Герман Селдерхейс. Кальвин о вере в Псалмах

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЕРА МЕЖДУ БОГОМ И ДЬЯВОЛОМ
Учение Кальвина о вере, отраженное в его комментарии к Псалмам

Герман Селдерхейс

Идея о том, что Жан Кальвин был первым «непоколебимым двигателем» тех, кого стали называть кальвинистами, конечно, ошибочно. Должны ли мы рассматривать Жана Кальвина как непоколебимую скалу веры? Внимательное изучение его комментариев к псалмам скоро научат нас обратному. Из него мы узнаем, что Кальвин видел себя и других верующие как слабых и уязвимых,  постоянно находящихся в осаде дьявола и нуждающихся в спасении от Бога. Жан Кальвин был таким же человеком, зажатым между Богом и дьяволом, как это было с Лютером. Конечно, его учение о вере, как оно описаново многих аспектах в его комментарии к псалмам, сделает это совершенно ясным, а также раскрывают корни многовековой международной традиция кальвинистского образа веры 1.

Дорога к вере

Кальвин описывает порядок спасения, когда говорит, что Бог, «совершив его, избавил меня от тирании дьявола, усыновил меня как Своего ребенка, смывает моюнечистоту в крови Христа, обновляет меня Своим Святым Духом, включает меня в тело Своего Сына и ведет меня к небесной жизни»2. Кальвин, однако, не знает строго хронологического порядка, но перечисляет все аспекты перехода от потерянности к праведности. Он действительно знает «порядок спасения». в том смысле, что познание греха и покаяние составляют существенный элемент в процессе оправдания. Бог принимает в благодати только тех, которые раскаиваются в своих грехах. Это не значит, что прощение покупается покаянием, но это покаяние неразрывно связано с верой.
Покаяние, по мнению Кальвина, является плодом Духа и частью возрождения. Покаяние, соответственно, является признаком веры. Покаяние и исповедание греха, хотя они и не являются условием получения благодати, но являются путем,посредством которого человек примиряется с Богом 3. Прощение грехов не достигается отдельно от познания и исповедания греха 4.; Кальвин утверждает это, чтобы показать, что получение благодати - это то, что люди сознательно переживают, а также они осознают последствия благодати, а именно. отказ от греха и восхваление Бога. В соответствии с этим Кальвин говорит, что Бог хочет быть Спасителем только  тем, кто смиряется перед Ним.5.
Смирение как исповедание собственного греха – это первый шаг к познанию. примирения с Богом, ибо Сам Бог говорит, что наше несчастье побуждает Его быть
примирителем по отношению к нам 6. Нет истинной веры без искреннего покаяния и
без чувства вины перед Богом. Ведь «кто не чувствует болезни, также отвергнет лекарство»7. Однако людям недостаточно просто чувствовать  собственные страдания; их также необходимо убедить в том, что они не смогут бежать от них и поэтому должны посвятить себя единому истинному Богу 8. Это страдание – это крайнее внутреннее испытание, которое возникает из-за того, что грешник чувствует Божью руку, что тяжело давит на него, и он знает, что имеет дело с Судьей, тяжесть руки Которого включает в себя множество смертей, помимо вечной смерти 9. Мы никогда не будем испытывать истинную радость веры до тех пор, пока мы не почувствуем в напряженных конфликтах с внутренними искушениями, как страшен гнев Божий. 10 Тем не менее, это чувство  не условие оправдания, а его часть, поскольку здесь мы имеем дело с ощущением, что Бог действует внутри нас. Бог должен сначала открыть Себя нам и только тогда наша слабость станет для нас поводом сдаться Ему 11.
Поскольку люди по своей природе духовно мертвы и похоронены, их обращение к вере означает «воскресение из могилы». 12 О моменте, когда человек приходит к вере, Кальвин говорит не иначе как о возрождении. Это изменение происходит посредством действия Слова Божьего и Духа.13 Насколько верно то, что вера – дело Божие,  Кальвин в равной степени ясно объясняет, проводя сравнение с актом творения. Будучи мертвыми, мы оживляемся Богом, «так как это полностью Его  уникальный способ работы, когда Он создает все из ничего» 14. Верующий - творение из ничего. Только когда вмешивается Бог, «человек, который является ничем, начинает становиться чем-то» 15.

