Учительница английского Гл. 10

Вячеслав Мандрик
Глава№10

  Снов не видела, но проснулась словно от толчка. В комнате было необычно светло. На потолке мерцал солнечный блик, отражённый зеркалом. Празднично поблескивал синью свежей стружки крюк.

 -Где я видела стружку?- попыталась вспомнить Елена Павловна. Крюк вдруг ожил, шевельнулся. Она отвела взгляд. Увидев на столе стопку ученических тетрадей, она вспомнила вчерашний пережитый ужас и оцепенела от страха и отвращения к предстоящей встрече с коллегами и детьми.

  Как теперь ей, униженной, оплёванной, смотреть им в глаза, говорить с ними, улыбаться, смеяться.? Как жить среди них после такого? У них даже не возникло сомнения. Напротив, они возмутились, поверив. Значит она в глазах их...

-Я не смогу. Я уже не смогу.- Её словно оглушило. С какой-то ослепительной ясностью она осознала, что это правда. Настоящая, истинная правда и она прозвучала как приговор, не требующий доказательств.

  -Она не сможет. Она уже не сможет. Она уже никогда не сможет. Не сможет…Не сможет.- без конца повторяла Елена Павловна, уверяя в неотвратимости предстоящего не себя, Леночку Невронскую, а чужую ей женщину, учительницу английского языка Елену Павловну, приносящую только несчастья, боль и смертную тоску ей, так любящей жизнь и всё, что этой жизнью наполнено.

. Всё более отстраняясь и как бы удаляясь от этой женщины, она молча наблюдала, будто со стороны, за движением её руки, не спешно наматывающей бельевую верёвку, на локоть и кисть левой руки.
  -Ну поторопись же!- просяще, но с лёгким раздражением прошептала Леночка. Та, продолжая наматывать верёвку, подошла к столу. Придвинула ногой к нему стул. Подняла ногу и, опустив её на сидение, замерла, взглянув на крюк.

Леночка увидела как крюк заискрился, зашевелился.
 - Он что -  живой?- не столько ужаснулась, сколько удивилась она.  Пристально вглядываясь в него,  поняла -  то, что приняла за блеск и движение крюка, оказалось двумя крупными мухами. Они ссучили лапками и их фиолетовые спинки металлически поблескивали.
 
 - Боже мой! Они же … потом… станут ползать по лицу…по губам.- Тошнота подкатила к горлу. Не сводя глаз с мух, она осторожно опустила верёвочный моток на стол и на цыпочках начала красться к этажерке, где лежала стопка газет. Кровь так громко стучала в ушах, что она замирала на каждом шагу, боясь, что вспугнёт мух. Пальцы на ощупь отыскали газету и пока она сворачивала её в трубку, газета гремела как лист железа.

 Одна неотвязная мысль владела ею - только бы не вспугнуть. Она также крадучись вернулась к столу. Осторожно влезла на него. Босые ноги скользили по лакированной поверхности. Её по-прежнему подташнивало и слегка покачивало. Мухи были на месте и чистили крылышки. Она видела как быстро двигались волосатые чёрные лапки, как подвижен  их раздвоенный хоботок, похожий на жало змеи.

  Не дыша, она привстала на цыпочки, подняла руку, замахнулась. Стук в дверь в прихожей, резкий оглушительный, словно толкнул её. Газета выпала из рук, пальцы ощутили шершавость потолка. Мухи сорвались с крюка прямо в глаза. Она даже не успела зажмуриться и полетела, как ей показалось вслед за мухами.

  Она словно выплывала из густого тумана. Неспешно проявлялись очертания знакомых вещей. Сквозь звон в ушах послышался отдалённый, приглушенный звук. Приближаясь, он усиливался и стал похож на барабанную дробь. Над столом кружились две мухи. Она замотала головой, словно не веря в случившееся с ней. Стало вдруг тихо и сквозь неумолчный звон в ушах она расслышала знакомый голос Великанова.

- Елена Павловна! Чем вы там гремели? Откройте, пожалуйста. Я вам ёлку принёс.
- Ёлку?... Что это…за ёлку.- Она напряглась, пытаясь вспомнить мелькнувшее что-то знакомое из детства.-Ёлка! Боже мой! Новый год на носу.!

 В испуге она вскочила и ойкнула от боли в ноге. На щиколотке был огромный синяк, на локте ссадина.
- Так тебе и надо. Такой праздник, а ты  хотела…Вот был бы подарок школе, стольким людям. Это подло и мерзко. Сволочь ты. Невронская, сволочь.- подвела она итог происшедшему, окончательно возненавидя себя. Её била внутренняя дрожь.

-Одну минутку!- крикнула она Великанову каким-то чужим дребезжащим голосом. Она накинула на плечи пальто и открыла дверь.
- С наступающим вас, Елена Павловна. Вот вам подарочек  от деда Мороза. Ёлки вчера вечером привезли, но я не  решился занести вам вечером. А чего вы босиком? Простудитесь.
 -Ерунда. За мухами охотилась да неудачно. Со стула упала.

