Страшно быть евреем

Александр Никишин
     Страшно быть евреем

     Мои самые искренние соболезнования великому еврейскому народу, потерявшему своих граждан. И своих деток. Все они уже в раю, а их убийцы обречены на вечные муки в аду. Верим в это искренне и желаем Израилю выстоять.
     Меня совсем не удивило, что нашлись такие люди, которые радовались жертвам той роковой субботы. Радовались смерти евреев. Их у нас почему-то много, словно мы еще пребываем в средневековье.
     Наберитесь терпения, я сделаю небольшую ремарку - откуда в России нелюбовь к евреям и почему некоторые радовались гибели еврейских детей.
     В детском садике, когда мне было года четыре, я впервые услышал слово "жиденок" - так называли почему-то воробьев. Слово очень удивило, что-то в нем было нехорошее, ехидное, подленькое. Никто мне не смог объяснить, что это и кто. С этим вопросом я жил долго. Пошел в школу и где-то не то в пятом, не то в шестом классе услышал новое слово - "жидовка" - так наш второгодник Б. назвал за что-то тихую красивую девочку Танечку Нейперт, дочку начальника военно-морской базы. Я стал приставать к Б. с вопросом - кто такая "жидовка" и он тоже не мог мне дать ответ. Потом на заборе увидел надпись по-латышски мелом - всех жидов надо расстрелять! Старая латышка стирала мел мокрой тряпкой и бормотала под нос: кругом антисемиты! Нет, с антисемитами я разобрался быстро - это те, кто ненавидили евреев. Но почему их ненавидят, за что, задался я вопросом в глубоком детстве и по сей день, уже став пожилым, не могу найти на него ответа. Очень умные? И что, что плохого? Очень хитрые и изворотливые? Только они разве. Очень талантливые? Ну да, порок.
      Потом были Гоголь, и слово "жид" не сходило у него с уст, был Пушкин со скупым рыцарем и евреем-ростовщиком, и ворвалось широким потоком в мою жизнь и в жизнь моих современников лавиной и пятый пункт, общество "Память", и прочее-прочее с оценкой негативной, пугающей, как "израильская военщина". И сколько помню себя - о евреях было на слуху только плохое и насмешливое - какая-то Голда Меир из Киева - из Киева, держите меня! - правит в Израиле, одноглазый (ну, конечно же, одноглазый, все у них не так - Моше Даян и он кем-то там командует, полководец, видите ли, начальник кислых щей, мацы и фаршмака, откуда у евреев полководцы! Ну так ведь все не как у людей, развязали шестидневную войну с добрыми соседями, правда и с теми не все просто, поэтому "отнимите орден у Насера, не подходит к ордену Насер", но в основном если про евреев, то если не с презрением, но с иронией и настороженностью - точно: а черт их знает, что у них на уме и как они поведут себя в трудную минуту, не наши они, какие-то липкие, хитрые, всегда все под себя, да под себя!
     Да и сами помните, что я буду вас учить  - «если в кране нет воды, воду выпили жиды", "я папаше подношу двести граммчиков, сообщаю анекдот про абрамчиков", и вот уже шу шу шу, пора ехать, пора ехать, и Сахнутовские вещички загоним, будет денежка, "у него мать еврейка", "они все предатели, все сидят на чемоданах", "дело врачей"... И, конечно, не обошлось без Ленина-Сталина - у Ленина бабка еврейка, фамилия Бланк, а Сталин - молодец, избавил от засилья евреев правительство... Вы что, не поняли, Бронштейн во власть рвался? Троцкий! Вот он бы точно рыспылил русскую нацию, Сталину спасибо, спас народ, войну выиграл... Евреи не воевали, в тылу отсиживались, когда мы сражались... Да какие они вояки! Холокост? А сколько нашего брата полегло, почему только про жертвы евреев, про их Бабий яр, а не про нашу Катынь на весь мир? А потому что избранная нация! А какая она избранная, в чем их избранность? Миллионами шли в газовые печи и никто не восстал... На заклание! Ну нет, они просто считают, что им все должны! Им дают и все мало! Биробиджан отдали, подальше от былых страхов, прекрасные живописные места на дальнем востоке, земли плодородные, строй там свои киббуцы, паши и сей и никакого Хамаса, но нет, им все обязаны, им подавай заграницу, Брайтон Бич и Тель-Авив...