Примат благодати

Основополагающим для отношений Бога с человеком является безусловная благодать Божия. Кальвин не посвящает этой теме отдельного изложения, потому что она действительно  выступает в качестве предпосылки всего его комментария. Он лаконично
определяет благодать как любовь, с которой Бог обнимает избранных без их заслуги этого.16 Столь же краток и ясен его комментарий о том, что не существует середины.
между оправданием делами и оправданием верой.17 Разумеется, когда он говорит о благодати, его рассуждения регулярно характеризуются мерой, призванной предотвратить ошибочную оценку и обращение с благодатью. Бог не только посвящает нас в состояние благодати, но и удерживает нас в нем. Это один вид благодати, посредством которой Бог делает нас живыми; другой, благодаря которому Он удерживает нас в восстановленных отношениях с ним. Кальвин резко отвергает точку зрения Рима что Бог заботится о первом виде благодати, тогда как человек производит второй, а также анабаптистскцю точка зрения о том, что человек может достичь совершенной праведности. и больше не нуждается во втором виде благодати.18 В обоих взглядах Бог отступает на второй план, в то время как Кальвин хочет сохранить Бога в качестве центральной фигуры в нашм спасении, и отчасти по этой причине указывает на ежедневное прощение, которое Бог обеспечивает.19 Не существует дня, в который человек мог бы обойтись без Божьей помощи и милости. Ошибка Рима именно в том, что он лишает благословения прощения.
Когда говорится, что люди должны вносить свой собственный вклад.20 -имеются в виду  не усилия человека, а прощение Божие, которое является дверью в жизнь вечную.21
Это не отменяет нашей собственной ответственности. Хотя это правда, что Бог должен
обратить сердца людей к Себе, они все равно виновны, когда наследие приводит их ко греху.22 Кальвин описывает пропасть между грешными людьми и праведным Богом.Положение человека перед Богом таково, что как бы энергично люди ни трудились для праведности, в глазах Бога они, тем не менее, не могут произвести удовлетворительный результат. Наши усилия никогда не смогут привести нас на должный уровень – во-первых, потому что Ему от нас ничего не нужно и во-вторых, потому что у нас нет ничего, чем мы могли бы почтить Его. Бог, соответственно, никогда не будет нам должен что-либо. Вывод Кальвина заключается в том, что те, кто приходит к Нему, должны отложить в сторону всякоую самоуверенность. Тех, кто воображает, что в этом есть что-то хорошее. сами тем самым отнимают у Бога  значительную часть чести. Для Кальвина это существенный момент в его описании человеческого положения: каждый процент количества добра, которое, как мы думаем, у нас есть, насколько-то умаляет 100% благости Божией. Но когда мы честно признаемся Ему, что ничем не владеем и ничего не заслуживаем», то это смирение пред Богом для Него как чудесное сладкий аромат, который побудит Его быть милосердным» 23.
Соответственно, речь идет не о человеческой бедности, а о вседостаточном богатстве Божием. Этот акцент не умаляется и тогда, когда Кальвин говорит, что «только те имеют доступ к Богу, которые являются Его истинными слугами и живут святой жизнью»24. Иногда Кальвин также описывает наше достижение правильных отношений с Богом в плане примирения. Примирение означает, что Бог признает как Его дети  людей, по отношению к которым Он на самом деле должен быть враждебен. Здесь акцент делается не на нашей вражде к Богу, а на вражде Бога к нам.25 С человеческой точки зрения мы говорим о потере нашего статуса детей в результате грехопадения. Для нас, людей, нет другой надежды, кроме того, что Бог в Своем милостивом избрании снова усыновит нас, недостойных людей, как своих детей.26
Примирение с Богом также является абсолютным условием блаженной жизни. Никакая «блаженная жизнь» не существует до тех пор, пока человек не примирится с Богом». Ее сущность – это примирение с Богом. Примирение с Богом является источником, из которого текут все Божьи благословения.29 Проблема человека на самом деле не заключается, скажем, в болезни, но в грехе, это не страдание, а вина. Поэтому можно говорить о счастье, только когда есть примирение с Богом.30 Нет ничего важнее для человека и его жизни, чем примириться с Богом. Человек может страдать от несправедливости и бедности, быть голодным и жаждущим, иметь множество других проблем, но быть счастливым потому что он имеет мир с Богом.31 Для Кальвина решающим является отношение к Богу. главное не в том, чтобы грехи были прощены, а в том, чтобы благодаря этому были восстановлены отношения  между нами и Богом.32

Ценность веры

В контексте обусловленного благодатью характера спасения Кальвину, тем не менее,  удается создать место для ценности веры. Вера не только прибщает человека к Богу, но и освящает в нем все несовершенное, и так по свободной благодати Божией он становится праведным перед Богом. Видно, что Кальвин даже придает вере такое большое значение, что иногда Божье действие становится у него зависимым от веры человека (? - Пер.). В Пс. 17:7 Давид говорит о Боге как Искупителе тех, кто ищет у Него прибежища. Не обсуждая возможный вопрос: зависит ли когда-либо Божий акт искупления от нашего стремления найти в Нем убежище, Кальвин, присоединяясь к словам Давида, комментирует, что Бог обязуется защищать каждого, кто Ему доверяет 33. Это означает, что мы не напрасно взываем к Богу как к нашему Защитнику и не сомневаемся, что Он поможет нам, при условии, что наша вера продолжит полагаться на Его благодать 34. С другой стороны, о также правда, что те, кто взывают к Богу, не веря в Него, отвергают Его благодать своим неверием.35 Похожая идея встречается в толковании Кальвином Пс. 37:19. где он утверждает, что наше неверие стоит на пути Божьей щедрости.

Верить значит любить

Познавать Бога, доверять Богу, чтить Бога и верить в Бога, по Кальвину, все это находится в одной плоскости. Мы показываем, что хорошо знаем Бога, только когда воздаем Ему честь, которая Ему причитается, и мы не можем почтить его лучше, чем доверием. 36. Однако самая важная часть веры – это любовь к Богу. «Нет лучшего способа почтить Бога, чем любить Его».37 Верить -  значит любить Бога из-за Его благости к нам.38 Позиция, которую мы должны занять по отношению к Богу, лучше всего выражается словом «благоговение», но поскольку Он хочет, чтобы мы служили Ему всем сердцем, нет лучшей формы самоотдачи, чем эта. Мы связаны с Богом «узами сердечной и спонтанной любви».59 Это причина, почему Священное Писание также время от времени описывает верующих как людей, которые любят Бога. Любовь к Богу есть «корень истинного благочестия», ибо из нее проистекает сердечное желание подчиниться Ему.40 «Самое важное в служении Богу - честность сердца.» Ибо Бог принимает прямоту сердца, как если бы все сердце было чистым и совершенным. 41

