Всё только начинается

Римма Стаханова
    За столом, в маленькой кухне однокомнатной квартиры сидели две женщины. Тихо играла музыка, подруги вспоминали свою молодость, почему-то так быстро ушедшую. Казалось бы, ничего не могло нарушить их мирной беседы...
 - Верунька, ты только вдумайся, нам уже по сорок лет! Представляешь?! –   улыбаясь, сказала Лида.
  - Как уж не представить! Полжизни прожито, а что хорошего-то видела,  я лично? – отвечала хозяйка квартиры, крашеная блондинка с карими глазами и густо накрашенными ресницами. - Ты-то хоть пожила в своё удовольствие, а я до сих пор не понимаю, жила или существовала всё это время.
  - Завидуешь мне? А зря! У тебя вон, какая красавица выросла, а я пролетела с детьми. Знаешь, как порой душа болит? Смотрю на мамочек, и сердце кровью обливается. Зачем я тогда  послушала Егора? Сейчас бы сыну было столько же лет, как твоей Машке. Кстати, где она? Времени уже одиннадцатый час. Звони ей, пусть домой идёт, - нравоучительно закончила свой диалог подруга.
  Вера удивлённо посмотрела на неё: «Что это она забеспокоилась так? Маша раньше одиннадцати часов никогда не приходит, это её норма».
  - Смотрю на тебя и удивляюсь. Ты что такая безалаберная? Не понимаешь что ли? Нужно смотреть за девчонкой! Ей ещё учиться дальше нужно, а если в подоле тебе принесёт? – раздражённо добавила подруга,  удивляясь спокойствию Веры.
   - Так не тебе же принесёт! Ты-то что волнуешься? Это моя дочка и я ей верю! Сказала у подруги, значит у подруги, - ответила та, улыбаясь.
   - Дура ты Верка! Сама себе жизнь поломала и хочешь, чтобы дочка по твоим стопам пошла?
Вера встала из-за стола.
   - Тебе помочь, или сама уйдёшь? – зло сказала она и в упор посмотрела на подругу.
 Гостья тоже резко поднялась и направилась к выходу, бросив на ходу:
  - Да, пожалуйста! Только запомни: я первая не позвоню. А ты подумай на досуге о смысле жизни и не красься  так вульгарно, тебе не идёт! Машке плохой пример подаёшь!
   - Пошла вон!  - закричала Вера, сама удивившись своей реакции.
Когда за подругой закрылась дверь, Вера нервно зашагала по комнате:  «Учить мы все умеем!  Хорошо  рассуждать, когда тебя не  касается... Ей-то не пришлось ночами не спать, с больной дочкой по больницам мотаться, жить на копейки, ночами выть от тоски... Чем я плохая мать? Вырастила дочку не хуже других...»
Её монолог прервала Маша, появившись в дверном проёме.
   - Мать, почему дверь-то не заперта? А-а, понятно! Снова у вас были  посиделки. Тётя Лида пробежала мимо меня, даже не поздоровалась. Пили что ли опять?
   - Почему сразу – пили?  Ну, выпили маленько. Что тут такого? – оправдывалась Вера, хотя понимала, что правильно дочка замечание делает, не одну «мамочку» уже это зелье выбило из жизненной колеи. Две одноклассницы умерли,  до сорока лет не дожили. Сначала горе заливали вином, а потом не заметили, как это стало главным в жизни.
  - Ладно, Машуня, не ругайся, больше не буду. Смотри, что я тебе купила, - и она достала из шкафа свёрток.
Девочка развернула пакет и, увидев курточку о которой мечтала, сразу же передумала ругаться с мамой. Она чмокнула её в щёчку и побежала  мерить покупку. Красуясь перед зеркалом, она уже мечтала о том, как её в этой обновке увидит Женя. Да, смотрелась в ней она просто великолепно! Пусть теперь попробуют девчонки сказать, что  она нищенка. Подруги её были все из благополучных семей, разодеты, как светские модницы и часто поднимали девочку на смех. Каждый раз, придя из школы, она выговаривала матери свои обиды. Но что могла сделать Вера? Её зарплаты хватало только на то, чтобы оплатить коммунальные услуги, да пропитаться месяц. Вещи покупались самые дешёвые.