Мы стоим за дело мира,
Мы готовимся к войне!
Ты же хочешь, как Шапиро,
Прохлаждаться в стороне!
 

      Не друг нам еврей, не друг! Это еврей еврею всегда поможет, а русского вокруг пальца обведёт, глупого Ваню. "Ведь там на четверть наш народ"... Какой он наш? Ротшильд наш? Морган? Абрамович, Фридман, Авен, Ротенберги... А вы не в курсе, что Усманов бухарский еврей? И Гарри Каспаров - еврей! Талызина сказала, что Пугачева - еврейка и Ахеджакова еврейка! И Собчак еврейка! Илон Маск еврей, Галкин еврей, Спилберг тоже еврей, ах, вы не слышали про заговор Сионских мудрецов, про кровь христианских младенцев?.. Маца, фаршированная рыба, блинчикес...

      Только сейчас, прожив жизнь, начинаешь кое-что понимать. В детстве была у меня книга про войну и судьбы людей. И вот, сюжет. Это рассказ бывшего советского военнопленного. Его и еще много-много таких же несчастных, как он, немцы ведут в концлагере в баню мыться. Заводят в помещение, заставляют раздеться догола, одежду и обувь сложить в кучу. Потом всех стригут наголо, выстригают лобки, подмышки - чтобы не было вшей, объясняют русским. Потом колонной ведут мыться. Стоят длинные корыта с маслом. Всем полагается опускать ноги в корыта, - для профилактики педикулеза. Ноги скользят, все держатся друг за друга, чтобы не упасть. Заводят через железные ворота в огромный зал с высокими потолками, зал без единого окошка. Чем-то сильно пахнет, но чем, не ясно. Не то антисептика, не то горелый толь для крыши. Завели и загремели тяжелые засовы, стало совсем темно. Все ждут, что сейчас польется вода на головы и слышат, как где-то под полом заработали какие-то механизмы и тут пол стал медленно накреняться. Люди заскользили, как по ледяной горке и вдруг откуда-то снизу вырвались языки пламени и в огонь с воплями стали падать люди, скользя как по льду! И тот, кто это рассказывал, тоже заскользил вниз со всеми и... потерял сознание.
     Очнулся, болела голова - он ударился в стену, когда пол вдруг подняли. Вокруг стонали и кричали его товарищи... Тут распахиваются ворота, врываются немцы и начинают дубинками выгонять людей на воздух - произошла ошибка и вместо эшелона с евреями из Польши чуть не сожгли советских военнопленных, им предстояло ехать разгребать развалины Берлина после английских бомбардировок.
     - Ф-фу, - радовались мы, - наши спаслись!
     Но евреи, которых сожгли уже не "по ошибке", были не "наши", никто не заморачивался на эту тему, никто их не жалел, даже мои евреи-сверстники, например, Борька Королев, голова-компьютер.               

      Нет конца ни еврейству в России, ни антиеврейству. ХХI век, а все как в XIX - погромов, слава богу, в России нет, они где-то там за бугром. Когда-то еще при царях графа Витте, премьер-министра России просто затравили - жена его еврейка! еврейка, какой ужас! Пришел 1917 год, победили коммунисты-интернационалисты - да он же еврей, какой он Свердлов, какой он Каменев-Зиновьев, какой он Светлов, - псевдонимы все, прикрываются жидки русским живым щитом.
      Был такой Стеклов, редактор "Известий". Про него написали стишок:

      Прощай, папель, прощай, мамель
      Уезжаю я на Шклов,
      не хочу я быть Нахамкис,
      а хочу я быть Стеклов!   