Вера, уверенность и обетование

В своем комментарии к Псалмам Кальвин настоятельно подчеркивает уверенность
веры. Однако в этой связи речь идет не столько об обеспечении Божья благодать в качестве гарантии Божьей заботы, хотя эти две вещи неразделимо связаны: Благодать Божия проявляется в заботе Божией. Кальвин, соответственно, не столько затрагивает вопрос, является ли человек чадом Божьим, сколько как Бог все еще заботится об этом ребенке. Верующие, например, видят, что неверующие имеют мир в этом мире, в то время как им самим приходится иметь дело со всевозможными неприятностями, и их вера поколеблена. Вместо этого им нужна уверенность в том, что Бог будет защищать  их, но эта уверенность существует только потому, что Бог милостив к ним.Поскольку Бог прощает их грехи, Он также защитит их. Благодать и защита неразрывно связаны, так что Кальвин может сказать, что верующие «ищут прибежища в Божьей благодати», когда их трудности грозят стать для них слишком тяжелыми.42
Таким образом, Кальвин не изолирует отношение веры [к Богу] от мира, в котором действует верующий. Благодать, которая ставит людей в правильные отношения.Обращение к Богу также дает им силы продолжать действовать в этом мире:
«Если бы мы только убедились, что принадлежим к числу тех, кого Бог лелеет, потому что принял их в Своей отцовской любви, мы можем также применить к себе все, что Библия говорит о Божьей силе. "43. Верующие обретают уверенность, держась в завете обетований Бога о том, что Он спасет Своих.44 Человеку удается бороться только через ситуации страха, конфликта и смерти через  цепляние за Божьи обетования 45.
Уверенность в вере избавляет нас от всякого беспокойства и страха.46 Страх смерти и могилы на самом деле исходит от недостатка веры. Верующие начинают бояться, потому что они недостаточно вверяют себя Богу,47 хотя Кальвин и признает, что в нас есть  также естественная реакция страха на насильственные аспекты смерти.48 В то время как люди испытывают «неустойчивость», они находят «неизменность» в обетовании. Соответственно, их служение основано на Самом Боге, и поэтому верующие «бросают якорь» веры на небеса».50 Таким образом, вера способна поднять нас к Богу из
глубочайших глубин.51 Кальвин, следовательно, указывает, что поэт Пс.а 84:8 говорит:он хочет слышать, что говорит Бог, а не видеть, что Бог сделает. Он верит  в уста Божии, а не в руку Божию, ибо блага Божии текут, исходя из Божьих обетований.52 Для Кальвина, как и для Лютера, правилом является то, что вера приходит от слуха (fides ex Auditu).55 Вера должна вновь и вновь направляться в уста Божьи.54 Вера, если уж на то пошло, не имеет альтернативы, ибо «без этого Слова у нас нет никаких оснований верить, что Он милостив»55.То, что вера сосредоточена на обетовании Божьем, временами становится особенно очевидным. когда Бог скрывает знаки Своего благоволения: «Если верующие обретут мир, только когда Бог проявит себя как их освободитель, какое место останется для проявления веры и в чем же тогда сила обетований?»56
Действия Бога могут привести нас к сомнению, но Его речь – нет. Вера встречается с испытанием, когда среди величайшей тьмы она способна позволить вести себя в
свете Божьего обетования.57 Именно «свойством веры»58 является то, что даже в самых тяжелых обстоятельствах она находит покой и ждет Бога и Его помощь. Твердое убеждение Кальвина в том, что вера не позволяет определять себя видимым, также очевидно, когда он говорит, что уверенность вера подразумевает «терпеливое ожидание благодати, даже если она скрыта в Слове Божьем, какие бы задержки ни были в ее видимом исполнении»59.Вера умеет соединить небо с землей, чтобы «во всех опасностях
кораблекрушения, которому мы подвергаемся, мы можем бросить якорь нашей веры и
молитвы прямо в небо» 60.
Уверенность в том, что вера победит при любых обстоятельствах, не означает,«что дети Божьи, когда им грозит опасность, стоят вокруг, смеясь или высмеивая смерть, но они считают помощь, обещанную им Богом, превосходящей все опасности, которые могут вселить в них страх».61 Дело не в том, что верующие бесстрашны, ибо у них тоже есть чувства. «В конце концов, есть большая разница между отсутствием чувств и уверенностью в вере». Верующие не охвачены страхом, но последовательно научаются его контролировать.62 В отношении страха верующего Кальвин указывает на слова Давида в Псалме 22. Когда Давид говорит, что он не боится зла (ст. 4), это не означает, что он не знает никакого .страха, но он знает, что преодолеет этот страх, вверив себя Богу.
Знание того, что Бог с тобой, не означает, что ты не боишься63.
Божье обетование и Божье Слово тождественны, так что Кальвин также может сказать, что Слово приносит уверенность именно тогда, когда мы не видим доказательств
Божьей силы и благодати 64. Во времена испытаний только Слово удерживает нас на верном пути.ноги. В своем толковании Пс. 56:11 Кальвин трижды ссылается на значение Слова.65. Еще глубже Кальвин обосновывает уверенность веры в существование Бога. «Конечно, для нас должно быть установленным фактом, что милосердие Божие никогда не может утомляться и что Его щедрость никогда не сделает Его бедным» 66. Бог не изменит Своей природы, а так как Его доброта принадлежит этой природе, то Он никогда не может лишить Себя Своей доброты. Бытие Бога  является источником надежды верующих.

Испытание веры

Выступая в особенности против римско-католической концепции «безусловной веры», Кальвин утверждает, что вера должна быть осознанно испытана. «Нам недостаточно быть любимыми Богом, если только чувство этой любви не проникнет в наши сердца» 67. Такой опыт – это работа Святого Духа, ибо Бог «наполняет наши сердца Своим Духом и радует нас истинной и твердой радостью». Своей силой и благодатью Бог
присутствует на этой земле, и это присутствие мы тоже ощущаем» 68. Кальвин ищет не столько «реальное присутствие» в причастии, сколько в этом мире в целом. Тем не менее он категорически предостерегает против принципа веры как норматива 69. Когда нет опыта Божьих благ, связанного с его Словом, эти переживания оставляют нас  равнодушными. И наоборот, э также правда, тот факт, что Бог щедр, вдохновляет нас только тогда, когда мы также испытываем эти преимущества.70 Наше сердце снова оживает благодаря Слову, по крайней мере, если мы с верой примем это» 71. Недостаточно сказать «аминь» Слову, если это не говорится  по согласию сердца.72.
Кальвин, по-видимому, исходит из опыта, когда указывает, как сложилась ситуация. Обстоятельства могут повлиять на опыт нашей веры: "Когда густой туман заполняет небо, создается впечатление, будто облака надвигаются на нас. И не только это, но это также точно так, как будто величие Божие приближается, чтобы заставить нас бояться. Нас охватывает ужас, тогда как когда небо еще выглядело таким радостным,
мы тоже были полны радости. Между тем нельзя забывать, что образ темного облака используется, чтобы описать нам гнев Божий. Когда небо ясно, кажется, будто лик Божий радует нас, но когда в  воздухе суета, есть такое ощущение, будто Бог угрожающе идет на нас, нахмурив брови, и хочешь ты того или нет, ты начинаешь выглядеть унылым и печальным73.
В дополнение к этому вниманию к аспекту переживания веры есть заинтересованность Кальвина в необходимости нашего взросления в вере. Бог не раздает  дары Духа все сразу, но дает их постепенно, в зависимости от того, что лучше для каждого человека. Таким образом Он позволяет вере стремиться к «постоянному совершенству» 74. Зрелость в вере – это растущее практическое познание жизни с Богом. Более того, этот рост означает, что у верующего на самом деле становится меньше своего, ибо чем больше человек доверяет Богу, тем меньше он будет доверять себе.75
Этот рост состоит в том, чтобы увидеть, что цель еще далека от достижения.. Конечно, «чем больше человек продвигается в учении о благочестии, тем больше он заметит, как далеко он еще от этой  цели» 76. Кроме того, на самом деле зрелость - это то, что мы можем удостоверить, проверив, способны ли мы противопоставлять утешение, исходящее из Слова Божьего, бедам, которые пришли к нам, и тогда всякое уныние исчезнет из нашего сердца» 77. Для Кальвина это означает рост, который происходит через увеличение познания веры, когда он говорит, что на протяжении всей нашей жизни, будучи учениками школы Бога 78, мы должны отучиться от бесполезных мыслей, чтобы таким образом наш свет сиял еще ярче ясно и всеми способами собирать больше духовной мудрости. Таким образом, благочестие и знания идут рука об руку. Конечно, сущность благочестия состоит прежде всего в благоговении и трепете перед Богом, но мудрость неотделима от него как вторая составляющая. В этом случае мы должны добавить «познание учения о небесах».79

