Белое и чёрное. Земля, ветер и огонь

Софья Лорес-Гурфинкель
В день 80-летия и в год пятилетия со дня смерти музыканта и композитора Мориса Уайта, мне хочется поговорить даже не только и не столько о нём, сколько о группе Earth, Wind & Fire, основателем, руководителем и лидером которой он был.

В этот юбилейный год Уайт отметил бы ещё и круглую дату своего творческого пути — некоторые источники гласят, что его карьера стартовала в 1961-м году. Уайт, обучавшийся в Чикагской консерватории игре на ударных, устроился студийным музыкантом в звукозаписывающую компанию Chess Records и участвовал в записи альбомов известных исполнителей, среди которых Этта Джеймс, Чак Берри и многие другие; присоединялся к джазовым ансамблям: поначалу к студенческим, а позднее, в 1966 году, вошёл в трио знаменитого джазового пианиста Рэмси Льюиса (который, кроме прочего, известен альбомом ”Mother Nature’s Son” 1968-ого года — сборник инструментальных обработок песен с вышедшего за месяц до этого «Белого» альбома The Beatles).

Уайт успел сделать немало: выступить музыкальным продюсером фильмов «Поездка в Америку», «Тайный брат», «Пропавшие миллионы», популяризировать африканский инструмент калимбу, упрочив её место в поп-музыке (в 1996 году он даже создал собственный лейбл Kalimba Records). Но главное дело его жизни — конечно, группа Earth, Wind & Fire (сокращённо — EWF).

Несмотря на то, что на музыкальной арене Earth, Wind & Fire, вероятно, из-за песен — визитных карточек “September“ и “Boogie Wonderland“ с крайне «танцевальным» звучанием, позиционируются как диско-группа, попытки творить в других жанрах, даже в роке, оказались одинаково успешными, а первенство стоит отдать ритм-энд-блюзу, соулу и фанку. Кому-то традиционное звучание Earth, Wind & Fire с мощной духовой секцией, богатым многоголосием может показаться бравурным, слишком торжественным, а мужской вокал в верхнем регистре — неестественным и нелепым, но при этом невозможно отрицать, что их музыка — чистейший профессионализм, а их творчество в целом — гораздо более сложное и тонкое искусство, чем кажется при первом рассмотрении.

Участники группы отмечали перфекционизм Уайта: он стремился всё довести до безупречного состояния, до кристальной чистоты, до идеала. Этот подход виден и по самим песням и их студийным версиям: композиция и длительность каждой песни выверены и сбалансированы, виртуозно продумана аранжировка и расставлены акценты, превосходные гармонии и умеренные тексты без «не знаю, что сказать, поэтому скажу это», безупречное сведение и мастеринг: найти оплошность вряд ли возможно; и по обложкам альбомов: каждая из них яркая, привлекательная, и притом на подавляющем большинстве из них соблюден принцип симметрии; по публичным выступлениям с отрепетированной игрой, вокалом и хореографией, что называется, «так, чтобы от зубов отскакивало».

Морис Уайт, увлечённый восточными философиями и духовными практиками, назвал группу в честь трёх стихий — земли, воздуха и огня. Тексты песен не затрагивают тему борьбы с расовой сегрегацией и не ограничиваются любовной тематикой: EWF поют о красоте окружающего мира, духовном росте и внутренней мотивации, всеобъемлющей любви как о состоянии души, силе человеческого духа и разума. Но и песни о любви преисполнены нежности, трепета и искренних чувств как в исполнении, так и по содержанию. Лидер группы считал, что его музыка должна носить не развлекательный характер, а способствовать самосовершенствованию и просветлению. Уайт был очарован Египтом, что отразилось на дизайне обложек нескольких альбомов: ”All 'n All”, ”I Am”, ”Raise!”, ”Millenium”, ”The Promise” обезличены и содержат элементы египетской культуры — пирамиды, сфинксы, анх и прочее.

Earth, Wind & Fire — это, говоря простыми словами, красивая музыка, а танцевальный дух многих композиций, если не вдохновляет на танец, то придаёт сил буквально на физическом уровне. Группа, созданная в 1969 году, функционирует до сих пор, хотя Морис Уайт давно выбыл из игры по причине болезни Паркинсона, которая стала причиной его смерти 4 февраля 2016 года.

2021