Малинское городище Гл. 5 Как правильно есть блины

Ефим Шейнис
Глава 5
 Как правильно есть блины

После отъезда Михаила Николаевича приятели редко бывали в доме польской графини. Приходили разве чтобы поменять книги. У каждого было дел невпроворот. Кроме школы Тарас помогал отцу в кузнице, Рон собирал ромашки, мяту и зверобой и делал лечебные настойки, а Марк помогал отцу в изучении швейной машинки Зингер.
Раскопки еще какое-то время занимали ребят, но ничего путного найти не удавалось, и их походы с лопатами на Лысую горку были, скорее желанием отдохнуть от домашних дел, хотя Тарас откопал старинный медный гребешок, который решил подарить Оле.
Отложив лопаты, они зажигали костерок, жарили на нем выловленную рыбу и строили планы на будущее. Тарас интересовался строительством железной дороги, которая вскоре пройдет через Малин; Марк решил поработать на бумажной фабрике – там можно было бесплатно получать тетради, а Рон еще не решил, кем быть и развлекал друзей, изображал сценку, как его отец, вручая таблетки очередному клиенту давал указание:
– Принимай по одной таблетке после еды пять раз в день.
На что больной отвечал:
– А где я возьму столько еды?
Весной поздно светает. Только что взошло солнце, облака покрылись желто-розовым светом, а серп молодого месяца побледнел и скрылся за горизонтом, куда уходила тьма. Друзья ускорили шаги, и вот уже привратник открывает калитку дома, в котором Марк и Рон так вкусно когда-то пообедали.
– А окна светятся в столовой, говорил я вам, будет завтрак, – заметил Рон.
Когда они сняли в прихожей ботинки и вошли, все уже сидели за столом.
– Заходите ребята, садитесь, вы немного опоздали, – радушно встретила их графиня. – Вот, познакомьтесь: Михаила Николаевича вы уже знаете, его жена Мария Васильевна, или просто тетя Маша. Мои внуки: Мишенька, Коленька и Симочка. За ними присматривает Лора, она – гувернантка из Австралии.
Гувернантка встала и поклонилась.
– Я ее выпросила у Маргариты, вдовы Коленьки. Мы ее учим русскому языку, а она нас – английскому.  Может быть, вы уже знакомы с Голдой? Нет? Она дочь нашего бухгалтера Меира Лишанского. Очень любознательная и развитая девочка. А это – мальчики, помогавшие Михаилу делать раскопки: Марк, Тарас и Рон. Зачем я вас всех собрала, вы узнаете немного позже, а сейчас, – она хлопнула в ладоши, – несите блины!
Дверь кухни распахнулась и с подносом, полным горячих пахучих блинов, в скромном закрытом платье с длинными рукавами и кружевным воротничком появилась Оля. Белый фартук напрасно прятал ее маленькую грудь, а наколки на причёске придавали кокетливый вид. Она обошла всех вокруг стола, и каждый снял себе блин. Около Тараса она чуть задержалась, и прижалась к его плечу. Их обмен взглядами и пробежавшую между ними искру заметила не только хозяйка.
– Оленька, поставь поднос на стол, ты будешь завтракать с нами. Сегодня последний день масленицы и мы должны его провести в мире и дружбе. Нельзя ссориться, обижаться или злословить. По поверьям, это чревато бедами и несчастьями на весь год. Кто не знает, как правильно есть блины, смотрите сюда. Она положила к себе в тарелку немного варенья, намазала его на блин, зацепила вилкой край блина и свернула его трубочкой.
– А теперь можно взять блин руками и есть. У каждого около тарелки лежит салфетка. Берите мед, сметану, икру, кто, что любит. Ребята, вы видели во дворе горку золы? Это мы сожгли чучело Масленицы, по поверьям Древней Руси, после этого быстрее уйдет зима, будет солнечное лето и урожайная осень. Ребята, вы учитесь в школе? Как долго у вас каникулы? Чем вы заняты? Вот ты, Марк?
– Я помогаю отцу. Учу стихи Пушкина. «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…»
– Марк, – подал голос Михаил Николаевич, – ты знаешь, кто такие хазары?
– Нет.
– Будет время, я расскажу. Тарас, а какие стихи учишь ты?
– «Думы мои, думы мои, лыхо мени з вамы! На що сталы на папири
сумнымы рядамы? Чом вас витер не розвияв в степу, як пылыну? Чом вас лыхо не прыспало, як свою дытыну?...»
– Да, Шевченко пришлось немало пережить, он ведь был крепостным. А ты, Рон?
– «Проказница-мартышка, осел, козел, да косолапый мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки, и сели на лужок под липки…»
– Это – Крылов. Его уже нет в живых, а басни его живут, – заметил Михаил Николаевич. – Значит, вы изучаете русский язык, это нужно. А математику? Кто из вас решит такую задачу: сколько сдачи следует получить с 1 рубля при покупке 1 пуда и 25 фунтов овса по цене 32 копейки за пуд?
После некоторого замешательства поднял руку Тарас.
– В одном пуде 40 фунтов. Надо найти, сколько стоит фунт: 32 разделить на 40, получится 4/5 копейки. Тогда 25 фунтов стоят 25 умножить на 4/5, получится 20 копеек. Тогда 1 пуд и 25 фунтов будут стоить: 32 прибавить 20, будет 52 копейки. С рубля сдача 100 отнять 52 ровно 48 копеек.
– Правильно, молодец. Будешь хорошим хозяином.
– Все поели? – прервала сына графиня, – а сейчас я объясню, зачем мы собрались. Мария Васильевна затеяла домашний театр и нам нужны артисты! Приходите после Пасхи, Оля вас позовет. Подумайте, какую сказку вы хотели бы поставить на нашей сцене и какую роль сыграть..
Когда Тарас проходил мимо Оли он тронул ее за руку и, оглянувшись, шепнул:
– Приходи сегодня на вечерку к Мельникам. Потанцуем.
– Приду, – скорее догадался по шевелению губ, чем услышал Тарас.