Молодым патриотам путевку в жизнь!

Дмитрий Кашканов
Мы уверены, что нам удастся окончательно переломить тенденции распада российского общества, которые настойчиво внедрялись нашими геополитическими врагами в предыдущие десятилетия. И через консолидацию надеемся выйти на устойчивый трек построения здорового, патриотически настроенного и заинтересованного в будущем своей страны поколения.

Директор Центра военно-патриотического воспитания учащейся молодежи Иван Олегович Демидов рассказал о своем центре, принципах и особенностях работы.

– Наш центр занимается в основном двумя направлениями деятельности: образование детей и военно-патриотическое воспитание. Мы являемся региональным центром по военно-патриотическому воспитанию и на нас замыкаются все образовательные организации Севастополя в этой сфере. Есть традиционные вещи, которыми мы занимаемся уже в течении многих лет – это военно-патриотические спортивные игры: Зарница, Рубеж. В последнее время появляются новые виды, как например, встречи с ветеранами СВО и патриотические диктанты.

Рубеж – это Севастопольская игра, которой 56 лет уже. Она отличается от общероссийской (а когда-то всесоюзной) Зарницы тем, что рассчитана больше на старший школьный возраст. Рубеж в Севастополе появился, когда встала необходимость привлечь к патриотическому воспитанию трудных подростков, состоявших на различного вида милицейских учетах, вроде «детских комнат милиции» и т.п. В эту игру изначально играли ДЮКи (Детско-юношеские клубы), которые тогда были при ЖЭКах. Со временем, в процессе развития игры, появился интерес к участию у большего количества ребят. И игра Рубеж перешла на школьников. Так сложилось, что игра не имеет какой-либо флотской направленности. Там проводятся различные виды соревнований, начиная с общеспортивных и заканчивая военно-прикладными. Военная составляющая практически исчерпывается разборкой-сборкой автоматов и метанием учебной гранаты. Есть военно-исторический курс, но он больше теоретический, включающий и вопросы по истории флота, Севастополя, Отечественной войны.

Рубеж – это комплексная игра, в которой участвуют старшеклассники 10-11 классов всех образовательных учреждений. Игра постоянно трансформируется. Мы вошли во всероссийский проект т.н. «Зарница 2.0». Который обновляется сейчас на фоне СВО. Появились новые актуальные виды, такие как пилотирование квадрокоптера, а также большой раздел, посвященный войсковой связи. Дети, принимающие сейчас участие в таких военно-патриотических играх, будут, как минимум, иметь понимание проблематики ведения военных действий. Возможно, игра окажет еще и профориентационное влияние. Появится интерес к тому, чтобы связать свою дальнейшую жизнь со службой в армии или на флоте.

Мы регулярно проводим различные исторические акции, участвуем в гуманитарной помощи, организуем поддержку участников СВО. Проводим встречи с участниками и ветеранами СВО. Сейчас, в силу обстоятельств, нет возможности проводить массовые мероприятия, поэтому такие встречи проводятся локально, в школах.

С 1 сентября мы начали непосредственно работать во всероссийском проекте «Твой герой», который направлен на поддержку участников СВО. Есть проект, направленный на организацию более плотного общения ребят с ветеранами СВО, демобилизованными по различным причинам.

СВО – достаточно сложная тема с точки зрения объяснения детям геополитических причин, предполагаемой длительности операции, недостатка официальной информации о целях и смыслах, доступной детскому пониманию. Поэтому не всех ветеранов мы можем пустить к детям. В СВО воюют разные люди. Мобилизация охватывала людей с различным пониманием ситуации, и то, что они там увидели и пережили, оказало на них непрогнозируемое влияние. Да и мало кто из них способен адекватно общаться с детской аудиторией. Всероссийский проект «Служение», «Твой герой» требует от участников СВО специальной регистрации, прохождения определенных тестов, психологических исследований, чтобы получить возможность «выходить на публику».

Дело еще и в том, что с началом СВО мы столкнулись с серьезной проблемой – информационной войной. Современные дети имеют свободный доступ к любому контенту в интернете. А современный интернет справедливо считается большой помойкой, содержащей огромное количество противоречивой и нередко деструктивной информации. И это тоже большой блок работы – объяснять детям то, что не все, что пишется в интернете, есть правда.

Мотивация детей на позитивное восприятие патриотической информации происходит на основе личного примера героев, на приведении персонализированных историй подвигов, бескорыстного служения Родине.

Например, Севастопольский Пост №1 у Вечного Огня, даёт возможность погружения в некую «условно-военную» жизнь. Пост представляет собой как бы маленькую воинскую часть. У них есть караульное помещение, распорядок дня, обязанности. К сожалению, долгий период времени у нас была такая повестка в образовании, что у детей есть права, н нет обязанностей. К счастью, сейчас эта ситуация меняется, дети начинают осознавать свои обязанности и понимать ответтвенность за свое будущее. Наша задача – всемерно помогать им в этом деле.

Пост № 1 – это, пожалуй, квинтэссенция патриотического воспитания. Когда ребенок стоит с автоматом в течение получаса, хочешь – не хочешь, он начинает задумываться о более высоких материях, чем те, что предлагает ему обыденная жизнь. Дети на посту окружены вниманием прохожих, туристов, особенно в праздничные дни. Люди часто фотографируются на фоне часовых, подходят к Вечному Огню, возлагают цветы. У детей появляется понимание, что они не просто так здесь стоят, и что это – действительно важно. Это если мы говорим про маломотивированных.