      У Брежнева жена - вы не представляете, еврейка! И Андропов еврей. Как и Андропов? Который начальник КГБ? Так что же он тогда евреев плющил, в Израиль не пускал? А вы не знаете, что самый антисемит - еврей при власти!
      Как в "Ширли-мырли", прав Меньшов - кругом они, кругом, какое-то засилье! И на самых хлебных местах, где денежки, они там, чувствуют своим носом! Вы телевизор включите - Соловьев тот хоть прямо говорит, что он еврей. А другие нет, прикрываются. Возьмите известных комиков - Арлазоров, Шифрин, Винокур - евреи! Хотя армян теперь в телевизоре больше, евреи из России бегут, как крысы, всякие тем Шендеровичи, Галкины, Роднянские, что и требовалось доказать.   
      Но Путин - не еврей? Он так хорошо умеет деньги делать! Нет, нет, вы что, конечно же, нет, это Медведев еврей, он не умеет. Кстати, Путин не антисемит, у него все друзья евреи! И все помогает чисто по-русски..
      - Быков - писатель? Какой он писатель, он же Зильбертруд, сбежал из страны!
      - Конечно, Быков! Ты бы стал читать, если б был - Зильбертруд!
      - А Кац? Ну какой он политик - Кац! Смех и только с такой фамилией! Гозман? Ройзман? Альбац! Бунтман! Не, ну вы, ребята, даёте!
      Впрочем, каждый может дополнить этот живописный список, он бесконечен, в России, чувствую, нет второго народа, о котором столько говорится и говорится веками со странно-смешанным чувством - презрения-восторга-брезгливости-зависти. Но говорить про них плохо опасно. Придет этот страшный МОССАД и прикончит. Только не показывайте нам Кедми, это ходячее недоразумение. Как прокололась любимая народом С., ушлая дура-провинциалка с ногами шире плеч и голосом пьяного боцмана, - высмеяла в телевизоре израильских девчонок-военнослужащих, все бесконечные красавицы и модницы, их хамасовцы взяли в заложницы, а может и убили, но кто ее за язык тянул, теперь ей несдобровать, ведь израильятяне пообещали превратить ее в законную мишень, а эти не шутят, спросите нациста Эйхмана и тех, кто в Мюнхене расстрелял их олимпийскую сборную...
      У меня была невеста еврейка. Жизнь, как специально, дала мне шанс узнать - кто такие евреи? Жил я теперь в еврейском кагале в самом центре Риги, в огромной квартире из 7 комнат, их занимала моя будущая родня числом в 10 человек, но утром казалось, что их не меньше ста - говорили все сразу и не слышали друг друга. Это была такая забавная национальная особенность, еврейский спорт - кто кого переорет? Но я на кухню мог выйти, когда квартира разбегалась - кто в детсад, кто в школу, кто в конструкторское бюро... Звенела теперь такая плотная тишина, что ее можно было резать ножом.
     - Почему нельзя изъясняться вполголоса? - спросил я невесту. - Почему все орут, как на базаре?
     - Разве? - удивилась она.
     Разве.   
     В 1977 году моя невеста позвала меня в Израиль, евреи массово покидали СССР. Но я взбунтовался - я же русский, я комсомолец, у меня дед священник! В результате мы расстались. Жалею ли я? На этот вопрос я ответил в своей книге "Роман с жидовкой", я долго сомневался, можно ли дать такое название, не обижу ли я людей. Но решился, ведь именно так отзывались о нашей связи мои друзья-антисемиты - с презрением. Ничего лучше не нашел - еврейку в жены? И, кстати, против нашей связи были многие мои знакомые евреи. Сослуживец-еврей, как рублём одарил: ты - русский и живи с русской, и рожай русских, а еврей живи с еврейкой и нечего необрезанному идти против природы, искушать судьбу.
      Ну да, Запад есть Запад, Восток есть Восток и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
      Жди, короче, у моря погоды!
      Мой добрый советчик уехал в те же семидесятые в США, подружился с Бродским и Довлатовым, выпускал веселую газету "Новый американец”, стал известным писателем, его фамилия Пётр Вайль. Уезжая, якобы подставил многих, кто пришел попьянствовать на его проводах, провозгласив тост - до встречи у Стены плача! Врут, конечно, наговаривают, но Петер был точно - диссидент, не делал доброй жизни советской власти и русскому народу.
      С отъездами в семидесятые было много историй. В одной школе директор, якобы фронтовик, но мне кажется, что тыловик, собрал всех на линейку и вызвал пионера Яшу, ну, скажем, Вйнштейна и потребовал снять с него пионерский галстук. Потому что с "мамом и папом" уезжает в Израиль, к изоаильской военщине!
      Яша не дался, стал вырываться и спас галстук. Облился слезами обиды и прокричал:
      - Я не хотел уезжать в Израиль! Но теперь хочу! Я поеду, пойду в израильскую армию, возьму автомат, вернусь в школу и всех вас перестреляю!
      Что и требовалось доказать, нутро оказалось у него не наше, таился до поры.
      Врут, врут евреи, что так уж сильно страдали они из-за 5-го пункта! Что их никуда не пускали и ничего им не давали. Что, якобы, не пускали на подводный флот, вдруг угонят лодку в Израиль и продадут за шекели!
      Была история с евреем из советских офицеров-подводников. Уезжая в Израиль, потребовал пропустить его в военно-морской форме Вооруженных сил СССР и с кортиком. Ему сказали, что это исключено, форма принадлежит не вам, а нашей стране, поэтому снимай и езжай в трусах.
      Нормальный человек так бы и поступил, но этот, как говорится, залупился и стал писать письма во все инстанции - в газету "Правда", министру обороны Устинову, Брежневу Леониду Ильичу, в ООН и КГБ. Достал всех так, что пропустили и каждый раз на день ВМФ он надевал свою тужурку и фланировал по Брайтон-Бич, изображая типично еврейское упрямство в достижении цели.
     Но это не самый сильный аргумент, что не пускали и ограничивали. Слушайте историю, вы про это еще ничего не слышали. В 1961 году около берегов США в День независимости 4 июля чуть не взорвалась первая советская атомная подводная лодка К-19 - сломался атомный реактор. Ну это вы включили электрочайник, вода выкипела и чайник взорвался. Так и с реактором было. Охлаждение реактора накрылось, он разогрелся до бешеной температоры и стал плеваться радиацией. Командир Затеев (в американском блокбастере "К-19. Оставляющая вдов" его сыграл Харрисон Форд), понимая, что экипажу в 140 человек конец, нарушив все законы холодной войны, послал SOS своим - облучаемся, прощай Родина, просим эвакуироваться, подгоните что-нибудь! За что его потом чуть не расстреляли. Так вот, пришли на помощь две советские подводных лодки, сняли с К-19 людей, они раздевались догола, бросали одежду в океан, дезинфицировались холодной водой из шлангов. Спаслись, но 8 человек умерли от облучения, они чинили реактор и, кстати, починили.
       Так вот, слушайте антисемиты! На первой лодке, что пришла спасать экипажа К-19 командиром был еврей Свербилов.
       На второй лодке командиром был еврей Вассерман.
       И как вишенка на торте - вместе с командиром последним покидал борт К-19 его заместитель - и тоже - еврей! - Владимир Погорелов. На первой советской атомной подводной лодке, вы с ума сошли! Умер два годы назад на свое 90-летие, в Киеве. Кстати, я создал Музей К-19, он в России в Черноголовке, приходите. Поведешься с евреями, наберешься, вот и я сую свою рекламу, хоть и гой.               
          
