В гостях у гражданских

Олег Делёв
Очень часто я выезжал на своем ЗИЛ-131 по делам роты, несмотря на то что  официально машина была батальонной и только на случай учений. Но она приписана к нашей роте, там же где и я служил. В общем не важно кто где, а важно что у меня была возможность выбраться из роты, гарнизона, за пределы армии и ездить по городам и селам Забайкалья, смотреть как люди живут, какая вокруг природа и наслаждаться дорогой, бегущими километрами за окном, испытывать мощь этой вездепроходимой машины. Я думаю что и офицеры, и прапорщики тоже искали любую возможность куда-бы смотаться из части.

Как-то днем мой командир отделения, прапорщик пришел в роту и сказал мне чтобы на завтра приготовил машину, надо по делам съездить кой куда. Я только был рад этому. Помыл машину, заправился, заполнил в штабе путевой лист и был готов, ну почти готов.

Перед каждой поездкой необходимо было проверить все положенные на выезд принадлежности – в общем домкрат, запасное колесо, ключи, аптечка, и так далее. В тоже самое время у меня пошла полоса невезения с колесами, я что не неделя, то пробивал колесо (а может кто и помогал) и приходилось менять на запаску, потом чинить и клеить камеру. Ставить все на место. Работы..ыыыы море.

1. Сними колесо.
2. Разбортуй колесо, помахав час огромной кувалдой.
3. Сними покрышку со ступицы.
4. Вынь камеру из покрышки.
5. Проверь внутри не торчит ли где гвоздь или что то еще.
6. Накачай камеру и проверь в тазике с водой где дырка.
7. Найдя дырку, заклей ее и завулканизируй заплатку.
8. Накачай камеру и проверь заплатку в тазике с водой, не спускает ли.
9. Оставь на пару дней накаченную камеру, не спустит ли.

Если не спустила то собирай все в обратном порядке.

10. Спусти камеру.
11. Всунь в покрышку.
12. Насади покрышку на ступицу.
13. Осторожно выведи сосок (и не смейтесь – это пимпочка для накачки камеры, а не что то эротическое у женской груди) в отверстие на ступице. И не дай бог ты забыл эту маленькую пимпочку и не вывел! Тогда смело иди к пункту 1 и начинай все сначала. Да, да, были с некоторыми и такие курьезы. Слава богу не со мной. Так как такое «старики» водилы не прощают. Голову отбивают начисто.
14. Поставь ступицу в покрышку.
15. Забортуй обод на ступицу, помахав кувалдой опять с часок.
16. Накачай колесо.
17. Поставь колесо на машину.
18. Покатайся и посмотри что на следующий день будет.

Выматываешься жуть. Вот и приходилось хитрить и на КПП проверяющему “втюривать” якобы целую запаску, а потом надеется на «авось», что не пробьешь колесо, и мотаться по городам и весям. Вот и в этот день я поставил дырявое колесо на место крепления запаски и с умным видом продемонстрировал дежурному по КПП что все готово. Прапору не сказал тоже. Уж так хотелось куда то выехать. Выехал на свою же голову как оказалось позже или не на голову, а что то помягче и начинается на букву «Ж».

Мы утром выехали из части и набирая скорость двинулись на восток, к какому то населенному пункту. Прапорщик там с кем то договорился картошки на осень, зиму закупить. Наверное не себе только. Ехали час или чуть более. Мы остановились в большом селе в километрах 50 от нашей части. Быстро переговорив, прапорщик вернулся в кабину, как всегда обдав меня выхлопными газами от водки или спиртяги. Я и не успел и осмотреться вокруг, себя показать, как быстро все закончилось. Я улыбнулся ему, и мы тронулись в обратный путь, разгоняя живность (куры, гуси, коровы, и козы) по улицам села и смело проезжая и опустошая все ямы, наполненные дождевой водой.

- Ты поосторожней по ямам то, а то гвоздь словишь, - сказал мне прапорщик.

- Хорошо, я осторожно, - начал объезжать ямы.

Через какие то 10-15 минут мы снова вернулись на трассу и быстренько двинулись в сторону нашего гарнизона. Уже проехали порядком и тут на окраине близ лежащего к части села, машину что то стало слегка трясти и качать в стороны. Проехали еще немного и уже было ясно что то не так. Выбрав ровную обочину, я съехал с дороги и остановился возле какого то дома, чей забор сиял новыми не окрашенными досками, да и дом был свежевыкрашенный в темно желтую краску.

Я вышел, прапорщик тоже.

- Черт, заднее колесо спустило, бляха муха, - выругался я и посмотрел на прапора.

- Накаркали, наверное точно гвоздь поймали, - опять сказал я.

- А что я то, - оправдывался он – Давай меняй быстрее колесо да поехали.

- А нет колеса то запасного, я на прошлой неделе пробил колесо и это вот второе уже, - с огорчением оправдывался я и гримасничал.

- Да...ты...,  - начал ругаться прапорщик.

- Не ругайтесь. Все равно лучше не станет, - огрызнулся я – Сейчас сниму колесо и может попробую найти и заклеить дырку. Но это займет часа 2-3.