Радость веры

Для Кальвина радость является важным компонентом веры. Также приходит радость из Слова Божия, ибо в этом Слове обетования благодати и промыслительная забота приходят к нам.80 В случае Кальвина мы также можем сказать: радость приходит от того, что услышанр (gaudium ex Auditu) 81. Вера и радость неразделимы 82.  Кальвин имеет в виду радость, состоящую в переживании отеческой любви Божией. Приходит настоящая радость от уверенности в защите Божией 83. Знание того, что мы живем под заботливой рукой Божией, дарует нам не только душевное спокойствие, но и радость и мир.84 Верующие радуются, потому что нет ничего прекраснее, чем знание того, что Бог рядом 85. Синонимом этого является замечание о том, что истинная радость возникает от уверенности в защите Божией 86. Верующие в этом случае могут черпать эту радость не столько из текущих обстоятельств, сколько  из уверенности в том, что в будущем Бог в будущем позаботится о нашем благополучии: «Ибо, хотя мы и не ограждены от печали, чтобы радость веры поднялась над ней и заставила нас петь о радости, уготованной нам в будущем».87
С этой эсхатологической радостью связана сотериологическая, ибо «если  у вас есть Бог, у вася нет недостатка ни в чем для истинно счастливой жизни» 88. Человек счастлив, только примирившись с Богом.89 Только весть о примирении приносит радость,
которого не может отнять у нас ни одно испытание: «Однако, хотя до тех пор, пока они находятся в своем паломничестве по этому миру, верующим постоянно приходится сталкиваться с неприятностями., они подвержены всевозможным страхам, опасностям и бремени, и чтобы утешиться в своих печалях, им уже достаточно просто услышать об этой радости, о радости Духа, неотделимой от веры».90. Ничто не доставляет столько радости, как чистая совесть, ибо тогда мы знаем, что наша жизнь угодна Богу. Итак, вера есть источник радости, ибо на пути веры есть примирение с Богом, и это примирение приводит к ясному знанию .91.
Для радости веры эта связь между эсхатологией и сотериологией предполагает, что она определяется тем, что произошло (сотериология/примирение) и что еще произойдет (эсхатология/спасение) и благодаря этим двум реалиям верующий способен упорствовать в настоящем с радостью. Радость среди невзгод – вот что значит послание преследуемым верующим во Франции и тем, кто искал и нашел убежище в Женеве. Кальвин противопоставляет этой радости, исходящей  из знания того, что человек примирился с Богом –  необузданное буйство среди тех, кто презирает Бога.92 Просто тот факт, что Кальвин использует слово «hilaritas» для описания этой радости указывает на то, что разница состоит не в мере испытываемой радости, а лишь в ее источнике.

Внутренняя борьба веры

Принимая во внимание как содержание псалмов, так и опыт Кальвина, неудивительно, что в своей интерпретации Кальвин уделяет большое внимание трудности веры. Кальвин определенно не является «невозмутимым»,  и он не движущая сила  стойкой группы догматически ориентированных верующих: «Верующие не сделаны из железа, и они не знают стоической твердости, которая делает их неувствительными к боли и печали, но внутренне им приходится интенсивно бороться с уныним и страхом». 93.В этом отношении между ним и Лютером нет никакой разницы. но есть разница, когда дело касается характера судебного разбирательства. Если суд Лютера (tentatio) – это скорее вопрос между праведным Богом и грешным верующим, у Кальвина акцент делается на отношениях между Богом и мировыми событиями. Конечно, Кальвин также знает, как трудно принять милость. Так, он отмечает, что «сердца наши трепещут и колеблются, ибо ничто не труднее видеть, что Бог милостив» 94. Есть желание верующего освободиться от ужасов своей совести, но он отягощен  заботой и внутренней борьбой, вызванная тем фактом, что верующий человек с трудом может сопоставить события в своей жизни и в мире с всемогуществом и провидением Божиим 95. Кальвин поразительно характеризует эту борьбу. Как, говорит он,  верующий постоянно попадает в ситуацию, в которой «ничто не является определенным и даже твердым», и в которой появляются такие вопросы, как «Почему я все еще верю? На что мне еще надеяться? Где мне еще найти убежище?».96 Именно эта ситуация порождает состояние ума, которое Кальвин часто описывает как «мрак» (tristitia) 97. Эта мрачность превращается в отчаяние, когда человек не полагает себя перед Богом, а держит трудности при себе и в результате запутывается в них 98. Верующие могут находиться под таким влиянием  уныния, что «свет веры угасает  в них».99 Бог не всегда их утешает, и поэтому даже призывание Его Имени может принести  разочарование.100
Когда речь идет о борьбе веры, Кальвин часто использует военную терминологию. Это согласуется с точкой зрения Кальвина о том, что жизнь – это «постоянная война» 101. В этой связи он говорит, например, о внутреннем стремлении
изо всех сил надеяться на что-то от Бога, кроме того, что мы видим от Него.102. В этой битву Кальвин гарантирует победу: «Помните, вера не сразу одержит победу в первой встрече с противником, но только после испытанная многими невзгодами, она наконец выходит победителем»103. Причины этой борьбы двояки: оппозиция, которая приходит к верующему извне и слабость собственной веры. Кальвин знает из опыта 104, что из-за слабости нашей плоти почти наверняка  иногда даже самый энергичный верующий дрогнет перед дикими нападками сатаны. Несмотря на то, что атаки сатаны направлены на то, чтобы близко соответствовать  слабостям нашей веры, но для ясности две причины следует различать, и поэтому мы прежде всего посвятим отдельное обсуждение деятельности сатаны.