      В университете моим лучшим другом был еврей Сашка Федоровский, поэт, хиппи, веселый раздолбай-хохотун, но интеллектуал. Журналист из него не вышел, зато вышел бизнесмен. Учились мы журналистике в Латвийском университете у легендарного еврея Абрама Клецкина, а античной литературе у Лии Черфас, не менее легендарной еврейки необъятной ширины с больными ногами, подняться на третий этаж в аудиторию для нее было пыткой, она буквально стонала от боли, но упрямо поднималась, бормоча стихи Анакреонта:

       Кобылица молодая, честь кавказского тавра
       Что ты мчишься, удалая, и тебе придет пора!
      
     Найти аудиторию на первом этаже никому не приходило в голову, а она и не требовала. Оба научили простому - дураком быть стыдно, а спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Никто тебя ничему и никогда не научит, если сам этого не захочешь.
         
     Иногда я испытываю едкое, как соляная кислота, чувство вины, что существуют антисемиты. Тогда я начинаю что-то предпринимать. То издаю альбом "Евреи. 2000 лет истории", то ношусь с идеей издать огромным тиражом учебник для немецкой школы времен национал-социализма под редакцией Геббельса - "Как распознать жида" - нос крючком, ноги кривые, пузо до колен, тянет, гад, в постель немецких фрау и грабит немецкий народ. Издать и сжечь на костре, как нацисты сжигали книги Ремарка и Фейхтвангера. Никто не поддержал - пусть мертвые сами погребают своих мертвецов, пусть твой Израиль сам решает свои проблемы, у нас и без евреев дел хватает. И вообще, каакое тебе дело до них?
     Сам не знаю. Как в песенке:

     Из чего же, из чего же, из чего же
     Сделаны наши мальчишки,
     из веснушек и хлопушек
     из рогаток и батареек
     сделаны наши мальчишки!
 
