
- А дальше Дарья стала размышлять. Она прозрела. То, что она принимала за любовь, было просто страстью. Им было хорошо вдвоём, но она всё равно была одинока. Ей не хватало его участия в её жизни. Заботился он о той, с кем жил, подарки дарил той, кто ему варил щи, отдыхать ездил с той, которой был обязан тем, что жил в её квартире, а Даша для него была развлечением. Нет, конечно, какие-то чувства он к ней питал, но материальное благо было ему дороже.
- А как же с милым рай и в шалаше? – задала вопрос Валя.
- Ты забыла. Я же говорила, что он не признавался ей в любви, а значит, ему не нужно было отвечать за свои слова. Даша сама всё решила. Она понимала, что ему там лучше, потому и разорвала этот порочный круг.
- И всё?
- Нет, не всё. Дальше начинается самое интересное!
- Ты меня заинтриговала окончательно, - и гостья вышла из-за стола. – Пойдём в комнату, там прохладнее.
- Да, у нас жарко. Хорошо батареи греют.
Дамы сели в кресла и их задушевная беседа продолжилась.
- Даша поехала в санаторий и там познакомилась с мужчиной. Всё время, пока они были там, тесно общались, но никогда и речи не заводили о близости. Когда пришло время  уезжать, обменялись телефонами. Она и не надеялась, что он позвонит, но всё же, ждала звонка. И однажды он позвонил. Дмитрий, я его так назову, пригласил её к себе в гости. Даша очень боялась наступить на те же грабли, поэтому отказалась и предложила встретиться на нейтральной полосе. Они сходили в кино и потом долго гуляли по городу. Провожая её до дома, мужчина сказал, что очень бы хотел увидеться ещё раз.
Они присматривались друг к другу. Наверное, оба боялись ошибиться. А на восьмое марта, это был уже третий месяц знакомства, Дмитрий пришёл к ней в гости. Конечно, не с пустыми руками. Они хорошо посидели, и он остался у неё ночевать.
- Ну, слава Богу! А то честное слово, как маленькие, - вставила реплику Валя.
- Для тебя это не нормально, я понимаю. Может поэтому ты и меняла так часто мужчин. Слишком торопилась. Прости, я не осуждаю тебя, констатирую факты.
- Давай дальше. Я – это я! На мне пробы негде ставить, а Дарья твоя - святая.
- Нет, она не святая, она – мудрая, - сказала Татьяна и продолжила.
 - Конечно, она боялась ошибиться, но шестое чувство подсказало ей, что это тот человек, с которым она будет счастлива. Она увидела в нём все качества, достойные мужчины. Он был умным, добрым, справедливым, нежным, ласковым, внимательным, заботливым.  Когда они начали жить вместе, она не могла поверить, что можно вот так просто общаться вдвоём.  Они были счастливы!  Она теперь благодарила судьбу за то, что дала ей возможность ошибиться. Ведь только осознав свои ошибки и заблуждения, взвесив на весах достоинства мужчины, можно строить новые отношения. Теперь она понимала, что любовь это не постель и даже не признание в любви, любовь это принцип. Один человек живёт для  другого человека. Мужчина живёт интересами женщины, а женщина всё делает для того, чтобы мужчина  с ней был счастлив.
- Хорошо, когда всё хорошо заканчивается. Но я так скажу, ей просто повезло, - высказала своё объективное мнение Валентина.
 - А я считаю, что они сами выстроили свои отношения, - не согласилась с подругой Татьяна.
- А другие разве не выстраивают? Почему у меня ничего не получается? – разочарованно проговорила Валя.
- А ты что хотела от мужчин?
- Что за вопрос? Всего того, что получила твоя героиня!
- А что ты сделала для этого? – спросила  Таня, глядя на неё в упор.
- Ты снова прокурора включила? – обиделась та. – А что я, по-твоему, должна была делать?
- В первую очередь думать не о том, что ты хочешь, а о том, что хочет мужчина.
- А он одного хочет, секса! – как-то зло сказала Валя.
- Значит, ты таких мужчин привлекала к себе, которым нужен был секс. А вот выводов никаких не делала.
Валентина замолчала. Она понимала, что в чём-то подруга права, и всё же ей было обидно за себя. Видимо для того, чтобы как-то себя оправдать, она спросила:
 - А ты почему ни с кем не можешь жить?
- Потому что не хочу. Такого, каким был мой муж,  я не найду. Я его очень любила, хотя поняла это с годами, когда он уже был при смерти. Он ни разу за всю жизнь не сказал мне обидного слова. Всё делал для того, чтобы семья ни в чём не нуждалась. У меня сыновья сейчас живут замечательно, потому что отец для них был авторитетом, и их жёны с ними счастливы.