Верующий между Богом и сатаной

В своем комментарии к псалмам Кальвин уделяет значительное внимание разрушительным действиям сатаны, которые будут досаждать нам до конца мира. 105. В тот момент, когда люди начинают доверять Богу, они должны подготовиться к нападкам сатаны. 106 Ежедневно он совершает эти нападки на нашу веру, через которую Бог должен не только принять нас как Своих, но и защитить нас в этом отношении веры. 107 В этом отношении такая борьба между Богом и сатаной не обязательно удивит верующих, ибо это присуще нашему существованию во Христе. Кальвин ссылается на связь между Христом как Главой и верующими как его телом. Поскольку Сын Божий Сам был объектом нападок сатаны, он, конечно, не пощадит члены Его тела 108.
Кальвин ссылается на соблазнительные тенденции «теологии снизу». Опасность состоит в том, что мы будем делать выводы об отношении и действиях Бога, основываясь на о событиях и переживаниях на земле. Сатана пользуется таким богословием и чувствами, вызванными этим. Мы не чувствуем ничего из Божьих благ и поэтому мы думаем, что Он, вероятно, забыл нас.109 В этой связи Кальвин указывает опасность слишком тесной связи между верой и чувствами. Это чувство возникает из нашей греховной плоти; в конце концов, «плоть знает только Бога, который относится к нам либо благосклонно, либо недоброжелательно и определяет это на основании фактического положения дел».110 Мы делаем выводы из наших наблюдений за преобладающим положением дел и, таким образом, начинаем придерживаться ошибочных представлений о Боге». Эта «теология» представляет собой угрозу для верующих, когда из их горестного положения они приходят к выводу, что Бог забыл о них или даже отвернулся от них: «Это серьезное искушение, когда кто-то измеряет благосклонность Божию по земному счастью, ибо тогда и не очень удивительно, что при таких обстоятельствах он  приводит к сильному замешательству»112. Тактика сатаны также описывается Кальвином как распространение альтернативной теологии: Ибо это метод дьявола. Поскольку что он не может сразу искоренить в наших сердцах всю религию, он пытается отвратить нас от наших убеждений, внушая нам, что мы должны искать другого Бога (alienum Deum), чем Богу, Которому мы служили до сих пор, или что нам надлежит примириться с Ним каким-то другим способом, или что мы должны стремиться получить уверенность в вере из другого источника, кроме закона и Евангелия.113.
Таким образом, проблема заключается в богословии Бога и богословии сатаны. Под «законом и Евангелием» Кальвин имеет в виду познание греха и благодати. Это ясно из того,  что сатана хочет отдалить людей от Бога, лишая их смысла их страданий.114 В конце концов, без познания греха никто не будет искать Бога. Следовательно, когда сатана пытается занять наши сердца 115 ошибочными мыслями о Боге и о себе. Он добивается  предоставления людям альтернативного «познания о Боге и человеке». Эта уловка сатаны, побуждающая людей создавать ложных богов.116 Ибо сердце занято мастерской, где во все времена рождаются всевозможные мысли, и если Бог не препятствует, сатане легко направить эти мысли в соответствии со своей волей.117 По словам Кальвина, «сатана имеет в своем распоряжении множество уловок». Это рукав, за который он дергает нас из-за завесы тьмы», так что мы еще видим только беспорядок в этом мире и больше не осознаем, что Бог заботится об этой земле.118. Более того, частью его тактики является внесение хаоса в наше мышление, так что наше внимание разделяется, и мы больше не можем сосредоточить свое внимание только на Боге.119
Здесь Кальвин ясно дает понять, сколько хаоса и беспорядка должно рассматриваться как дело сатаны. Здесь имеется в виду конфликт между «плотью» и верой  - конфликт, который разворачивается в сердце верующего. В таких ситуациях «познание веры» (fidei cognitio) противопоставляется «логике плоти» (carnis Ratio), где плоть хочет заставить нас поверить, что Бог закрыл Своли глаза, когда дело касается нас.120 В сердце верующего есть два голоса, голос Божий и голос противника Божьего. Божий голос приходит, выполняет обещание и порождает надежду, но другой голос указывает на ситуацию и обстоятельства, чтобы таким образом заставить человека отчаяться в Боге. 121 То, что плоть называет абсурдом, а именно продолжать верить в Бога в таких ситуациях, вера называет высшей мудростью. 122 Кальвин видит ясное доказательство этого конфликта в слова поэта 22-го псалма: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?».
Мы как будто видим здесь противоречие, в котором поэт выражает свое неверие, сказав, что Бог оставил его, хотя дважды подряд он сначала исповедует свою веру, называя Бога «мой Бог». Однако, по мнению Кальвина, это  ежедневный опыт верующего; противоречие указывает на характерную полярность жизни в вере123. У Кальвина это тоже «теология креста», что становится очевидным, когда он говорит, что «очень трудно сказать себе, что Бог милостив в тот самый момент, когда Он гневается и что Он рядом в данный момент, когда Он далеко «124 Когда обстоятельства против нас, плоть заключает, что Бог отверг и оставил верующего, тогда как вера поднимается выше и видит, что  все это благодаря невидимой благодати Божией. Это дает уверенность в Божьем присутствии. Бог рядом с нами, даже когда кажется, что Он далеко". 125.
Вера постоянно находится в движении, потому что напряжение между надеждой и страхом всегда присутствует. Верующим всегда приходится иметь дело с двумя видами эмоций. С одной стороны, их раздирают чувства страха и заботы, а с другой – Бог оживляет их скрытой радостью, которая не дает им быть поглощенными этими другими чувствами.126 Кальвин говорит, что может показаться, что эти чувства взаимоисключающи и не подходят одному сердцу», но опыт учит, что надежда может по-настоящему управлять нами только там, где страх занимает часть сердца» 127.
Дело в том, что надежда не действует в спокойном состоянии ума, но активизируется только тогда, когда на человека приходят невзгоды. Стремление принять эту мысль даже усиливается, когда наши враги используют эту «теологию» и сказать, что ввиду ситуации, в которой мы находимся, Бог на первый взгляд уже не заботится о нас и вместо нашего союзника стал врагом 128 За этими врагами снова стоит сатана. Именно он использует эти ситуации, чтобы довести нас до отчаяния мыслью, что Бог больше не поддерживает нас Своим Духом и больше не хочет обеспечивать наше благополучие.129 Если бы только верующие полностью доверились бы Богу, сатана больше не смог бы причинить им вред. Проблема, однако, в том, что многочисленные смерти, которые им угрожают, сеют сомнение, страх и беспокойство в их сердце, так что даже для опытного верующего нет ничего труднее, чем понять, что Бог милостив к нам 180.
