Заметки об Украине. По следу Кузнецова-Зиберта

Владимир Бородин 4
    В Украине  я  активно  ездил  по  всей  стране.  И в  конце  декабря  рванул  на север,  в  Нетишин,  где  Хмельницкая  АЭС.  Красивая  она,  однако:  четыре  сине-голубых  громадных  куба  с  круглыми  голубыми  нашлёпками  сверху – это  знергоблоки.  Ну,  и  озеро  большое  рядом.
   Строили  её  и  поляки  за  долю  в  энергии.  Полностью  ХАЭС  вошла  в  строй  в  2005  году.  А  село  Нетишин  стало  новым  городом.

    Неподалёку – старинный  город  Острог,  старше  Москвы:  столица  князя  Константина  Острожского.  Именно  сюда  сбежал  из  Москвы  Иван  Фёдоров;  здесь  он  напечатал  «Букварь»  (1578 г.)  и  «Острожскую  библию»  (1581 г.) – первое  полное  издание  библии  на  восточно-славянском  языке.  Но  Иван  Грозный  потребовал  выдачи  первопечатника  на  расправу,  и  Фёдоров  бежал  во  Львов,  где  и  умер,  успев  передать  дело  сыну.

    Посидел  я  на  троне  Константина,  посетил  Музей  старинной  книги,  Музей  серебра.  Жил  в  семье  поляков  Позиховских,  историков  и  археологов.  Досконально  осмотрел  комнаты  и  подвал  Острожской  академии.  Подарили  мне  сувениры:  пулю  времён  Нахимова  и  старинную  польскую  монету.
    К слову,  при  застолье  я  спел  свою  любимую  "Ой,  наступае  та  чорна  хмара...",  и  вдруг  Сашко  Позиховский  заметил: "На  эту  музыку  была  песня  "Полесской  Сечи"  УПА".

    А  на  север  ещё  50  км – Ровно;  ну  как  не  заехать?  И  тут  вспомнил  я  книжку  «Это  было  под  Ровно»:  читал  её  в  1957 году,  о  знаменитом  Пауле  Зиберте – разведчике  Николае  Кузнецове.  Позже  читал  и  «Сильные  духом»  Дм.  Медведева,  командира  партизанского  отряда,  где  числился  Н. И. Кузнецов.
  Да  и  фильм  «Сильные  духом»  видел;  там  в  роли  Зиберта – Гунар  Цилинский.  Культовый фильм  «Подвиг  разведчика»  с  Кадочниковым  тоже  посвящён  Кузнецову.

   В  Ровно  неожиданно  вышел  на  красивый  памятник…  Гуле  Королёвой,  героине  книги  Е. Ильиной  «Четвёртая  высота».  Эту  книгу  моё  поколение  школьников  читало  поголовно;  она  у  меня  есть  до  сих  пор,  дети  мои  читали.  Московская  киноактриса,  погибла  под  Сталинградом;  и  вдруг – Ровно!  Да  была  ли  она  здесь?

    Отмечать  Новый  год  мы  пошли  в  областной  краеведческий  музей.  Директор  назвался:  «Саша  Булыга».  Я  офонарел:  не  так  давно  был  в  Музее  Александра  Фадеева (Чугуевка  Приморского  края),  и  партизанское  имя  писателя – Саша  Булыга!  Контакт  с  директором  Ровенского  музея,  обаятельным  хлопцем,  возник  сразу.

    Ну,  сначала  осмотрели  все  экспозиции,  фотографировали  много.  Я  узнал,  что  при  царях  этот  двухэтажный  минидворец  был  гимназией,  где учился  писатель  В. Г. Короленко,  и  здесь  он  создал  рассказ  «Слепой  музыкант».
    Любопытно,  что  оружие  в  экспозиции  времён  войны  с  Гитлером - действующее,  т. е.  без  дырочек,  делающих  его  безвредным.   

    Компания  за  новогодним  столом – украинцы,  поляки,  евреи,  гречанка,
 русские  и  я  среди  последних.
 «Ну,  за  встречу!»,  «За  старый  год!»,  «За  Новый  год!»…   Дошёл  черёд  сказать  тост  и  мне.  Во  хмелю  я  рискнул  говорить  по-украински;  не  помню,  что  нёс  пару  минут,  но,  выпив,  все  решили  дать  мне  орден  за  мову.  Саша  Булыга  вывел  меня  на  середину  кабинета  и  приколол  «орден  под  золото»  из  своей  коллекции.

 

    Признаюсь,  перед  тем,  как  публиковать  это,  я  купил  книгу  Медведева (кстати,  свободно  и  на  русском языке,  издана  в  Кишинёве)  и  внимательно  прочитал  описание  визита  Зиберта  к  Коху  на  стр. 177 - 184.  Особняк,  парк,  холм,  бассейн – всё  совпало.

      Позже  я  ходил  и  по  улицам  Львова,  представляя,  как  здесь  Кузнецов  охотился  на  губернатора  Вехтера,  создателя  дивизии  «Галичина».  Был  и  на  месте,  где  «Зиберт»  убил   зама  губера  Бауэра  и  его  президент-шефа  Шнайдера.

    По  фильмам    и  некоторым  публикациям  Кузнецов  под  Львовом  подорвал  себя  и  задержавших  его  бандеровцев  гранатой.  Увы,  это  не  так:  он  был  задержан  с  Каминским  и  Беловым  в  лесу  близ  села  Белогородка  на  Хмельниччине  в  65  км  по  прямой  от  моего  дома;  и  там  же  их  расстреляли.

    Кажись,  в  2018  году  Россия  предложила  Украине  передать  останки  Кузнецова  из  Львова  в  Москву.  Мэр  Львова  Андрей  Садовый  отказал.  Неофициальные  мотивы:  останки  фальшивые,  передача  их – признание  подлинности  и  возможное  обвинение  Россией  в  подмене.
  Подлинные  останки  «Зиберта»  где-то  под  Белогородкой  (не  путать  с  той,  где  Служба  внешней  разведки  Украины).  Да  и  неизбежное  «поклонение  мощам»  нежелательно.  А  после  первого  же  обстрела  Львова  россиянами  вопрос  этот  снят.

    Книгу  Дм.  Медведева  надо  бы  подробно  прокомментировать  с  позиции  нашего  времени.  Но  это  уже  другая  история.