- А как же мужчина в твоей жизни? Он же был?
- Был, и продолжает быть. Но ты не поверишь, если я скажу, что я с ним  сплю из жалости, наступив на свою гордость, и очень об этом сожалею. Нельзя человеку давать надежду, а потом бесцеремонно забирать. Ведь он на что-то надеется, но больше дать я ему не могу.
- Да ты блаженная какая-то!  Получается, что я порочная, а вы обе - святые!
- Не обижайся, Валюшка, все мы разные. У каждого свои тараканы в голове. Ведь я тебе рассказала только для того, чтобы ты поняла: мы кузнецы своего счастья, и очень многое зависит от нас самих. Не нужно ждать манны  небесной,  нужно действовать, учиться любить. Да, это искусство и ему научится всякий, кто захочет сделать счастливым другого человека.
Подруга ушла домой, а Татьяна подумала: если бы можно было повернуть время вспять, она бы по-другому строила отношения с мужем, который был достоин  большей любви. Рано утром, только она встала с постели, зазвонил телефон.
- Таня, доброе утро! Спасибо тебе за вчерашнюю встречу и обстоятельную беседу.  Я хочу внести небольшую ремарку в наш разговор. Ты знаешь, мне раньше  муж постоянно о любви талдычил, а как только появлялась возможность, бегал налево. А когда я его спросила, чем они лучше меня, отвечал, не моргнув глазом: «Да ты у меня лучше всех!» Как это называется?
- Распущенность. Ведь он так и не нашёл одну единственную?
- Нет, до сих пор меняет их, - вздохнула Валентина.
Татьяна хорошо помнила Игоря, он даже к ней подбивал клинья.
 - Валя, такие мужчины не надёжны, им нельзя верить и ты правильно сделала, что развелась с ним, но помни, к тебе притягиваются такие же. Когда ты научишься ценить себя, как женщину, встретишь достойного мужчину. Но я знаю одну женщину, которая прощала мужу измены, потому что была уверена в его любви к ней и просто ждала, когда он перебесится. И после десяти лет брака, это была самая счастливая пара.
- Да ну! И такое бывает? – удивилась Валентина.
Татьяна рассмеялась. Ей доставляло удовольствие интриговать подругу.
- После того, что я услышала от тебя, считаю, что я пошлая женщина и не будет мне счастья на этом свете, - огорчённо произнесла Валентина.
А Таня поставила чайник на плиту и весело сказала:
- Предлагаю поход в лес. На сборы даю час. Жду на остановке, - и она отложила в сторону телефон.
С утра повалил снег, да такими большими хлопьями, что идти было невозможно, он буквально залеплял глаза, но подруги ничуть не расстроились. Они весело шагали по тропинке, продолжая  разговор, начатый накануне.
- Таня, я вчера весь вечер думала о нашем разговоре. Вспоминала своих ухажёров недобрым словом и ругала себя за недальновидность. Я наверно слишком доверчивая, позволяла им себя обманывать.
- Значит, ты хотела быть обманутой, - перебила её подруга.
- Ну, здрасьте! Почему это  хотела? -  обиделась Валя, но вдруг рассмеялась:
- А ведь ты права. Когда  Игорь, мой последний муж, передо мной оправдывался за то, что не приходил домой ночевать, я заставляла себя верить в его объяснения. Не хотела портить отношения.
- Боялась остаться одна, вот и всё объяснение, - сказала Татьяна.
В лесу было тихо, спокойно. Снег прекратился, и настроение у подруг улучшилось. Они весело шагали, вдыхая осенний воздух.
- Таня, а как вы познакомились с Ильёй? Ты никогда не рассказывала, - спросила Валентина.
Женщина какое-то время молчала. Она вспомнила тот дождливый день, когда впервые увидела Илью. Он не произвёл на неё никакого впечатления. Обычный мужчина, каких миллионы. Неброская внешность: чуть выше среднего роста, лысеющая голова, серые глаза с нависшими веками и тонкие губы. Единственное, что запомнилось, это его словоохотливость. Он не умолкал ни на минуту, наверное, своим разговором старался скрыть волнение, а может произвести впечатление на неё. Таня слушала его, не вникая в то, о чём он говорил.  И только когда она сказала, что ей пора идти, опомнился и попросил у неё номер телефона.
- Подруга, ты ещё здесь? – пошутила Валентина, когда молчание её спутницы затянулось.
Татьяна рассмеялась.