По мнению Кальвина, каждому верующему приходится каждый раз сталкиваться с этим внутренним конфликтом изо дня в день 131. Это внутренняя битва, в ходе которой человек обнаруживает две вещи: слабость  его плоти, но и присутствие веры. Именно этот внутренний конфликт и приводит верующего в это особое положение между Богом и сатаной. Сатана будет вмешиваться и заставлять рассматривать невзгоды как знак гнева Божьего, который доказывает, что Он допустил верующего до того,  чтобы потерпеть крах. Таким образом сатана пытается довести верующего до отчаяния и стереть его веру.132 «Сатана очень коварно пытается довести нас до отчаяния и заставить нас сбиться с мысли, что Бог лишил помощи Своего Духа и перестал заботиться о нашем благополучии»133.
Но с другой стороны находится Бог, который обещает верующим, что снова явит им Свое отеческое лицо. Теперь вера остается постоянной, ища основу поддержки и руководства в этих обетованиях.134 Сатана тоже сосредотачивается на Божьих обетованиях, но он делает это, чтобы убедить верующих, что эти обетования пусты. За сценами, в которых наши враги кричат: «Где же ваш Бог?» стоит деятельность сатаны. «Нет у сатаны более смертоносной стрелы, которой можно было бы ранить человеческое сердце, чем когда он пытается лишить нас надежды, выставляя Божьи обетования смешными..155 Он пытается разрушить нашу веру  едкой насмешкой, из-за которой, ввиду наших обстоятельствах, мы напрасно взываем к Богу.136 Как мы говорили выше, сатана является приверженцем «теологии снизу», т. е. пытается заставить нас сделать выводы и мнения о Боге на основе того, что происходит с нами здесь и сейчас. То есть теология, уходящая корнями в нашу «плоть», ибо плоть «судит Бога на основе того, что она в настоящее время воспринимает из Его благодати».137 Кальвин, соответственно, говорит об «антитезе между порочными фантазиями, которые нам навязывает сатана», и признанием того, что Бог милостив к нам и наблюдает за нашей верой.158.
В таких обстоятельствах прежде всего вера знает другое богословие, не теология, которая судит небо с точки зрения земли, а та, которая судит землю с точки зрения неба. Поэтому Кальвин называет это «сигнальным доказательством веры, когда мы окружены тьмой на земле, чтобы получить свет с небес, чтобы с его помощью продолжать идти дорогой надежды на спасение 139 Реформатор убежден, что «когда вера достигает неба, она легко может выйти и спастись от отчаяния. «140 Те, кто внимательно слушает Голос Божий хорошо вооружен против уловок сатаны141. Те, кто не усваивает «учение о Боге», легко становятся добычей сатаны.142 У Кальвина, кроме того, борьба с сатаной имеет явное когнитивное измерение. Вера, однако, никогда не обретает полного покоя и постоянно отбрасывается назад. и так далее.143 Божьих детей постоянно бросает вверх и вниз по волнам искушений.144
Всегда, когда мы терпеливо пытаемся довериться Богу в ситуации, когда Он упражняет нас с помощью креста, сатана вмешивается, чтобы вызвать у нас нетерпение в надежде, что благодаря этому мы будем побуждены восстать против Бога. Самый высокий уровень спокойствия, которого мы можем достичь, - это состояние моря перед штормом, то есть хотя волны еще не очень высоки, вода определенно движется. И в этот момент часто можно наблюдать, как сатана начинает разжигать новые волнения.145 Ибо сатана усиливает свою враждебность по мере того, как мы увеличиваем наши усилия повиноваться Богу.146 Это в то же время повод для нас не паниковать, когда мы чувствуем, как в нашем сердце возникают всякого рода искушения и стремления. В связи с этим Кальвин предлагает нам довольно обширную метеорологическую иллюстрацию. Гроза бывает, когда солнечное тепло снова поднимается от земли и затем сталкивается с облаками. Нечто подобное происходит, когда верующие направляют свое внимание к небу. Облака плоти пытаются заблокировать это движение вверх и яростно.
приводят к конфликту.147 По мнению Кальвина, это хорошо, если наши мысли могли без принуждения устремиться к небу, но у очень многих также могут возникнуть тщеславные мысли. Верующие часто спотыкаются, говорит Кальвин, и сатана затем окутывает их такой глубокой тьмой, что Слово Божие не означает больше почти  ничего. 148 Это объясняет, почему в его интерпретации Псалма 118 Кальвин упоминает сатану по имени примерно так же часто, как и во всех других псалмах вместе. Сатана пытается удержать нас от пути закона Божьего и всегда будет пытаться увести нас с этого пути.149.
У сатаны есть и другая тактика для тех, кто преуспевает. В их случае его политика заключается в том, чтобы нарастить силу их веры до уверенности в себе, чтобы таким образом парализовать эту веру.150 То же самое происходит с теми, кто преуспевает в мире и следовательно, забывает о судах Божиих. В этом случае, говорит Кальвин, своего рода духовная инерция берет верх и охлаждает нашу молитвенную жизнь. Хотя наша зависимость от Божьей благодати уменьшается, наша надежда на скорое процветание возрастает. 151
Кальвин, соответственно, рассматривает это как процесс, в котором сатана постепенно приучает человека жить вдали от Бога. В этой связи примечательно, как мало  в отличие от Лютера это внутреннее искушение и конфликт связаны с вопросом нашего усыновления как детей Божиих. Однако это не означает, что этого вопроса здесь нет, но это значит, что он гораздо менее заметен, потому что вопросы, которые привлекают Кальвина и его читателей, сформулированы по-разному. У Кальвина идет .прежде всего борьба с собственными грехами, вызывающая внутренний конфликт; это скорее невзгоды и неприятности жизни, которые заставляют верующих задуматься получили ли они прощение от Бога. Сомнение в том, что Бог примирился с нами, возникает тогда, когда появляются признаки этого примирения, главным образом, признаки избавление от бед: 152 Сатана тем самым  пытается нас довести до состояния, где мы начинаем воображать, что, учитывая наши обстоятельства, Бог, очевидно,не милостив к нам и больше не заботится о нашем благополучии.153 Чтобы компенсировать это понятие, Кальвин ссылается на слова Псалма 32:1, где он комментирует, что «Святой Дух многими словами подтверждает и утверждает прощение грехов, которое среди всех невзгод, постигающих верующих, таково, что они не будут побеждены отчаянием». 154
Другое различие между Кальвином и Лютером состоит в том, что в то время как у Лютера сатана обвиняет нас в наших грехах, у Кальвина сатана делает нас слепыми к нашим грехам. Сатане удается так безнадежно запутывать людей во всевозможных сетях, что почти не осталось человека, который еще осознавал бы грех. Даже в случае с верой сатана может так искусно манипулировать людьми, что они не обращают внимания даже на грубые грехи как таковые. 155 Таким образом он удерживает людей от Бога, ибо те, у кого нет чувства греха не будут бояться суда Божия и просить о Его прощении.
Подводя итог, мы можем сослаться на то, что говорит Кальвин в своем комментарии к Псалму 4:2. Верить - значит сойти на арену, где нам предстоит сражаться. против наших врагов. В то же время мы знаем, что «Бог на нашей стороне» и наши враги, следовательно, никогда не победят.