- ...., - немое молчание, он знал что я не вру, насчет ремонта конечно.

- Может поймаете кого, попутку что ли, кто бы вас в гарнизон подбросил, - с надеждой попросил я.

- И что потом?

- Привезете мне колесо или камеру на худой конец, – с наглецой ответил я.

Ответа не последовало, а только сильно хлопнула дверь в кабине. Он обиженно сидел и грелся в тепле кабины. На улице было прохладно и ветренно. Меня тоже начало пробивать холодом. Я полез за домкратом и ключами в кунг. А что еще делать то. Нашел все что надо для ремонта и залез под машину, поставил домкрат и начал поднимать задок ЗИЛа, пока чуть чуть, чтобы можно было отвернуть гайки. Открылась дверь и прапор вышел, посмотреть что я делаю. Долго стоял за спиной, наблюдая как я мучаюсь отворачивая массивные колесные гайки. 6 штук. Чуть пошла одна, по диагонали вторая, потом третья и так все шесть. Наконец за спиной послышались удаляющиеся к дороге шаги. Я посмотрел как прапорщик протянул руку, голосовал, так как шли грузовые машины. Первая прошла мимо, вторая мимо, а третья остановилась и переговорив, он сел в кабину.

- Жди меня, я приеду, - крикнул он со злостью.

- Хорошо, спасибо товарищ прапорщик, - с благодарностью ответил я и пошел работать.

Открутив все шесть гаек, я поднял домкратом машину выше и снял колесо, положил рядом. Хотел разбортовывать колесо и вынуть камеру, но тут вспомнил (со стыдом) что кувалду то там в боксе оставил с моим другим колесом. Я мысленно выругался на себя (что так плохо подготовился) и подумал что за полоса невезения такая пошла. Я сел на колесо, думая ...., но стало холодно и я уже стучал зубами. Никто за мной не ехал, а прошло уже около часа. Я решил, зачем сидеть вот так и мерзнуть. Поставил колесо на место, затянул гайки и опустил домкрат, оставив его под колесом, пригодится же. Закрыл кабину на ключ. Сам залез в кунг, где у меня была печка-буржуйка, прямо тут рядом с дверью, справа. Труба выходила наружу. У меня были и дрова, спрятанные под топчаном рядом с печкой. Было и одеяло. Я достал дрова и забив их в печку, растопил ее. Сухие дрова сразу быстро загорели и из трубы повалил дым, запахло горелой древесиной. Я укутался, но все еще продолжая мерзнуть, сидел рядом с печкой. Прошел еще час или даже больше, я прилег и кумарил, прислушивался к машинам на дороге.

И тут в дверь постучали. Оба на. Кто это еще? Машины не слышно было. Это значит не прапорщик. А кто же? Я осторожно выглянул наружу. Внизу рядом с машиной стоял мужик лет так 40 или почти.

- Сынок, я смотрю ты тут уже который час «загораешь», иди в дом перекуси, - позвал он.

- Спасибо, но как-то не удобно, - застеснялся я, а у самого живот прирос к спине.

- Не говори ерунды, я то знаю, сам служил, да и сын у меня служит сейчас. Выходи.

Второй раз меня звать не надо было. Я закрыл машину и пошел за этим добрым человеком. Это был хозяин того дома, возле которого я остановился на дороге. Хозяйство он держал умело – все чисто, ухожено, сделано с умом, дом большой, светлый. Я прошел за ним в просторные остекленные сени, затем в кухню, что была сразу тут у входа, скрытая за печкой. Хозяйка тоже дома была и я поздоровался. Меня проводили к столу и она налила первого, борща как сейчас помню (аж слюнки потекли), и поглядев на мужа, который кивнул, она налила мне рюмашечку. Я не отказался и выпил за гостеприимных и добрых хозяев. Я им так и сказал.

- У нас сын тоже служит и может и его кто-то вот так же накормит, - сказала женщина с грустью.

Потом я ел и рассказывал как служится. Рассказывал только с положительной стороны. Нечего их пугать, так как я знал что их сын в армии. В общем сидели мы и говорили пока я не услышал что кто-то сигналит на улице. Сразу догадался кто это. Прошло уже часа 4 и было часов 5 вечера когда приехал прапорщик на одной из наших машин. Привез уже готовое колесо. Понятно тогда почему так долго не было их. Я заменил колесо и был готов. Забросав инструменты в машину, и попрощавшись с гражданскими, мы поехали в часть, прапорщик со мной в кабине. Я поблагодарил его и сказал что за мной пачка хороших сигарет с фильтром. На том и порешили. В часть приехали быстро и закрыв машину в бокс, я уставший пошел в роту.

В роте нашел тех кто помог мне с колесом и пообещал сводить в чапок, чтобы отблагодарить народ, хоть и были они салаги. Но я какой был такой и остался, не взирая на «звания» - уважать надо и благодарить людей.

Слово я свое сдержал – прапорщик получил курево, а ребята поход в чапок.