    Девочка не раз заводила разговор об отце.
   - Мама, у меня ведь был отец? Почему он не платит алименты? Вон, у Светки. У неё отчим хорошо зарабатывает, и отец посылает ей каждый месяц.  Давай найдём моего папашку, пусть помогает.
  - Нет, Машенька, его мы просить не будем. Жили и ещё проживём, не переживай, - отговорилась Вера.
  - Почему ты не хочешь? Или ты не знаешь, кто мой отец? – с обидой в голосе спросила дочь.
   - Глупости говоришь! Как это я могу не знать, если замуж выходила.
   - Элементарно. В передачах сколько угодно таких случаев показывают, когда мать не знает от кого у неё ребёнок.
   - Но  я-то знаю! Просто твой отец уехал из страны, - и частично, это было правдой.
   - Тем и лучше! Значит, он хорошо живёт! И, наверняка, есть деньги!
   - Маша! Прекрати! Ты ещё мала, чтобы ставить матери условия.
   - Да, пожалуйста!  - и девочка, надувшись, ушла на кухню.
« Что сегодня за день-то такой кошмарный! Сначала Лида наехала на меня, теперь Машка. Неужели я на самом деле такая плохая и ничего не понимаю?  Жизнь свою личную не устроила только потому, что не хотела, чтобы дочке было плохо. А теперь оказывается, что всё делала не так. Может, надо было выйти за Павла? Ведь он так уговаривал...На коленях упрашивал выйти за него замуж...Испугалась...А чего, собственно? Он-то, наверняка,  нашёл себе женщину,  и живут,  душа в душу, а я тринадцать лет одна. Откуда  могла знать, что всё так обернётся?  Ну и что, что свадьба была назначена...Надо было решиться... Права Лида, глупая я. Может и за дочкой, правда, не досматриваю? Ведь девка она красивая, а вдруг влюбится в кого и... Нет, только не это. Ей нужно учиться. Надо с ней поговорить серьёзно, что это за ночные гуляния у неё? Может она и не с подругой вовсе,  хотя говорит что с ней...И что это Лидка говорила насчёт моей внешности? Неужели на самом деле выгляжу  вульгарно?»
Долго Вера размышляла о своей жизни. Ей вдруг стало совестно за то, что выгнала подругу. Ведь та хотела только предостеречь. Женщина теперь думала, какой найти повод, чтобы примириться с Лидой. Но в скором времени повод сам нашёлся.
Возвращаясь однажды с работы, Вера встретила женщину около своего дома; та подошла к ней и сказала:
   - Вера Алексеевна, подождите минутку.
Оглянувшись, она увидела красивую женщину,  шикарно одетую и мило улыбающуюся.
   - Простите, я ведь не ошиблась, Вы мать Маши? – спросила она, и у Веры ёкнуло в груди от  предчувствия неприятности.
   - Можно с Вами поговорить?
   - Да, конечно. Можем ко мне зайти домой, если не возражаете.
Женщина согласилась, и они вошли в подъезд. Поднимаясь на лифте, обе молчали, разглядывая друг друга. Маши дома не было. Хозяйка пригласила гостью в комнату, предложила выпить по чашечке  кофе, та не отказалась. Вскоре его аромат наполнил комнату. Гостья,  оглядывая скромное жилище, загадочно улыбалась. Когда молчание затянулось, Вера спросила:
   - Вы кто? И о чём Вы  хотите со мной поговорить?
Женщина поставила чашку на столик, откинулась на спинку кресла и внимательно посмотрела на Веру.
