Блок. Протекли за годами года... Прочтение

Виталий Литвин
«Протекли за годами года…»




 
                Протекли за годами года,
                И слепому и глупому мне
                Лишь сегодня приснилось во сне,
                Что она не любила меня никогда…
 
                Только встречным случайным я был,
                Только встречным я был на пути,
                Но остыл тот младенческий пыл,
                И она мне сказала: прости.
 
                А душа моя – той же любовью полна,
                И минуты с другими отравлены мне,
                Та же дума – и песня одна
                Мне звучала сегодня во сне…
                30 сентября 1915




Ал. Блок. Из дневника 16-ого года:
      «У меня женщин не 100-200-300 (или больше?), а всего две: одна – Люба; другая все остальные».

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Черновой набросок в ЗК45 [Записная книжка 45]:

                Все минуты с другими отравлены ей
     Черновой набросок в ЗК47:
                Все минуты с другими отравлены ей
     Варианты ЧА ЗК48 [Чистовой автограф записной книжки 48]:
                Все минуты с другими отравлены ей
      »

     «Лишь сегодня приснилось во сне…» – и ведь не просто “приснилось” … То есть, ему приснился сон, в котором он спал и, вот, в том, втором сне – приснился этот ужас:

                …она не любила меня никогда…
 
                Только встречным случайным я был,
                Только встречным я был на пути,
                Но остыл тот младенческий пыл,
                И она мне сказала: прости…

     Так оно и было. В своем дневнике Л.Д. перечеркнет страницы времен жизни с Блоком и наискосок крупными буквами напишет: «Потерянные годы». А в числе «самых больших ошибок в м моей жизни» будут две: что вышла за него замуж и что не развелась с ним.

     В рамках продолжающегося сюжета…

«Есть времена, есть дни, когда…» – предчувствие страсти;
«Я вижу блеск, забытый мной…» – он увидел ее на балу;
«Ты говоришь, что я дремлю…» – они уже разговаривают;
«Ваш взгляд – его мне подстеречь…» – она, кокетничая, отвернулась;
«Натянулись гитарные струны…» – он обернулся к  сцене;
«Ты – буйный зов рогов призывных…» – он рефлектирует  по её поводу;
«Как день, светла, но непонятна…» – она, дразнит  “поэта” и, забавляясь, морочит тому голову;
«Петербургские сумерки снежные…» – ее внутренние метания;
«Смычок запел. И облак душный…» – она принимает его любовь;
«Ты жил один! Друзей ты не искал…» – его охлаждение; 
«Превратила всё в шутку сначала…» – расставание;
«Та жизнь прошла…» – любовь уже только в воспоминаниях;
«Была ты всех ярче, верней и прелестней…» – стих на прощание;
«Разлетясь по всему небосклону…» – возвращение к мадонне;
«Он занесен – сей жезл железный…»  – …которая указует ему путь из окружающего его ада;
«Пусть я и жил, не любя…» – “ты” (первая любовь) – это единственное истинное, в противовес всяким другим “суетливым”  нежностям
Исходное –  а она его никогда не любила.