Пс. 109:21; 155
2...не потому, что они получают прощение себе через покаяние, но потому, что они теперь оторваны от духа возрождения что может сделать вера.», Пс. 32:11; 323
;Пс. 32:5; 320.
*Пс. 106:6; 118
5пс. 109:21; 155
«Пс. 102:76; 73.
Пс. 32:2; 317.
*Пс. 28:1; 281.
*Пс. 32:4; 318.
10пс. 32:3; 318.
«Пс. 39:8; 401.
12Пс. 103:4; 76.
13 «...чтобы множество людей водилось духом Христовым и благовествованием...», Пс. 110:3; 163.
1444
«...так как Его обязанностью является создание всего из ничего», Пс.39:8; 401.
15пс. 39:8; 401.
16Пс. 106:4; 116.
7 Но между этими двумя вещами, которые Писание противопоставляет друг другу, нет середины, чтобы радоваться делам.
и оправдаться верою», Пс. 143:2; 401.
18Пс. 103:11; 80.
1944
«...ежедневное прощение...», Пс. 103:11; 80
20пс. 32:1; 316.
2;Пс. 32:1; 316.
22Пс. 78:8; 725.
Пс. 16:2; 150.
24Пс. 15:1; 144.
25 «…..к которым Бог был умилостивлен, чтобы Он признал их сыновьями, которым Он был справедливым врагом». Пс. 32:1;
 «...и нет другой двери к счастью, кроме того, что Он избирает недостойных по одному лишь благоволению», Пс.33:12; 330
27 «...что это есть высшая и единственная глава блаженной жизни, если Бог удостоит человека прощением вины его
он примирится с покровительством Его.», Пс. 32: внутри; 314
28Пс. 17:15; 167-168.
29Пс. 103:3; 75.
30 пс. 130:8; 338.
3;Пс. 63:4; 595.
32Пс. 79:9; 751.
33Пс. 32:11; 323.
54 «...ибо не напрасно Бог назван спасителем надеющихся, как и вера покоится на Его благодати».
наш, нечего опасаться, что Он готов нам помочь.», Пс. 17:7; 163.
35пс. 28:6; 285.
36 А пока это должно соблюдаться, тогда Бог будет признан нами должным образом, пока мы воздадим Ему честь,
то есть уповаем на Него» (Пс. 36:11; 364).
37Пс. 18:2; 170.
39Пс. 5:12; 72.
39Пс. 18:2; 170.
10пс. 145:20; 420.
«Пс. 32:11; 323.
**Пс. 10:5; 113
43Пс. 46:8; 464.
44Пс. 68:29; 633.
45пс. 119:25; 225.
40пс. 16:10; 156.
4Пс. 49:16; 491.
486
«...мы, естественно, более ненавидим насилие смерти», Пс. 86:6; 807
4-й Пс. 10:5; 113.
50 пс. 102:29; 74
51Пс. 69:4; 638.
52 «...но так как блага, которыми я преследую церковь, вытекают из обетований, а не из уст
на что возложил руку свою.» Пс. 85:9; 788
53 «Вера, которая рождается от слышания.», Пс. 132:6; 344
54 дюйма
«...вера должна исходить из уст Божиих.», Пс. 89:4; 812
55 «...неправо нам представить себе что-либо без слова Божия о благодати Его.», Пс. 89:4; 813
50 пс. 116:7; 194.
57Пс. 71:14; 658.
58 «...правильная вера...», Пс. 25:4; 252
59Пс. 52:11; 530.
6-й Пс. 88:7; 808.
Пс. 46:4; 461.
62Пс. 46:2; 461.
63 «...ибо пустота страха не требует присутствия Бога.», Пс. 23:4; 240
«Поэтому много преуспел тот, кто среди искушений, надеясь на одно слово Божие, мужественно продолжает свое
хвала.», Пс. 56:5; 549.
65 дюймов
156
«...Я воздам славу своему слову...», «...Я еще буду покоиться в своем слове...», как между десяти-
страны сохраняют твердую славу, удовлетворенные голым словом...», Пс. 56:11; 552376.
Идите «... ибо Бог не изменяет природы и не может отнять благости, которой Он наделен», Пс. 138:8;
67Пс. 4:7; 63.
Республиканские партии. 4:7; 63.
69 «...но надо отнести к его разумной благодати, ибо опыт научил, хотя небо и
пусть Его величие наполнит землю, Его сила и благодать будут представлены Его народу.», Пс. 135:15; 363
70 «...когда же свидетельству слова сопутствует опыт, он не оживляет нас обычным образом.», Пс. 80:9;
«Пс. 106:20; 140.
72Пс. 78:34; 733.
73Пс. 18:8-10; 175.
74 «...пока не доведет до твердого совершенства.», Пс. 65:5; 606.
75Пс. 84:6; 782.
76Пс. 86:11; 795.
77Пс. 119:142; 279.
78 «...успехи в своей школе...», Пс. 16:7; 155
79 «...мы узнаем, какова истинная природа благочестия, оно на первое место ставит страх Божий или благоговение: но
вскоре он прибавляет познание небесного учения, чтобы мы могли знать, что вещи соединены друг с другом», Пс. 118:78; 249,