   - Я жена Павла, бывшая. Мы развелись. К Вам пришла по его просьбе. Я знаю, что он Вас очень любил и любит до сих пор. Но сейчас он болен и хочет Вас видеть.
   - Не понимаю, зачем?  -  лихорадочно соображала Вера, но в душе радовалась, что речь пойдёт не о дочери.
   - Всё очень просто. У него никого больше нет кроме Вас. Я не в счёт. Вам нужно  прийти к нему и поговорить.
   - А он не подумал о том, что я могла быть уже замужем?
   - Но Вы ведь не замужем, и мы это знаем.
   - Почему «мы»?  Странно всё это.
  - Ничего странного!  Прежде, чем сюда прийти, я узнала о Вас всё. Павел не бедный  человек и ему нужно кому-то всё оставить, если вдруг с ним что случится.
   - Какие глупости! Вы были законной женой, кому, как не Вам вступать в наследство? – возразила Вера Алексеевна и добавила: «Есть ведь ещё и дети». 
   - Вы не поняли!  - гостья улыбнулась, - он, слава Богу,  жив! Мы в разводе уже три года, детей у нас не было.  Я живу в другом месте и с другим человеком. Так Вы согласны к нему прийти? Если да, то я оставляю адрес, если нет, то так и скажу ему, что Вы не захотели.
   - Хорошо, оставляйте, – как-то неуверенно произнесла Вера.
   - Тогда прощайте! Да, и ещё! Он сказал, что Вы поймёте, почему он так решил. Всего Вам доброго! – и гостья ушла, оставив, хозяйку в полном недоумении.
Вера так и сидела, пытаясь сообразить, что это было. Ей сразу вспомнился Павел, когда они в последний раз разговаривали, в день его проводов в армию. Он тогда ей сказал: «Верочка, я всё равно верю в то, что мы с тобой будем вместе. Ты сейчас этого не понимаешь, но мы созданы друг для друга. Когда-нибудь поймёшь, лишь бы не было поздно».
Павел тогда знал, что Вера выходит замуж, но ничего не мог с собой поделать. Он любил эту девушку с восьмого класса. Всё произошло как-то неожиданно для них обоих и исправить то, что случилось, было невозможно.
   ...Вера не могла успокоиться. Визит женщины вернул её в то далёкое время, о котором она пыталась тщетно забыть. Ей нужно было выговориться, посоветоваться...Наконец, отбросив все сомнения, позвонила подруге.
   - « Алло! Лида, прости меня, пожалуйста.  Ты была права, и я сожалею о том, что повела себя так некрасиво. Но мне нужен твой совет.  Можешь ко мне приехать?»
  - «Легко!» - услышала она ответ.
Подруги не виделись всего три месяца, но, сколько за это время всего произошло...
   - По-моему ты уже сама всё решила. Или я ошибаюсь? – улыбаясь, сказала подруга после того, как Вера ей рассказала о странном визите  жены Павла.
   - Не уверена, что должна так поступить. Но это шанс всё исправить. Что ты посоветуешь?
   - Тебе решать! Тут я тебе не советчик.
   - Ну, это ведь шанс, согласись, устроить своё счастье?
  - А как же дочь? – улыбаясь,  спросила подруга, - ведь ради неё, как ты говорила,  лишила себя однажды семейного счастья. Что изменилось с тех пор?
  - Тогда я испугалась довериться первому встречному. А Павел не посторонний человек.
   - И правильно!  - радостно произнесла подруга, - с Машкой я поговорю, если ты не возражаешь. Она у тебя девчонка умная, поймёт. А ты ещё молодая и нужно подумать о себе. Дочка выскочит замуж, не  будет же с тобой всю жизнь жить. В самый раз сейчас устраивать свою личную жизнь, тем более, решишь и финансовую проблему. Машке учиться надо, а учёба платная.
   - Но неудобно как-то. Получается, что я из-за денег всё это делаю.