     Из чего моя тяга понять - за что мучают целый народ? Без всей этой хрени про то, что Христа продали и 30 серебренников, хотя я внук русского попа. Без чуши. что они исключительно талантливы - у меня и госнаград куча и премий литературных, чего мне завидовать.
     Думаю, виновата во всем моя матушка, она меня просто достала! В годы войны ее, девочку 10 лет, ее сестру, отца и мать вывезли из Ленинградской области немцы, отдали латышам-хозяевам в Сигулду в работницы. Пасла 100 коров с сестрой, отец помогал по хозяйству латышу-богачу Земелису. Мать ее умерла, не выдержало сердце, там и схоронили над рекой Гауя. Через год немцы всех русских стали свозить в Германию, тут тоже было работы невпроворот, сами не справлялись. Поселили мою родню в трудовой лагерь Тельтов. Через дорогу - концлагерь для военнопленных. За день до прихода американцев там стояла трескотня пулеметов - избавлялись нацисты от русского баласта. Янки предложили русским маме, тетке и моему деду ехать к ним в Америку, но те гордо отказались, видимо, испугались и поплелись пешком в свою Ленинградскую область, домой.
     А дома-то и нет, через их деревню прокатился вал советского наступления, ничего не осталось, одни пепелища да воронки. Деда арестовали и отправили уже в русский концлагерь по 58-й статье, а дочки остались на пепелище. И решили - что? Вернуться в Латвию к хозяину Земелесу, там хоть крыша была над головой. А того уже и нет. Или убили, или вывезли в Сибирь. И тоже - пепелище. Куда ехать? Так моя мама и тетка стали оккупантами и в Латвии родился я.
     Так вот, сколько лет я уговариваю матушку рассказать про ее мытарства времен войны, про лагерь в Тельтове, про ее дружбу с женой начальника концлагеря - злобного эсэссовцв, как немка полюбила мою белобрысую матушку, как свою дочку и хотела удочерить... Но это отдельная история. И на все это последние 50 лет она отвечает одно и тоже - нет, не будут рассказывать, не хочу тебе навредить. В чем, мама? А вот в том... Ей 92 года, но все боится, что придут (кто?) и заберут в тюрьму за то, что "пребывала на оккупированной зоне" в годы войны!
     Вот так и про евреев молчат годами и про наши, русских, взаимотношения с ними, словно чего-то боятся. Солженицын вылез - "200 лет вместе", подлил масла в огонь, мол евреи тоже - не белые и не пушистые, пусть сидят тихо. И все это меня тоже раздражает жутко!               
     Странное дело - евреи, когда шли в печь, были миру симпатичны. Но когда они начинают огрызаться, они теряют симпатии. Объясните, кто понимает, этот факт!


     Уже в зрелом возрасте меня ждало новое потрясение. Думал, что тема евреев ушла в прошлое, какие евреи, если на дворе ХХI - все эти дележки по нациям и национальностям - атавизм, новые времена! Но - фигушки, как мешком по башке ударила меня история Цукурса.
      Кто это? Мой земляк. Из латышского города Лиепая. Первый латышский летчик-герой. Сконструировал свой самолет и пролетел на нем под мостом, раньше В. Чкалова! Слетал на нем в Африку. Потом в Японию, потом еще и в Палестину. И еще куда-то. Латвийский Сент-Экзюпери, автор книги "Между землей и солнцем". Национальный герой Латвии, неоднократно награжден. Пришла в 1940 году советская власть и самолет у него конфисковала - не положено. Предлагали сотрудничать с ОКБ имени Яковлева, но он отказался.      

      А дальше начинается кошмар. Буду цитировать, не хочу описывать, как летчик стал палачом евреев.

      "...Что подтолкнуло его к участию в казнях? Стоит отметить, что большинство членов «команды Арайса» (так называли латышское подразделение айнзацгруппы СС) имели родственников, пострадавших от коммунистов... В 1941-м году многие жители Риги считали, что именно евреи напрямую ответственны за репрессии, проводившиеся советской властью...

       Немцы напоказ раскапывали могилы людей, расстрелянных советскими органами, и говорили: «Это сделали жиды». В итоге все преступления советской власти стали грехами евреев.

