Маскарад без масок Марии Самсоновой

Софья Лорес-Гурфинкель
 ”I’m not a man of too many faces
The mask I wear is one”
— Sting, ”Shape Of My Heart”


Мне повезло быть свидетелем создания дебютного мини-альбома Марии Самсоновой «Маска» и наблюдать, как демо обрастают аранжировками, а аранжировки дополняются деталями и штрихами, и три трека становятся такими, какими теперь их узнает слушатель. С другой стороны, это огромная ответственность — писать о том, что рождается на твоих глазах, а не проверено десятилетиями. Нужно проявить недюжинную смелость, чтобы высказать свое мнение об альбоме в отсутствие опоры на существующие критические оценки и тем самым заложить фундамент его восприятия в культуре.


Но об этом смелом альбоме невозможно говорить не смело. Пусть вас не вводит в заблуждение его легкое, фолковое звучание. Светлые, нежные песни, серебристый, звенящий вокал Марии, мечтательные, местами наивные мотивы не так просты, как может показаться: за тремя композициями скрывается настоящее перерождение жар-птицы.


История насчитывает немало исчезновений культовых музыкантов из информационного поля из-за личной трагедии и последующих триумфальных возвращений после волнующего публику перерыва. Альбом «Маска» мог бы стать таким возвращением на музыкальную арену, но, к счастью, становится лишь первым выходом и увертюрой к тому, что мы, хочется надеяться, услышим впредь. Мы не знали Марию Самсонову, но мы ждали, когда она вернется из ниоткуда и расскажет нам свою предысторию.


То, что открывается нашему слуху — это уже ясный рассвет после ночной грозы, весна после суровой зимы, когда от катаклизма не осталось и следа. «Кошмары и боль остались там, позади», — поет Мария.


Каждый слушатель станет свидетелем настоящего откровения о перерождении и обретении себя. Мы все везунчики, потому что Мария Самсонова гостеприимно и уязвимо приглашает нас в свой мир, а еще — смело снимает маску и не боится быть честной. Я не случайно говорю о той маске, за которой прячут лицо, потому что Мария имеет в виду не совсем ее. А чтобы узнать, о какой маске речь, вам придется внимательно послушать весь альбом.

 
Мария гостеприимно раскрывает портал в хрупкий мир грез, чувств и, конечно, путешествий. Она воспевает красоту жизни так вдохновенно и открыто, что не можешь не перенять эту веру. Ее голос в контрастном контрапункте с виолончелью Дарьи Широкинской, как под кантилену, так и под пиццикато, звучит еще значительнее. Ненавязчивая, но богатая, акустическая, местами торжественная — благодаря клавишам Ивана Селезнева, аранжировка не затмевает, а подчеркивает и раскрывает заложенные смыслы. Стройное, безупречное звучание альбома — заслуга Константина Дюжардена.


«Маска» — это трилогия интроспективных разговоров об отболевшем.


Первая композиция, динамичная «Летать» — это настоящая «музыка поездов», идеальный саундтрек поездки в электричке. Она устремляет вперед и вручает напутствие на светлое будущее.


Далее темпоритм альбома замедляется. «Ты не спеши, прошу, дай мне лишь пару минут», — поется в «Моей Москве». В разговоре с самим собой через диалог с Москвой и влюбленное упоминание Стамбула воспевается красота мира и внутренняя гармония вопреки сострясающим все вокруг бурям.


«Маска», написанная и исполненная совместно с Егором Доронцовым, голос которого привносит новые ноты в звучание альбома, — это диалог, проливающий свет на историю перерождения. Но и «Маска», как и ее предшественницы, тоже оказывается мантрой и аффирмацией на счастливую, полноценную жизнь без груза прежних бед.


Новая дверь никогда не откроется, пока не закроешь старые, как бы говорит Мария, и добавляет, что в любой шторм главное — не потерять добрых отношений с самим собой.


Хочется нарушить официоз рецензии и на правах друга сказать: Маруся, все получится! Я точно из тех, кто ждет историй о твоих победах и проигрышах, о разочарованиях и подъемах в формате уже долгоиграющего сборника, и не одного. Крепни, живи, путешествуй!