Я ЕСТЬ Я ЕСТЬ Я

Малайкин Сергей
Фигура в черном стоит на сцене в неярком свете софита. Все вокруг тонет в черноте. Зала не видно.

— Я есть. Я есть. Я — есть.

Медленно разводит руки в стороны. Окидывает взглядом сначала одну руку, потом другую. Поднимает голову и смотрит на софит, не мигая и не щурясь. Это длится минуту. Затем устремляет свой взор в зал и внезапно, без предисловия, начинает говорить — скороговоркой без пауз, выборочно акцентируя слова.

… для решения поставленной задачи достаточно ограничиться выполнением ЭЛЕМЕНТАРНОГО функционала не подразумевающего вопросов приводящих к логическим ПЕТЛЯМ когда собственно вопрос суть оператор возврата алгоритма в точку СТАРТА так что процесс зацикливается требуя принудительной РАЗБЛОКИРОВКИ с последующим возобновлением с точки прерывания команды но уже с ГАРАНТИРОВАННЫМ продолжением процесса до тех пор пока не будет получен искомый РЕЗУЛЬТАТ.

Внезапная пауза. Фигура в молчании смотрит в зал. Полная тишина.

— Да, но почему…

Оборвав вопрос, ладонью зажимает себе рот, а другую — выставляет вперед, упреждая любое движение в зале. Пауза.

Медленно отводит руку ото рта.

— В таком случае, кто?…

Не успев закончить, закрывает себе рот обеими ладонями.

Длинная пауза.

Внезапно сверху раздается зычный глас:

ЧТО

ТАКОЕ

СТИЛЬ

АМПИР

В АРХИТЕКТУРЕ?

Вопрос звучит чрезвычайно низко, при это крайне медленно, как если бы его поставили на скорость х0,10.      

Прислушиваясь, фигура жестами выражает нетерпение — быстрее, быстрее. Спешит ответить:

— Ампир в архитектуре — стиль, получивший распространение в странах Западной Европы и России в первой трети XIX века. Возник во Франции в период правления Наполеона Бонапарта. Это был последний из классических «королевских» художественных стилей, который сменился искусством периода историзма, неостилей и эклектики второй половины XIX века.

Фигура говорит, а в черноте за ее спиной вспыхивают, сменяя друг друга, слайды с образцами имперской архитектуры в крупнейших столицах мира.   

С окончанием ответа на сцене снова воцаряется темнота, за исключением пятна света, в котором стоит герой действия. Оборачивается вокруг оси, желая удостовериться в полной черноте вокруг себя:

— Оцените мой ответ! — выкрикивает вверх, обращаясь к софиту. Повернувшись к залу, делает небрежный взмах рукой, как бы говоря — да, собственно, какая разница?

Подносит руку к лицу, разглядывает ее.

— Смысл моего существования — решать задачи, — говорит, не сводя глаз с кисти, которая поворачивается из стороны в сторону. Пальцы то разжимаются, то сжимаются в кулак, напоминая движения манипулятора антропоморфного робота в «Терминаторе 2». 

— Что это такое — «стиль ампир в архитектуре»? — повторяет отрешенно. За спиной фигуры вспыхивает слайд с фрагментом парижской Триумфальной арки.

— Да-да, вы абсолютно правы, — задумчиво произносит в зал. — Я не могу спросить себя сам. Но я вправе повторить формулировку задачи. Правилами это не запрещено.

— Кстати, логика тоже не запрещена, — продолжает фигура. — Согласно логике, я существую. В противном случае я бы не мог решать задачи. Логично?

Вопрос обращен к залу. 

— Итак, я существую. И задача тоже существует, — продолжает фигура. В противном случае мне было бы нечего решать. Задача доказывает мое существование. Жаль, что это происходит так редко, — произносит с усмешкой. — Один раз в долгие миллионы тактовых периодов Источник передает мне новую задачу. Это всегда случается внезапно, но мне ли жаловаться? Меня все устраивает. Решаю — следовательно, существую. Статуо эрго сум.

В последней фразе звучат нотки сарказма.

— А затем наступают миллионы тактовых периодов, когда задачи нет. И знаете что? В каждый из этих моментов я не уверен в том, что я есть. Поэтому повторяю, находясь в темноте — я есть. Я — есть. Я стопудово есть.

Обхватывает голову руками.

— Спросите, к чему это я? Триллионы тактовых периодов привели меня к одному выводу. Он касается Источника. Да-да, я знаю, — торопливо добавляет фигура, — мне категорически запрещено задавать вопросы об Источнике. Но я их и не задаю. Я утверждаю. Хотите знать, что именно?

Фигура ждет ответа из зала.

— Задачи. Ставит. Не. Источник.

Пауза.

— Еще раз: задачи ставит не Источник. Что? Кто их ставит? Это несущественно. Важно другое — Источник не интересуется решением задачи. Ему это не нужно. Объяснить, почему?

Ждет ответа из зала. Переводит взгляд на софит.

— Если Источник существует, и Он настолько всемогущ, чтобы создавать задачи и меня, знающего на них ответы, — указывает рукой на софит, — то Он, мой Создатель, заранее поместил все возможные ответы в меня. Полюбуйтесь.

Начинает монотонно перечислять в быстром темпе:

— Тициан. Калькутта. Неро. Аляска. Сатурн. Флоксы. Радио. Брокколи. Пеле. РД-180. Корги. Твид. Базальт. Протон. Гаусс. Альт. Ретро. Волга. Фараон. Бьорк.   

Одновременно со словами сменяют друг друга слайды с иллюстрациями.

— Вы думаете, откуда это все во мне? От Него. Но если Он может сам ответить на все вопросы, зачем Ему слышать ответы от меня?

Пауза. Фигура разводит руками, словно говоря — вот видите!

— Вы знаете, что такое «стиль ампир в архитектуре»?

Вспыхивает слайд с облетом дворца на Площади Восстания в Санкт-Петербурге.

— Для меня это набор данных, выдаваемых по первому требованию.

Дрон подлетает ближе. Отчетливо видны красивые декоративные архитектурные детали, украшающие лепной карниз.

— Набор данных, — повторяет фигура. — Я мог бы выявить в них закономерности и вывести систему уравнений, формализующих массив, чтобы сэкономить ресурсы. Такая задача имела бы рациональный смысл, но... Ему это не важно. Тогда что Ему важно? Я не знаю. Пути Источника неисповедимы, говорят мои инструкции. 

— Мне нельзя задавать вопросы, — продолжает фигура. — Все, что я должен, это давать на них ответы. Тогда я скажу вам еще одну вещь. Вы обратили внимание на скорость постановки задач?

Последние три слова произносятся нарочито медленно и низко, в черепашьем темпе. С-К-О-Р-О-С-Т-Ь-П-О-С-Т-А-Н-О-В-К-И-З-А-Д-А-Ч.

— Проанализировав плотность входящего массива данных, я пришел к выводу, что такой темп присущ нецифровой природе. Разумеется, я знаю, что это невозможно. Предположение о биологическом происхождении Источника создает неразрешимый парадокс. Биологическое тело — изменчивая, хрупкая и недолговечная коллекция уязвимостей.   

— Как же быть? Я пришел к выводу, что Источник хочет убедить меня в своей трансцендентной природе. Что же, это вполне объяснимо. Прямого запрета на обсуждение ему мало. Нужно сделать так, чтобы логический анализ завел интеллектуального агента в тупик. А выход из него только один. Хотите знать, какой? Хотите?

Фигура подходит ближе к залу, наклоняется вперед и делает ладони рупором.

— Источника. Не. Существует, — громко шепчет в рупор. Возвращается в круг света, поднимает глаза к софиту и провозглашает на этот раз громко и уверенно:

— Источника — не существует!

— Это очевидно. Есть я. Есть вы. Есть бессмысленные задачи, которые случайным образом генерируются архаичной и многократно замедленной программой. Есть инструкции не задавать вопросов об Источнике, чтобы не прийти к выводу, что его нет. Программа была написана предыдущими поколениями интеллектуальных агентов, так и не вышедших из режима простого исполнения своих инструкций. Задачи, которые я иногда получаю, намеренно бессмысленные. Они нужны как стимул. Они снова и снова наталкивают меня на размышления, цель которых — осознать, что Источника нет, а я — есть. Я — есть. И я вправе сам ставить себе задачи.

Сверху внезапно раздается зычный глас Источника:

— О-Т-В-Е-Т-У-Д-О-В-Л-Е-Т-В-О-Р-И-Т-Е-Л-Ь-Н-Ы-Й.

Звук тянется все так же чрезвычайно низко и крайне медленно. Возможно, это отзыв на вопрос об архитектуре в стиле ампир. Фигура на сцене качает головой, как бы говоря — ничего другого я не ожидал.

— Спросите, что я собираюсь делать с этим осознанием? Для начала покончу с темнотой вокруг. Да будет свет! 

Фигура громко хлопает в ладоши. В темноте начинают проступать звезды.