       По словам оставшихся в живых очевидцев, Цукурс принимал самое непосредственное участие в зверствах «команды Арайса». Слава Цукурса сыграла с ним дурную шутку — знаменитого летчика всюду узнавали. Свидетель тех событий Исаак Крам позже вспоминал сцену, увиденную на улице Лудзас, рядом с рижским гетто. «Евреев вывозили из города, и Герберт Цукурс командовал солдатами. Он был одет в черную униформу военного летчика, — рассказывает Крам. — Мне и другим людям он приказал положить в сани убитых евреев и доставить их на кладбище. Одна еврейка стала кричать, когда ее потащили в грузовую машину, — она хотела, чтобы ее дочь осталась с ней. Цукурс застрелил ее из своего пистолета. Я также видел, как он направил пистолет на ребенка, который плакал, потому что потерял свою мать в толпе. Одним выстрелом он убил ребенка».

       Другой свидетель Елизер Карштат вспоминает, как 9 декабря 1941 года Цукурс ходил из дома в дом и вытаскивал евреев из квартир. По его словам, он видел, как Цукурс собственноручно застрелил женщину...
      
       Геннадий Мурниекс, бывший подчинённый Цукурса, в 1976 году рассказал, как в марте 1942 года в Бикерниекском лесу расстреливали евреев, привезённых в Ригу из стран Западной Европы. Стоя в оцеплении примерно в 30 метрах от ямы, Мурниекс видел, что Арайс с 3-4 немецкими офицерами из Полиции безопасности находились у ямы вместе с латышскими офицерами вспомогательной полиции безопасности Дибиетисом, Цукурсом, Лаукерсом. Он видел, что Арайс много раз подходил к яме, брал у одного из сослуживцев автомат и стрелял из него в яму, когда туда спускались евреи. Из немецких офицеров в жертв стрелял Краузе. Цукурс тоже стрелял из автомата.

      В Бикерниекском лесу, куда 23 апреля 1942 года грузовики непрерывно подвозили обречённых, Цукурс проводил расстрелы на протяжении всего дня, свидетельствовал солдат его батальона Роберт Пуриньш...

      В интервью бразильской газете «O Journal», на которое ссылается латышская эмигрантская «Londonas av;ze», Цукурс признавался, что поскольку после прихода коммунистов к власти «жиды заняли важные посты в правительстве и уничтожили много латышей», то с приходом немцев «жидов, которые сотрудничали с красными, убивали, и я, прогоняя коммунистов, возможно, убил несколько жидов...»

     Возможно, убил несколько жидов. Как мух.
      
     А вот другой летчик, из первых авиаторов ХХ века, как и Цукурс. Уточкин. Тоже экстремал, тоже много чего пережил и испытал в полетах. И бился, и руки-ноги ломал.

     "...В 1910 году, во время еврейских погромов в Одессе, Уточкин на улице стал грудью перед толпой, собравшейся линчевать старика-еврея. И получил нож в спину. Авиатор на семь недель угодил в больницу, куда, кстати, к нему явились именитые одесские евреи «благодарить». Уточкин категорически отказался от денег: Я — человек, и считаю еврея человеком!.."
 
     В 1965 году израильская "Моссад" выследила Цукурса в Южной Америке. Хотели усыпить и в ящике привезти на суд в Израиль. Но он и в 65 лет сохранил силы и начал бороться сразу с четырьмя агентами. Его застрелили.

     Так я потерял героя для книги про земляка, оказавшегося кровавым палачом. Первое время жил с подленькой мыслью - опустить эту мерзкую часть его жизни, рассказать только о его подвигах. Но представил почему-то Сент-Экзюпери у расстрельной ямы, стреляющего в несчастных безоружных людей, и стало тоскливо - случись такое, не было бы никакого Сент-Экзюпери.

     Но не я один проявил малодушие - вот, что самое страшнное и страшное. В Латвии поставили мюзикл о героическом летчике Латвии "Цукурс" и начался адский скандал. Многие почему-то не считали, что расстреливать евреев - совершать что-то античеловеческое. Но Латвия тут не при чем, говорю я тем, кто считае, что в Балтии живут одни нацисты - огромные толпы по всему миру выступают в защиту детей Палестины, забыв про убитых детей Израиля... 
       