- Тут я! Просто вспомнила тот день. Ко мне должны были гости прийти на день рождения, и я пошла в магазин. Набрала целых два пакета и тащилась с ними до остановки. А когда стала заходить в автобус, мужчина вызвался помочь.  Всю дорогу развлекал меня, проводил до дома и мы ещё минут двадцать стояли у подъезда, пока я не сказала, что меня ждут. Он спросил, кто, и я ответила, что дети. А потом он подкараулил меня у подъезда. Вот так и началось наше знакомство.
- Никакой романтики! – вздохнула Валентина.
- А какая романтика тебе нужна? Нам ведь не по восемнадцать лет.
- Ну, он хоть понравился тебе?
- Нисколько, - ответила Таня, - но он предложил мне свои услуги и я не отказалась.
- Интимные?! – удивилась подруга.
Татьяна улыбаясь, ответила:
- Нет, дорогая, не интимные, а предложил помочь с ремонтом квартиры.
- Тогда всё понятно!  А вот мне ни разу не попался такой, который бы помог мне в чём-то. Все от меня чего-то ждали.  Наверно я не там искала?
- Шутница ты! – сказала Татьяна. – Разве я говорила, что я искала?
Женщины прошли километра три, и пошли обратно.
- Таня, а как твоя знакомая Даша сейчас живёт? – вернулась к разговору подруга.
- Они замечательно  живут. Дарья говорила мне, что ей очень комфортно  с ним вместе. Они никогда не выясняют отношений, не напрягают друг друга, каждый занимается своим делом и в тоже время чувствуют друг друга на расстоянии. Он может зайти к ней в комнату, сказать, что соскучился, посидеть минут десять и уйти обратно. К ним приходят дети, его внуки, её внуки и они с радостью их встречают.
- Да, сказка для взрослых, - произнесла Валентина и добавила, - прожили они вместе сто лет и умерли в один день.
- Не иронизируй!  Они просто живут друг для друга. Мне ведь Илья не раз предлагал сойтись, но я не хочу. Зачем обманывать себя и его. Мы оба свободны от обязательств. И если вдруг он встретит женщину, которая согласится с ним жить, я буду только рада.
- Это ты сейчас так говоришь. А найдёт он другую, и будешь локти кусать.
- Может быть. Спорить не буду. Знаю одно  - для того, чтобы жить вместе, нужно хотеть сделать другого человека счастливым. А во мне этого желания нет. Только не спрашивай – почему, не отвечу, потому что не знаю.
- А я думала, что для тебя нет ничего необъяснимого, - удивилась подруга.
- Ты мне льстишь. Я такой же профан в этом деле. Других учу, но сама не учусь. Мне бы не нужно пудрить мозги Илье, отпустить его, а я как собака на сене: «сама не «ам» и никому не дам». Наверное, боюсь остаться совсем одна.
- Вот-вот, всё-таки боишься и правильно делаешь. Плохо одной! Иногда просто хочется прижаться к мужскому плечу, почувствовать опору, знать, что ты кому-то нужна.
Подруга засмеялась.
- Теперь ты меня начинаешь учить. Хорошо усвоила урок, - и она подала той конфетку со словами: - Подсласти свою жизнь.
- Разве это нужно, чтобы жизнь сладкой была? Если было бы так, то я килограммами бы ела конфеты, - и Валя взяла конфетку.
- И заработала бы сахарный диабет, как минимум, - добавила Татьяна.
Валентина рассмеялась.
Навстречу женщинам попадались Танины знакомые. Они здоровались и интересовались её жизнью.
- У тебя столько знакомых! Я удивляюсь!
- Так я долго живу на земле, - пошутила Татьяна.
Они прогуляли два часа, и за это время обсудили все проблемы. Когда прощались, Валя сказала:
- Танюшка, я поняла одну вещь. В нашем возрасте меньше всего нужно думать о любви. Она придёт, если будешь в мужчине  видеть хорошие качества, и не будешь обращать внимания на недостатки.
- Молодец!  Хоть какие-то выводы сделала из нашего разговора. А для полной убедительности посмотри фильм: «Любовь приходит тихо». Это наглядный пример того, что чувство может появиться, если мужчина тебя любит, ничего не требуя взамен.
- Обязательно посмотрю, - и подруги распрощались, возвращаясь каждая в свою обитель, где их ждал покой и уют. И кто знает, может быть, с этого момента их жизнь изменится?! Хотелось бы верить в их счастье, ведь в одиночестве его не может быть! Даже Бог, сотворив Адама, сказал: - Не хорошо быть человеку одному, - и создал из его ребра ему помощницу, женщину и назвал её Евой.
