Учительница английского Гл. 6

Вячеслав Мандрик
 

  Утром у школьных ворот её остановил Степанов. В кожаной куртке, в кожаной фуражке с пронзительным взглядом серых глаз, как всегда сощуренных в затаённой усмешке, он напомнил ей чекиста из последнего фильма.
- Ну что? Вы решили? - не здороваясь, тихим сдавленным голосом спросил он, опустив взгляд под ноги.

- Во-первых, здравствуйте. - Лицо его пошло красными пятнами.- Во вторых, у меня свободные вторник и пятница. После уроков, в три часа. В четверг у нас кружок английского. Приходи. И всё это бесплатно.
- А в три часа где? У нас?
- У нас в классе.

- Но в три часа у меня обед дома. Я не могу на голодный желудок. Какая может быть учёба, если кишки играют полонез Огинского. - Он развёл руками, мило улыбаясь. - Пообедаем вместе и примемся за язык.
- Спасибо. Я привыкла обедать одна.
- Значит вы отказываетесь?
- Почему же? Я тебе предложила. А с обедом просто. У вас последний урок в 2 часа кончается. Можешь сбегать пообедать. Я подожду, если что.

- Так значит вы по-прежнему не желаете, - мрачно и с какой-то затаённой болью произнёс он и вдруг злобно ощерился. - Пеняйте на себя!
 Елена Павловна опешила : это мгновенный переход от милой улыбки к злобному оскалу напугал её. Она вдруг осознала, какие неприятности могут её ожидать. И она не ошиблась.
 Уже поздним вечером раздался стук в дверь.

- Входите! - крикнула она, подумав, что это Великанов, которому опять не отыскать коробку спичек или нехватило соли для ужина, как было не раз.
 Но каково же было её удивление, когда в дверной проём протиснуло своё полное, грузное тело сама директриса.
- Вера Николаевна? - Она вскочила, в испуге. - Что случилось?

- Ничего-ничего. Извини за поздний визит, Леночка. Просто шла мимо и  подумала, а чего бы не зайти. Добрый вечер. - Она зачем-то потёрла щёки обеими ладонями и, поворачиваясь всем туловищем, оглядела комнату.
 –Вижу-вижу обустраиваетесь потихоньку.
Елена Павловна поняла, что она заметила новый узенький коврик у кровати и белую скатерть на столе.

- Это хорошо, замечательно. А  я зашла поговорить. В школе, понимаешь, поговорить по душам, честно говоря, не то что не дадут, а лучше меньше ушей. Ты, наверное, догадываешься о чём речь?
 -Игорь!? - мелькнуло молнией и подкосились ноги. Она осела на стул. Её била какая-то внутренняя дрожь. Испуганно, в растерянности она взглянула в глаза Веры Николаевны и отрицательно покачала головой.

- Странно, а я считала тебя более проницательной. А, вообще-то, простительно, ты приезжая, ещё не вошла в курс городской жизни. Ты должна знать, кто такой Роман Григорьевич Степанов. Знаешь? Напомню ещё раз. Секретарь городского комитета партии. Уважаемый человек.
 Елена Павловна облегчённо вздохнула и сразу успокоилась.

- Значит, Вахрамов ни при чём. Отчего испугалась? За Игоря? Или за себя?
- И с просьбой такого человека надо считаться. Не так ли? - Елена Павловна не скрыла иронии, с трудом приходя в себя.
- Вы зря смеётесь, Елена Павловна, зря. Роман Григорьевич много сделал для нашей школы. Спортзал, спортивное снаряжение, ежегодные ремонты, экскурсии для ребят - всё это его рук дело.

 Мы благодарны ему и платим за это уважением к нему и если он что-то попросил, ответить отказом  у нас не принято, дорогая Елена Павловна.
 -А я не отказываюсь помочь.
- Как не отказываетесь, если  час назад Роман Григорьевич позвонил мне сам лично. Вы, по словам его сына, отказались заниматься с ним индивидуально. При чём за плату, не просто как все мы, по долгу!- последние слова она прокричала с надрывом.