80 «И радость сию, говорит он, надлежит воспринимать слухом, потому что до слова Божия грешник торжествовал, как ан-
да напрасно собирает себе другие утешения.», Пс. 51:9; 516
;"…….радость духа неотделима от веры...", Пс. 51:9; 516.
82 Пс. 5:13; 72. Тот же Пс. 89:16; 816, «...те, кто с радостью и радостью признают Бога Отца»,
83Пс. 5:12, 72.
;Пс. 16:9; 155. Тот же Пс. 16:9; 156: «Наконец, никто не может мирно радоваться, если не возляжет
Он предал себя единому Богу и вверил свое спасение в Его руку...»
854
«...потому что нет для них ничего более желанного, чем чувствовать, что Бог близок к ним», Пс. 68:4; 620.
6 долларов США. 5:12; 72.
87Пс. 13:6; 134.
С8Пс. 16:6; 154.
8;Пс. 80:4; 755.
90пс. 51:9; 516.
9;Пс. 19:8; 200-201.
92Пс. 2:10; 50.
93Пс. 61:1; 581.
*4пс. 103:8; 78-79.95 «...от ужасов совести...», Пс.51:3; 509.
90пс. 116:11; 197.
97Пс. 116:7; 195.
98 Пс. 62:9; 589.
99Пс. 88:6; 807.
100 пс. 77:4; 712.
101 «....во всем ходе жизни, которую нам предстоит проводить в непрерывной войне.», Пс. 94:12; 23.
102Пс. 10:12; 115-116.
108Пс. 22:2; 221.
104 дюйма
«...мы должны спрашивать себя, исходя из своего собственного опыта», Пс. 119:43; 233.
105Пс. 76:11; 709.
100 пс. 32:24; 313.
107Пс. 16:5; 154.
108 «Теперь, когда Сын Божий возжелал того же оружия, ничего более для верных, которые являются членами Его
они есть, пощади сатану.», Пс. 22:8; 225
109Пс. 77:6; 713.
110 Пс. 22:2; 220. См. «...которым нас учат не мерить помощь Божию внешним явлением, или внешним явлением
просто...», Пс. 27:5; 274.
Пс. 44:24; 448.
112Пс. 17:13; 166.113Пс. 44:20; 445.
114 «...он отнимает у нас чувство страдания нашего...», Пс. 32:2; 318
115 «...Сатана обольщением овладевает сердца наши.», Пс. 32:2; 318
++
116Пс. 73:25; 688.
Пс. 141:3; 393.
118Пс. 73: вступление; 673.
119 «...Сатана пытается отвлечь его тут и там.», Пс. 41:11; 423
120пс. 13:4; 133.
121 Пс. 3:2; 53.
122 «И, конечно, ничто не кажется плоти более нелепым... что это есть лучшее благоразумие.», Пс. 14:6; 141.
123Пс. 22:2; 220
124Пс. 69:15; 645.
125 «...чтобы мы могли быть уверены, что, хотя Он и кажется далёким, что Он близок к нам».
Пс. 16:8; 155.
536.
126П. 94:18; 27.
127Пс. 56:4; 548.
128Пс. 3:2; 53.
129 «В этом случае сатана хитро искушает и доводит нас до отчаяния...», Пс.55:5;
180пс. 91:5; 3.
131 «Каждый верующий каждый день испытывает в себе одно и то же...», Пс. 22:2; 220
132Пс. 22:2; 220. То же Пс. 41:13; 424.
133Пс. 55:5; 536.
134Пс. 22:2; 220.
135Пс. 22:8; 225.
130пс. 22:8; 225.
137Пс. 14:6; 141.
138Пс. 73:1; 674.
139 Пс. 11:4; 123. См. также «испытание веры» Пс. 31:14; 308
140Пс.119:87; 252.
141 «Ибо если бы они внимали голосу Божию, то были бы хорошо защищены от всех ловушек сатаны.», Пс.
119:3; 216.
142Пс. 119:11; 219.
143 «Мы знаем, что умы благочестивых не настолько собраны, чтобы их часто терзали попеременные колебания.
может случиться.», Пс. 62:1; 585. То же Пс. 62:6; 587: «...никогда еще наши души не были так спокойны
чтобы они не почувствовали слепых эмоций».
144Пс. 116:7; 194.
145Пс. 62:6; 587,
146Пс. 119:173; 293.
147 «...но противостоящие облака, препятствуя свободному движению, самим конфликтом порождают гром.
То же происходит и с благочестивыми...», Пс. 39:4; 398.
148Пс. 116:11; 197.
149Например. при объяснении стихов 3, 5, 9, 29, 60, 61, 69, 104.
150 «Ибо в этом хитрость сатаны — изготовить из силы уверенность плоти, вызывающую оцепенениеукат.», Пс. 17:5; 161.
151
«...не дай сатане очаровать нас своей лестью среди счастливых успехов.», Пс. 30:7; 296.
152Пс. 109:26; 157.
153 «В этом заключается основной контраст между ложными представлениями, которые внушал сатана...», Пс. 73:1; 674
154Пс. 32:1; 316.
155Пс. 19:12; 204.
156Пс. 4

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn