Превозношение

Дмитрий Питиримов
«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Коринфянам 12:7).

Обратите внимание, что «жалом» в плоти Павла был ангел (то есть посланник) сатаны. А причиной его появления было то, что Павел превозносился. Подчеркните это для себя. Превозношение — это отрицательная черта характера, а когда человек превозносится, он дает волю греху. Есть ли этому подтверждение в Библии, и каков был повод для превозношения? Прочтите следующие слова Павла: «Пусть кто угодно претендует на что угодно — я все еще говорю как дурак — я претендую на то же! Они евреи? И я! Израильтяне? И я! Потомки Авраама? И я! Служители Христа? Может, я в уме помешался, но все же я говорю: я больше! Больше изнурял себя трудами, больше был в тюрьмах, бит без счета, не раз смотрел смерти в глаза» (2Коринфянам 11:21-23). В этих предельно эмоциональных словах отражена борьба Павла с отрицательными чертами своего характера. Он понимает, что говорит не должное, «как дурак», как помешавшийся в уме. Он понимает, что эти слова говорить совсем не следует, но они все же говорятся и даже записываются. И не один раз Павел возвращается к этой мысли. В другом случае своих противников в вопросах обрезания для христиан Павел называет «смутьянами». И очень грубо советует им «отрубить у себя все» (Галатам 5:12).

Вначале самолюбие Павла было ранено невниманием и равнодушием учеников Иисуса в Иерусалиме к его личности. При этом Павел не мог не осознавать, что он более образован и лучше подготовлен к миссионерской деятельности, чем «не книжные», малограмотные ученики Иисуса. В свою очередь, те были возмущены поступками Павла, который собственной властью отменял законы Моисея в насаждаемых им церквях. Для учеников Иисуса и их окружения Павел оставался самозванцем, который не только никогда не знал Христа, но и не удостаивал особой чести Его прямых последователей: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека» (Галатам 2:6). Всё это противостояние не проходило бесследно для духовного состояния Павла, создавая плацдарм для ангела сатаны.

А вы? С кем вы находитесь в противостоянии, над кем превозноситесь? Помните, что любое ожесточение в сердце создает там выгодные условия для злых сил. От которых потом будете страдать вы сами.