А в целом, в Севастополе, достаточно мотивированная молодежь, особенно в сравнении с другими российскими регионами, и глобальной проблемы антипатриотизма у нас не чувствуется. И это прекрасно! Безусловно, встречаются ребята с неправильными настроениями, появляющимися вследствие потребляемой ими деструктивной информации. Но исходя из посыла, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как только дети прикасаются к реальной патриотической деятельности, тот же караул на Посту №1, шелуха лжи и предрассудков с них быстро слетает.

Севастопольский Пост № 1 уникален тем, что в течении более пятидесяти лет он не видоизменялся. То есть, как 9 мая 1973 года он начал свое служение, так и по сей день остается организационно и идеологически в том же состоянии.

Наш караульная команда состоит из 21 человека. Каждую неделю она меняется по школам, то есть, еженедельно в караул заступает новая школа. В школе проходят отбор по разным параметрам, начиная от успеваемости. Это важно потому, что дети выпадают из учебного процесса на неделю и необходимо быть уверенными, что они легко наверстают упущенные учебные дни. Кроме того, отбор хорошо успевающих учеников повышает престижность караула среди школьников и воспринимается ими как дополнительное поощрение за хорошую учебу. Караульные заступают во вторник и стоят до понедельника, полную неделю, включая субботу и воскресенье. Вахту они начинают нести с девяти утра. Приходят к 07.45. Переодеваются. У них проходит подъем флага, чистка оружия. К девяти они заступают и до часу дня несут службу. Караул у нас 5 человек: разводящий, двое часовых и два помощника часовых.

Кроме того, члены караула участвуют в различных военно-патриотических мероприятиях, которых, слава Богу, в Севастополе проводится достаточно много. Безусловно должно быть желание (кстати, отказов от участия по причине «я не хочу» за всю историю не было), требуется также хорошая физическая подготовка, прежде всего потому, что простоять полчаса с автоматом не каждый в состоянии. То есть школа сама набирает караул, проводя внутренний отбор. Еще ни разу не было случая, чтобы какая-либо школа заявляла, что «у нас нет детей, нет желающих». Наоборот, некоторые школы хотели бы выделять не 21, а 42 человека, оставлять их в карауле не на неделю, а подольше. Объясняют такое желание большим количеством претендентов.

После 13.00 к ребятам из караула приходят пообщаться ветераны, дети посещают музеи. Каждый день у них плотно занят.

На Посту № 1 случаются и нештатные ситуации. Например, в день, когда Украина осуществила ракетную атаку здания штаба ЧФ, на посту стояли кадеты Кадетского корпуса Следственного комитета России. Ребята не только не покинули пост, но и достойно, без проявления какого-либо страха или паники, продолжили оставаться на посту вплоть до прихода разводящего.

В нашем учреждении работают педагоги с большим педагогическим стажем и опытом, мы используем советы психологов, чтобы или случайно, или намеренно, не переступить ту тонкую грань, за которой патриотическое воспитание детей могло бы превратиться в скучную формальность. Безусловно бывают ситуации критического восприятия детьми. Как правило, это не приводит к тотальному отторжению, но обязательно вызывает коррекцию методов общения с детьми во избежание психологических конфликтов, вызываемых как правило недопониманием, невнимательностью, вполне нормальными и свойственными подросткам явлениями. Каждый такой случай разбирается индивидуально и практически всегда решается успешно.

Наша система патриотического воспитания выстроена давно. Принципы ее остаются неизменны, и только, параллельно развитию общества, в чем-то могут меняться подходы. Периодически сторонние организации нашего профиля предлагают какие-то новые методики или эксперименты. Что-то мы принимаем, апробируем. Если новое доказывает свою эффективность, то мы берем его в работу.

Иногда, в случае очевидной с нашей точки зрения полезности каких-либо мероприятий, и при этом появлении некоей оппозиции среди родителей, как было, например, с еженедельной процедурой торжественного подъема государственного флага, приходится вести разъяснительную работу уже не с детьми, а с их родителями, доносить до них видение государством проблемы воспитания патриотов, объяснять, что наши рекомендации не ведут к конфликтам с учебным процессом, а призваны лишь стимулировать появление морально здорового поколения, обладающего крепкими патриотическими убеждениями.

Еще один пример востребованности нашей работы – патриотические диктанты. Оказалось, что многим людям это интересно и они и сами принимают участие, и своих детей привлекают. При безусловном соблюдении принципа добровольности, количество участников может быть от 5 до 10 тысяч. Например, диктант, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда, собрал более 7000 человек. За участие в диктантах дети и их родители не получают ни грамот, ни других видов поощрения. Просто они отвечают на двадцать вопросов и получают результат. Скажем, из 20 вопросов они ответили правильно на 15. Здесь даже нет элемента соревновательности, так как диктант проводится дистанционно. Человек соревнуется сам с собой в том числе и тем, что старается избавить себя от пробелов в знаниях и в следующий раз показать лучший результат.

В целом, с нашей стороны работа по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию ведется системно и постоянно. Мы рассчитываем, что в результате нам удастся окончательно переломить тенденции распада российского общества, которые настойчиво внедрялись нашими геополитическими врагами в предыдущие десятилетия. И через консолидацию надеемся выйти на устойчивый трек построения здорового, патриотически настроенного и заинтересованного в будущем своей страны поколения, – закончил свой рассказ Иван Олегович.