У Тани был такой распорядок, в пятницу она всегда делала генеральную уборку и очень редко изменяла своим правилам. Но в тот день видно звёзды не так сошлись, не успела она встать с кровати, как зазвонил телефон.
 - Таня! Потрясающий фильм! Я не могла оторваться. Оказывается ещё и продолжение есть. Я его нашла. А ты сама видела?
- Ну конечно. Правда, первый мне понравился больше. И что ты скажешь теперь? Ты до сих пор думаешь, что от нас ничего не зависит?
- Но в этом-то случае, мужчине пришлось завоёвывать её сердце. А что наши мужчины делают для нас? – ответила Валентина.
- Но если женщина и так согласна на всё, зачем стараться? Сама-то подумай.
Сказав это, Татьяна задумалась: « А ведь Илья и не старается что-то делать. Приходит, проводит время и уходит. А она, как бессловесная кукла, положили – лежит, подняли – пошла. Нужно что-то делать.  Валя, по крайней мере, встречается в своё удовольствие, а у меня и этого нет. Всё! Нужно решать этот вопрос».
- Алё, подруга, ты часом не уснула?  - услышала Таня и поспешила успокоить Валентину, - нет, я бодра, выспалась отлично.
- Так, может, встретимся? Сегодня знаешь, что за день?
- Напомни!
- Ну, ты, подруга, даёшь! Я сегодня первый день на пенсии. Надо отметить, как ты считаешь?
Татьяна подумала минуту и сказала:
- Ладно, уговорила! Изменим своим правилам. Приезжай ко мне!
- О, нет! Только в ресторан! А до вечера всё успеешь, наводи порядок, хотя чего там у тебя прибираться? К тебе даже мухи не залетают, потому что поживиться нечем, - пошутила Валентина.
Вечером они встретились  у ресторана. Валентина пришла в своём белом шикарном  костюме. Каштановые волосы уложены в причёску, глаза подведены и губки подкрашены.
- Потрясающе выглядишь! – похвалила подруга, когда они сдавали в гардероб свои пальто.
- Не прибедняйся! Сама как будто с обложки журнала сошла. Кстати, васильковое платье тебе очень идёт, оно одного цвета с твоими глазами.
- Спасибо за комплимент.
Когда они сели за столик, взоры многих мужчин были обращены в их сторону. Женщины сделали заказ и пока ждали, рассматривали посетителей.
- Тань, посмотри там у окна. Это не Илья твой сидит с дамой?
 Женщина взглянула в ту сторону, и краска залила её лицо. Это был действительно он. «Ну что ж, это и к лучшему. Легче будет принять решение» - подумала Таня и весело сказала: - Всё забыли об этом! Мы пришли гулять, так что выпьем за твою новую пенсионную  жизнь!
Подруги гуляли с размахом. Заказывали песни, танцевали, даже  сами спели  на «бис». Когда собирались уходить, кавалеры обступили их, предлагая свои услуги, но дамы были непреклонны. Они теперь знали себе цену и верили, что когда-нибудь, на старости лет, и им встретится принц.
Возвратившись домой, Таня села в кресло, взглянула на портрет мужа и вслух сказала: « Прости меня. Я тебя очень любила, но ты ушёл от меня. Я знаю, что обижаешься на меня, но ответь, имею я право быть счастливой?»
Ей показалось, что муж улыбнулся, и она заснула, уносясь во сне в то далёкое прошлое.
Утром позвонил Илья, но Таня взяла инициативу в свои руки и, тут же, сказала:
- Илья, не звони мне больше. Это не из-за вчерашней встречи. Просто я давно поняла, что мы зря отнимаем друг у друга время. Желаю тебе удачи! И спасибо тебе за всё, что ты для меня сделал. Прощай! – и она отключила  телефон, чтобы не слышать его оправдания. « А может он и сам хотел мне об этом сказать? Ну что ж, я его избавила от объяснений.  Эта страница жизни закрыта, но жизнь-то продолжается!» - подумала женщина.
А Валентина впервые в жизни не пошла на поводу у своих чувств. Она корректно осадила своего провожатого, который напрашивался на чашечку кофе.
- Извините, но я кофе на ночь не пью и вам не советую. Спасибо, что проводили, - говорила она заплетающимся языком.
 Оказавшись дома, сама удивилась, что одна. «Да, подруга хорошо промыла мне мозги. Вот вам дудки!» - и сделав кукиш, она показала его в пустоту, как будто там находились мужчины, которые когда-то пользовались ею, ничего не давая взамен.
« Как Таня  сказала? Любовь, как принцип?! Надо об этом подумать, в этом есть доля правды» - и Валя крепко заснула, обнимая подушку.