Тайна гибели субмарины К-23

Александр Щербаков 5
12 мая 1942 года при атаке на немецкий конвой погибла со всем экипажем подводная лодка Северного флота К-23. Восстановить историю последнего боя североморской "катюши" удалось только благодаря немецким документам.

К-23 принадлежала к типу крейсерских подводных лодок типа К. Это были самые крупная подводная лодка ВМФ СССР на тот период. По замыслу конструкторов субмарина должна была иметь возможность действовать в составе групп надводных кораблей или на отдаленных коммуникациях врага. Лодка имела высокую надводную скорость в 22,5 узла, сильное артиллерийское вооружение из 2-х 100-мм и 2-х 45-мм орудий, 10 торпедных аппаратов (6 в носу и 4 в корме), могла принять на борт 20 мин.

Подводной лодке артиллерийский бой противопоказан. Одно удачное попадание и субмарина теряет свой главный козырь - возможность уйти под воду. Однако мощное артиллерийское вооружение "Катюш" стало прекрасным "оружием последнего шанса". Примером может послужить бой подводной лодки К-3 с немецкими противолодочными кораблями 3 декабря 41 года. Безуспешно атаковав транспорт лодка подверглась контратаке трех переделанных из рыболовецких судов сторожевиков охранения. Уклоняясь от глубинных бомб "К-3" три раза сильно ударилась о грунт и начала терять горючее. Ориентируясь по масляному пятну, немцы стали бомбить точнее. И тогда старший на борту командир дивизиона капитан 2 ранга Гаджиев и командир лодки капитан 3 ранга Малафеев принимают решение всплыть, и уйти от преследующих подводную лодку кораблей пользуясь преимуществом надводного хода. Оказавшись на поверхности К-3 с дистанции 3,7-5,5 км. открыла артиллерийский огонь по противнику. В итоге один сторожевик был потоплен, один поврежден, а лодка благополучно вернулась на базу. Запомним этот эпизод.

Что же случилась 12 мая 42 года? В 9:22 по берлинскому времени, недалеко от мыса Нордкин К-23 под командованием капитана 3-го ранга Леонида Потапова (но старшим на борту был все тот же Гаджиев) обнаружила конвой, в составе которого было два крупных транспорта и 6 кораблей охранения, идущий курсом на восток. Выпущенные с большой дистанции торпеды в цель не попали, но немцы атаку заметили, и группа из трех противолодочных кораблей (Uj-1101 Uj-1109 Uj-1110 - бывшие рыболовецкие суда) отделившись от конвоя, направилась в сторону места предполагаемого пуска торпед. Ими была обнаружена одна из выпущенных К-23 торпед, которая плавала на поверхности без боевой части. Было решено подобрать ее, для чего Uj-1110 застопорил ход и спустил шлюпку.

И тут, совершенно неожиданно для немцев, в 7 километрах от Uj-1109 на поверхности появляется К-23 и, открыв огонь из орудий, начинает на полной скорости уходить в северном направлении. Немцы бросаются в погоню. Начинается артиллерийская дуэль, главным участником которой со стороны немцев был вооруженный одной 88-мм пушкой Uj-1109. Два других охотника были слишком далеко для прицельной стрельбы и их снаряды не долетали. Через 7 минут после начала дуэли один из немецких снарядов попал в "Катюшу" в район рубки, вызвав пожар внутри лодки. Несмотря на попадание, скорость К-23 не упала, а ее артиллеристы продолжали вести огонь. Ответным огнем подлодка повредила Uj-1109, вынудив его к маневрированию. Охотники продолжали преследование до 11:51, пока субмарина не скрылась за пределами видимости.

Но немцы не успокоились. За К-23 тянулся след топлива, и немцы двинулись следом, вызвав авиацию. Тем временем на лодке немедленно приступили к ликвидации повреждений. Еще в 11 часов с борта была послана оптимистическая телеграмма: "транспорт торпедами, два дозорных корабля артиллерией уничтожены квадрат 8114 курс на север. Получил повреждения от артогня. Командир дивизиона подлодок". В 13:00 командование приказало подлодке возвращаться на базу, однако подтверждения о том, что радиограмма получена, от К-23 не последовало.

В 13:02 над районом поисков лодки появился немецкий «юнкерс» и уже в 13:09 неожиданно атаковал К-23, сбросив на лодку четыре 250-кг бомбы. Несмотря на близкие разрывы, субмарина сохранила ход и возможность погружаться. К сожалению, утечка топлива только усилилась и через час ясно видимый масляной след растянулся на 10-12 км. Ориентируясь по нему, немецкие корабли начали преследование. В 13:45-13:49 второй вызванный в район поисков Ю-88 с высоты 90 метров сбросил в место, где оканчивался топливный след ещё 4 бомбы.  В 13:53 К-23 сделала попытку всплыть, но была атакована стрелковым вооружением с двух круживших над ней самолетов и снова ушла под воду. Между тем в район, по наводке от летчиков, уже спешила та самая тройка охотников, от которых К-23 оторвалась утром.

Поврежденная подлодка шла на небольшой глубине со средней скоростью, оставляя за собой хорошо видимый след. Самолеты, ведя огонь из бортового оружия, указывали кораблям на место положения советской субмарины. В конце следа было обнаружено пятно топлива и масла диаметром 80-100 метров. Uj-1101 в 15:40 прошел через него и с помощью гидролокатора сумел обнаружить притаившуюся подлодку. К-23 сначала остановилась, а затем снова начала движение со скоростью 4-5 узлов. Самолеты, выработав топливо, ушли на аэродром. В 16:30 корабли, став уступом, начали ковровый сброс глубинных бомб. Всего на подлодку сбросили 63 глубинных бомбы. После одного из взрывов в 16:40 перед кораблем Uj-1109 появились пузыри воздуха, вероятно в это время на подлодке пытались продуть балласт. Было сброшено еще 9 глубинных бомб, взрыватели которых выставили на глубины от 75 до 100 метров. Именно эти бомбы смогли поразить лодку, так как на поверхности появился большой воздушный пузырь и огромное пятно топлива, куски пробки, дерева и бумага. Среди покрывшего водную поверхность дизельного топлива и масла, снизу дорожкой начали постоянно подниматься воздушные пузыри: лодка начала тонуть и по инерции продолжала движение с креном на нос, опускаясь на дно. Еще в течении 8 минут акустики слышали шум винтов. В это время лодка в агонии опускалась  на дно. Затем топливо стало поступать на поверхность в одном и том же месте, увеличиваясь в диаметре, пока не достигло 2 километров. Немецкие матросы выловили на поверхности воды советские книги и около 60 элементов подлодки, которые были разорваны взрывом.  К-23 затонула предположительно на глубине 250 метров в 65 милях севернее мыса  Нордкин вместе с 71 членом экипажа.

Так почему же К-23 всплыла в стол неподходящий момент? По одной из версий Гаджиев решил повторить свой декабрьский успех, благо у немцев те же три бывших кое-как вооруженных рыбака. По другой, на лодке села аккумуляторная батарея и К-23 пришлось всплыть. Истину мы не узнаем никогда! Единственное, что можно сказать точно, так это то, что нашло подтверждение старое правило: артиллерийский бой даже с более слабым противником подводной лодке противопоказан!