Пороки путиномики и экономические перспективы

Тимур Тимофей Тимофеев
Негативные тенденции в сфере отечественного производства нарастают. Причина - низкая производительность труда на большинстве отечественных предприятий, которая отстает в два, три и даже четыре раза от современных высокотехнологичных производств, поэтому конкурировать с ними нереально. Да, эти предприятия являются в значительной мере негибким советским наследием, однако это плохое оправдание. Успешны предприятия ОПК, но только при расширенной целевой господдержке.

На отечественных предприятиях отсутствует механизм роста производительности из-за отсутствия ответственности руководителей госпредприятий за этим показателем. Частные производства вынуждены в условиях жесткой конкуренции и дорогих финансовых и сырьевых ресурсов за этим следить, а государственные активно осваивают федеральный или региональный госбюджет. В этом состоит первый встроенный порок системы.

Конечно, рост производительности труда и развитие технологий высвобождает часть трудовых ресурсов, что считается почему-то опасным, ведь стремление к минимальному показателю безработицы автоматически ведет к снижению уровня оплаты труда, отсюда хроническая бедность основной массы населения, хоть и не бунтующего под предводительством специально ликвидированных профсоюзов, но вечно недовольного. Поэтому фактическая поддержка населением Путина, от которого все в стране зависит (и в этом второй системный порок) далека от официальной статистической, доверие к цифрам которой минимально.

Третий порок это хроническое катастрофическое недофинансирование экономики из-за политики ЦБ, сдерживающей инфляцию монетарным способом посредством повышения ставки рефинансирования, делающей кредиты нерентабельными, а также искусственной девальвацией рубля, создающей неопределенность экономического проектирования и условия для банкротства подрядчиков госзаказов.

В советское время политическое руководство страны стремилось к гарантированной занятости населения создавало иллюзию просветленного настоящего и светлого будущего, что выдавалось за достижение идеологами социализма. Наказание за тунеядство, беспрецедентный по глупости принцип, породило психологические и, как следствие, поведенческие, а за ними социально-экономические извращения: пьянство на рабочем месте, прогулы, работа спустя рукава, неповиновение начальству, сплошные перекуры, мелкое повсеместное воровство продукции, демотивация и деквалификация стали нормой в условиях не столько уравниловки, сколько безнаказанности, фактически узаконенного фактора отрицательного экономического отбора.

Предприятия с низким уровнем производительности труда выживают лишь в условиях искусственного ограничения импорта, и в этом отношении благом для них стали введённые западными странами санкции, а также попытки импортозамещения, не вполне удачные и в большей мере откровенно декларативно-пропагандистские.

Есть еще один механизм конкуренции в руках отечественных производителей, это демпинг, который работает в условиях выпуска чрезвычайно низкого качества эрзац-продукции и разного рода суррогатов, особенно хорошо это заметно в производстве продуктов питания, реализуемых на ультраконкурентном рынке.

Такие псевдопродукты используют сырьевые заменители, в результате негостированная молочка это СЗМЖ с пальмовым маслом, пельмени низких категорий мясосодержащие (скоро будут вообще мясопахнущие), а крайне дешевые продукты и непитательные, и невкусные, если совсем не сказать, что отрава. Разве что они специально продаются по себестоимости без наценок по так называемой маркетинговой социальной цене, выдаваемой сетевой розницей за акционно-гуманитарную, служащую как покупательская прикормка.

Однако у российских предприятий все же появилась форточка для развития. Поскольку зарубежные производства массовых продуктов ориентированы на миллионные поставки, конкурировать с ними невозможно. Но у мелкосерийных производств, обладающих гибкостью и выпускающих нишевый продукт, есть перспектива выскочить из-под пресса глобальной конкуренции. Такие производства рассчитаны в основном на внутренний спрос, но по мере развития могут переходить к экспорту, поскольку условия для продажи мелкосерийных, вплоть до единичных товаров создал интернет с его низкобюджетной логистикой и широкоассортиментными маркетплейсами. Помехой экспорту служит валютообменный барьер.

Сегмент немассового производства принадлежит малым и средним предприятиям, предпринимателям и самозанятым, и его развитие весьма перспективно. Требовательность к кредитам у производителей в данном сегменте пониженная, а у самозанятых чаще всего вообще нулевая. Этот сегмент обеспечивает рынок широким ассортиментом почти уникальных товаров, а уникальность продается почти по любой цене, являясь, по сути, дефицитом.