- А я не хочу за плату. Я хочу как все по долгу. По совести.
- Что значит по совести? На что вы намекаете?!
- Неужели вы не понимаете, что оценка Виктора будет куплена? Выходит одним оценка по знаниям, а другим за рубли. Так что ли?
- Ну зачем же так, Леночка. Ещё полгода занятий впереди. Парень он не глупый, а вы прекрасный специалист. А ему надо.
 
- Я знаю - его тянут на золотую.
- Что значит тянут? Вы оскорбляете весь коллектив школы.
- Простите, но об этом я слышу с первых дней  пребывания здесь.
- Не слушайте сплетен, Леночка, не слушайте. Все оценки у него заслужены, кроме английского. Не даётся ему язык. Так что надежда на тебя, Леночка.

Наша с тобой задача помочь ему дотянуться, пусть с натугой, с натяжкой, до заветной отметки. В его аттестате должны быть только пятёрки. Он заслуживает это. Я тебя прошу будь благоразумной. Ведь неприятности никому не нужны, ни тебе, ни мне.
- Какие неприятности?

- Не прикидывайся наивной, девочка моя! -  Взгляд её был сух и колюч.- Я хочу уйти на пенсию законно и с почётом и никто не должен помешать  мне это сделать. Тебе понятно?- Елена Павловна всё ещё в испуге обречённо кивнула головой.
- Хорошо, ты прости меня за резкость. Это всё профессиональное. Все нынче берут криком, а дурное, оно легче усваивается. Я порою ненавижу себя за это. Ну? Не обижайся. И ещё раз -  прости. Спокойной ночи.  До завтра.  А двери запирай.  Пусть соседи тихие, - она улыбаясь, кивнула в сторону кладбища, - но на бога надейся, а сам не плошай. Мудрая пословица.

  Елена Павловна долго не могла уснуть. Ей мешал не пережитый испуг от слов и поведения директрисы, а что-то тёмненькое, непонятное, что шевелилось в тайниках подсознания, порождая тревожное чувство надвигающееся угрозы, беды, что неминуемо ждёт её и что это связано с Игорем.  Почему появление директрисы у неё сразу вызвало образ мальчика?

У неё не возникло мысли, что с ним что-то случилось. Было что-то другое. Само имя его - Игорь- ворвалось в то мгновение каким-то парализующим ужасом неотвратимости беды, горя, несчастья, наказания, что непременно произойдёт сейчас, в этих стенах, здесь. Ведь Вера Николаевна УЖЕ ВСЁ ЗНАЕТ. Именно, что директриса знает что-то об ужасно порочном, постыдном, что Елена Павловна прячет, таит от всех, страшась разоблачения, сама ещё не сознавая в чём её порок и вина, и ужаснуло её от фразы : - Ты, наверное, догадываешься о чём речь?

 А что она знает? Что они могут знать? Чего я боюсь? Игорь? Что Игорь? Бедный больной мальчик, Ученик. Конечно, я испытываю к нему жалость. И восхищение. Чего скрывать, умный не по годам, начитан. Приятный собеседник. Да, мне хорошо в его обществе .И что? Чего я боюсь? Вот Степанова я боюсь. Наглый, да ещё говорят влюблённый в меня. Она мысленно рассмеялась. Надо же, влюблённый мальчик. Если я скажу да их предложению - что будет? А будет всё гадко.

- А Игорь? - Её словно ударило током. Она содрогнулась всем телом. - Господи, но это случайно и неожиданно и так смешно. Она, вспомнив сцену с шарфом, улыбнулась и ей вдруг стало легко и светло на душе. И все эти : директриса, Степанов, индивидуальные уроки, всё это стало таким мелочным, ничего не значащим, что отодвинулось куда-то вглубь памяти и забылось.