   - А что ты делаешь? У тебя после Паши мужчин не было, не считая мужа конечно. Что, не так? Или я что-то не знаю?  - и она пристально посмотрела на подругу: - Он это оценит, поверь. Так что ты на правильном пути. Считай, что тебе просто повезло.
   - Так он же болен.
   - Вылечишь, - засмеялась Лида и добавила, - а нет, так всё равно будешь в шоколаде!
Вера с облегчением вздохнула.
   - Может, вместе сходим к нему?
   - В постель с ним тоже меня позовёшь?
   - Нет, конечно.
   - Тогда иди одна.
Маша  зашла в квартиру как раз в тот момент, когда подруги  весело смеялись, утирая выступившие  на глазах  слёзы.
   - Вы над чем смеётесь? – спросила она, и, глядя на них, тоже заулыбалась.
  - Твоя мама выиграла в лотерею, и скоро вы заживёте богато и счастливо!
   - Как это?
   - Сейчас  всё узнаешь! – ставь чайник, будем чай пить.
   - Кстати, мамуля, сегодня какая-то женщина приходила в школу, про тебя спрашивала и я сказала, когда ты приходишь с работы. Что, не надо было говорить? – расстроилась Маша, увидев удивлённое лицо матери,  но взглянув на тётю Лиду, успокоилась.
   - Эта женщина – волшебница. Она, как фея из сказки, взмахнула своей волшебной палочкой и сделала вас счастливыми в один миг, - сказала Лида и, обращаясь к девочке, сказала: -  Пойдём, поговорим с тобой. Я тебе расскажу  добрую красивую сказку, а  мама пусть посидит, помечтает...
 ...Через несколько дней Вера и Маша переехали в квартиру Павла. После перенесённого инфаркта он был ещё слаб, но несказанно счастлив, что рядом с ним любимая женщина. Удивительно, но Маша  сразу прониклась к нему доверием. Они часто подолгу разговаривали. А Вера сидела и думала о том, что ей придётся сказать им правду, а она заключалась в том, что  Маша – его дочь. Всего одна ночь, проведённая с ним накануне  её свадьбы с Игорем,  круто изменила её жизнь. И женщина мысленно вернулась в то время...
...Молодые  стали часто ссориться, когда муж узнал, что жена беременна. Она тогда и предположить не могла, что ребёнок, которого она носит, не его. А когда родилась девочка, муж и вовсе отстранился от неё. Всё чаще возникали скандалы и, однажды, муж подал на развод. Только там, на суде, она узнала, что Игорь, оказывается, не мог иметь детей.
«Я должна на него  обижаться, что он умолчал об этом, а  не оправдываться перед ним», - успокаивала себя тогда женщина. Она осталась  одна с ребёнком на руках, хорошо родители помогали первое время. Конечно, Вера  поняла, что девочка от Павла, но ей не хватило смелости написать  ему об этом.  Она  всё ещё не могла его простить за то, что сломал ей жизнь. Тем более, он остался по контракту на службе, и она ничего о нём не знала. Когда дочке исполнилось семь  лет, встретила мужчину и уже собиралась выйти за него замуж, но в последний момент передумала, заметив его похотливый взгляд  на девочку. Ничего не объясняя, порвала с ним все отношения. Она об этом никому не рассказывала, даже близкой подруге, зная её нрав.
Сколько времени понадобилось взрослым, чтобы исправить ошибку, которую совершили  по молодости. Но теперь они были счастливы! Вера, наблюдая за Павлом, жалела о том времени, которое провела без него. Он души не чаял в девочке, а  Машка не без гордости всем говорила, что к ним вернулся отец.
   - Лида, я на самом деле была полной дурой, ты права. Но, наверное, не пережив всего, я бы так и не поняла, что значит – счастье, - проговорила Вера задумчиво, вернувшись из воспоминаний.
  - Хорошо, когда всё хорошо кончается!  - подвела итог разговора подруга.
   - Нет, ты не права, Лидочка! Всё только начинается! – и они весело рассмеялись.