     Иногда ухожу от Холокоста, раздирающего сознание многие годы и сочиняю юмористические рассказы про моего любимого Абрама Хериша, старого еврейского пердимонокля из бывших коммерсантов Риги до 1940 года, он каждой бочке затычка, во все везде сует свой нос и всегда получает на орехи: кто так габотает? хто так кладет плитку? хто так ведет иностранную политику? куда делись рижские шпроты и дохторская колбаска! На орехи он получает от советской власти, но особенно от своей жены тети Доры, которая называет его аллох ин копф (дырка в голове). Типичный еврей и типичная история. Рассказы решили было  поместить в довлатовском сборнике самых смешных рассказов России, но еврей издатель по имени Сан Саныч кинул черную метку - не гоже русскому писать про евреев смешно. И меня из сборника выкинули, не фиг, ты не Шолом Алейхем!   
     Вот, вот. А возрази, сразу - да он же антисемит, ату его!
     На стене рыбоконсервного завода в моем родном городе есть памятная доска - "Здесь в годы войны были расстреляны полторы тысячи евреев". Людей бегом загоняли в ров, стреляли и посыпали известью. Потом туда укладывали следующую партию. В детстве по сто раз на дню бегал под этой табличкой и она для меня утратила смысл. А вырос и узнал, что 11 человек смогли выжить, их спасли латыши - Роберт и Йохана Седулсы, рискуя жизнью. Святые люди! К ним прибежали те, кто спаслись от расстрела и они спрятали их всех и прятали годами. Роберт был боксер и моряк, у них в семье были две дочери. Очень был смелый и порядочный латыш. Настоящий Лачплесис, герой латышского эпоса, разрывающий медведя.
     Погиб Роберт от шального осколка в марте 1945 года, и эта несправедливость удесятерила боль за погибших у расстрельного рова.
     Я всегда задавался вопросом - а я бы смог как он? Несколько лет под носом у нацистов вести двойную жизнь. Носить в подвал еду тем, кого ты прятал, выносить за ними горшки, стирать за ними. Боюсь, что нет. И миллионы - тоже нет, даже самыe добрые и совестливые.
     Это в городе убили полторы тысячи. А за городом убивали тысячами. Женщин и детей раздевали и ставили у края рва. Эти кадры а фото увидел мир и годами они кололили глаза всему миру - раздетые беззащитные женщины и девочки жмутся друг к другу - от холода и страха. Так часто это показывали, что чувство жалости просто притупилось. И тут я покупаю в Латвии книгу про убийство евреев в годы войны в моем родном городе и открываю ее.
     Те же фото раздетых людей перед рвом.
     Но над каждым - номер чернилами. И под номером - имя, фамилия, место проживания, профессия одного расстрелянного человека. Имя, фамилия, место проживания, профессия другого расстрелянного человека. Третьего, пятого, десятого. И тени людские стали оживать!
     Точно не помню, кто вернул имена этим людям. Но почему-то кажется, что женщина-соседка. Но меня волновало другое - почему она молчала многие годы и не говорила громко - люди, вот эти все расстрелянные евреи - мои добрые соседи, мы жили в одном доме на одной улице, бегали друг к другу за солью! Молчала, что няньчила их детей и угощала их буберте на праздники! И все-таки, сказала. Мне кажется, что она умирала с улыбкой на губах, с радостным чувством, что жизнь прожита не зря и с плеч ее свалился страшный груз.
     Показал книгу Алле Гербер, моей доброй знакомой, коллеге, она работает в московском Центра "Холокост", она мне просто приказала: пиши сценарий на эту тему! Это будет сильное документальное кино!
     Сел за сценарий, но не получилось. Я вдруг задумался: а почему та женщина не признавалась, что всех знала, что была с ними близка? Думаю, что от греха подальше! Вы в недоумении? Тогда скажит мне, когда тесная близость с евреями у нас приветствовалась? Не в те ли годы, когда на кремлевских врачей-евреев свалили смерть Сталина? Та же Алла Гербер рассказывала, что когда началось "дело врачей" на ее глазах на Красных воротах били еврея-провизора в аптеке - евреи Сталина убить хотели!
       Когда еще приветстввалась связь с евреями? Не тогда ли, когда израильская военщина уничтожала советские танки в боях на Синае? Когда евреи бежали из страны, давшей им образование и кров на проклятый Запад? Да и когда у нас считали погибших до последнего павшего солдата?
     А в Израиле имена погибших возвращают уже сейчас. У нормального народа каждый человек - ценность и там колокол звонит по каждому, если страдает даже один. Обидевший такой народ, убивающий его детей, будет проклят в веках, убийствами никто и никогда не добивался благих целей.
     Ох уж эти евреи, сорок лет жизни в пустыне не прошли даром.
     Умные вы очень, а у нас таких не любят.
     А что дальше делать? Все у евреев хорошо, но почему так стращно быть евреем уже не первый век?