- А я слышу что-то загремело. Осторожней надо. Погоду видите сами как лихорадит. То в озноб бросает, то в жар. Вот мухи и отогрелись, вылезли на белый свет. Где ваша мухобойка? Я их сейчас.
-Не надо. Пусть живут.-( Они заслужили сегодня право на жизнь.- подумала Невронская.- Они подарили мне жизнь.) А ёлка действительно настоящая.- Она погладила ощетинившуюся лакированными иголками веточку.- Колется и как пахнет замечательно. Спасибо, Леонард Семёнович. Вас тоже поздравляю с наступающим.

 Выпроводив Великанова, она привалилась к двери внезапно обмякшим телом.. Внутренняя дрожь усилилась, заклокотала и вырвалась наружу беззвучным судорожным рыданием. Она медленно сползла спиной по дверному полотну, опустилась на корточки и ткнулась лицом в колени. Их ледяной холод подействовал отрезвляюще. Она успокоилась, подняла голову.

 Ветви ёлки, прислонённой к стене, смиренно поникли. Эта смиренность их почему-то возмутила её. Она поднялась, взяла ведро, открыла кран. Всё это она делала автоматически, не задумываясь. Струя воды ударила в дно ведра. Жизнерадостный, светло звенящий звук прозвучал знакомой мелодией какой-то бодрой пионерской песни.

 На мгновение промелькнуло в памяти: алое знамя, сверкающий на солнце горн, маленькая девочка в коричневом платье с белым фартуком, только что завязанным алым  галстуком на тоненькой шейке. – Боже мой, как это давно было. И как чудесна была жизнь.
 Злая, почти детская обида на всё и на всех вылилась обидными слезами.
-Я хочу жить!- закричала она, заглатывая слёзы и хлюпая носом.- Я хочу жи-ить!- и глубоко вздохнув, категорическим, беспрекословным тоном прошептала,- и я буду жить.

 В этот день первый урок у неё был в 10»а»
- Присутствуют все за исключением Степанова,- доложил дежурный  Бурцев.- Он остался дома, сами понимаете,- он ухмыльнулся и по-девичьи кокетливо добавил,- с носом.
 Язвительный смешок прошелестел над партами.

- Они уже знают. Ну и что?- Она даже не смутилась, а только удивилась не столько своему спокойствию, сколько равнодушию к тому, что с нею произошло.
- Как вам не стыдно? Недостойно смеяться над чужой болью, тем более он ваш товарищ.
- А что случилось с его носом, Елена Павловна? -спросила Верочка с невинной улыбочкой.

 -Он , Вера, не вовремя нагнулся, а я не вовремя выпрямилась.- Невронская развела руками.
 - И произошла стыковка в космосе.- Голосом Левитана объявил Игорь под гомерический хохот всего класса.
-Вахрамов!- Она укоризненно качнула головой .-Степанов изъявил желание глубже изучать английский. Я с ним занимаюсь дополнительно и я рада этому. Честно, очень рада.

 Она краем глаза заметила как вздрогнули плечи Игоря, как побледнело лицо и вздулись желваки на скулах.
- Если бы каждый из вас проявил такое же рвение, я бы вдвойне была рада,- добавила она торопливо, как бы оправдываясь перед Вахрамовым. Она почувствовала, что чем-то обидела его. Он сидел понурый, опустив глаза.
.
-Что я такое сказала, что он так обиделся? Чем я его обидела?- то и дело возникал у неё вопрос. Она часто посматривала в его сторону. Он по-прежнему сидел недвижный, какой-то жалкий, потупив глаза в парту. Охваченная жалостью, она с трудом сдерживала желание подойти к нему, коснуться плеча, сказать.

-Что сказать!? -возмутилась она.- Что мне до него? Что? Подумаешь, обиделся.  За что? -недоумевала она, почему-то злясь на себя.
 За весь урок он ни разу не взглянул на неё.. Уже в конце урока, не выдержав, она вызвала его к доске, надеясь всё-таки взглянуть ему в глаза, чтобы  то ли понять, что с ним, то ли показать ему, что ей неприятно и больно от его ничем необъяснимого поведения.

 Но он, отвечая на вопросы, смотрел или в окно, или в пол, или в потолок, только ни на неё. Почему? После того как у неё с ним наладились отношения и они почти подружились и такое игнорирование с его стороны.

- Он просто не хочет видеть меня. И всё. За что мне такое? Неужели я потеряла для него авторитет?. А ведь так всё наладилось.
 Она остро  почувствовала, как ей нехватает того домашнего уюта с его спокойствием и уверенностью в завтрашний день, с его травяным чаем бабы Маши, с интересной беседой с умным мальчиком.
-Неужели всё это в прошлом?