Обманчиво чернокожий Бобби Колдуэлл

Софья Лорес-Гурфинкель
Обманчиво чернокожий Бобби Колдуэлл. "What You Won't Do For Love", или как стереотип мешает прославиться

С высокой вероятностью ошибусь, выдвигая следующее робкое предположение: вы могли слышать песни Бобби Колдуэлла. Однако с большей вероятностью это имя станет для вас открытием. Возможно, вы слышали кавер Джона Ледженда на песню "Open Your Eyes". Возможно, вы слышали "Next Time (I Fall)" в исполнении дуэта Питера Сетера и Эми Грант, специально для которых она была написана. И, возможно, вам знаком флагман творчества Колдуэлла, бессмертный хит "What You Won't Do For Love".

Сегодня, 15 августа 2021 года, крайне одарённый, несправедливо недооценённый джазовый автор песен, певец и композитор празднует 70-й день рождения. О Бобби известно мало, поэтому, чтобы не ошибиться в изложении его биографии, подробнее расскажу о его творчестве и попытаюсь разгадать секрет неуспеха.

Дебютный альбом Колдуэлла "What You Won't Do for Love" был многообещающим стартом карьеры. Девять богато аранжированных композиций — задействованы как традиционные для джаза медные духовые, так и струнные ансамбли, — эталонные произведения R&B, соула, smoth-джаза (как обозначил кто-то из моих знакомых, с «зефирным» звучанием).

Прежде чем выпустить альбом, пришлось пройти долгий путь: релиз состоялся, когда артисту исполнилось уже 27 лет. Впрочем, это не единственный и не рекордный случай относительно позднего дебюта. Например, одногодка Бобби Колдуэлла Стинг появился в информационном поле немногим ранее.

Колдуэлл родился и рос в Майами в музыкальной семье, поэтому воспитывался на творчестве Нэта Коула, Эллы Фитцджеральд, Тони Беннетта и других. Он быстро понял, что хочет связать свою жизнь с музыкой, в юношестве освоил фортепиано и гитару, играл с любительской группой. Лишь в 1978 году он заключил контракт на выпуск альбома c лейблом ТК Records.

Клип на песню "What You Won't Do for Love" не вполне сочетается с ней, но отражает территориальную принадлежность Колдуэлла и становится одним из малочисленных источников информации о его внешности: мы видим молодого светловолосого человека с бородой, похожего скорее на кантри-музыканта, а антураж тихоокеанского побережья скорее проиллюстрировал бы регги, а не джаз.

Альбом снискал особую популярность среди темнокожей аудитории, и менеджеры решили сделать на это ставку. Так как на обложке альбома не оказалось портрета музыканта, а лишь загадочный силуэт мужчины на скамейке, многие решили, что Колдуэлл — темнокожий. На обложке второго альбома "Cat In The Hat" успевает появиться портрет джазмена, но впоследствии его лицо не афишируют, поддерживая легенду о принадлежности Колдуэлла к негроидной расе.

Зрители удивлялись, когда на сцену выходил белокожий голубоглазый певец. До сих пор в комментариях к трекам или немногочисленным записям выступлений Колдуэлла на YouTube можно встретить возгласы наподобие: «А когда вы узнали, что автор "What You Won't Do For Love" — белый?!» Однако в целом это не вызвало особенного ажиотажа и не способствовало обретению громкого имени.

Для последующих альбомов Колдуэлла ("Carry On", "Heart Of Mine", "Where Is Love") характерно искусственное звучание, отличное от безупречного звука живых инструментов из первых релизов, обилие сэмплерных, синтезированных инструментов. Подтверждений этому нет, но я нахожу объяснение в том, что Бобби, ввиду его безвестности, попросту не хватало средств для платы сессионным музыкантам, длительной аренды студии, поэтому он был вынужден обходиться скудными ресурсами. Нельзя, конечно, исключать и того, что этого требовали эстетические представления композитора об аранжировке, его вкус, либо же это попытка вписаться в стиль и моду музыки 80-х.

Это, разумеется, нисколько не портит песни Бобби Колдуэлла и придаёт им особый шарм, поскольку в их основе всё равно виртуозный, проникновенный вокал, прекрасные мелодии, разнообразные джазовые гармонии и, что не менее важно, крепкий текст. Но, слушая эти композиции, понимаешь, насколько богаче они могли бы звучать.

В 90-е, помимо песен собственного сочинения, Бобби записывал под духовой оркестр и выпускал сборники джазовых cтандартов и не только ("Tomorrow", "Smile", "The Best Is Yet To Come", "Beyond The Sea", "Luck Be A Lady"). В этот период его голос походил на Фрэнка Синатру больше, чем голос самого Синатры походил на себя. Густое звучание этих композиций резко контрастирует с аранжировками собственных песен Бобби по описанным выше причинам. В нулевые Бобби — частый гость ТВ-программ и джазовых фестивалей. В настоящий момент концерты джазмена массово отменяются: поклонники молятся о его здоровье, пошатнувшемся из-за осложнений от медикаментов.

Пожалуй, прихожу к выводу, что не существует ни формулы, ни неоспоримого определения успеха, особенно творческого. Есть стечения обстоятельств, способствующие прославлению. И есть музыка Бобби Колдуэлла, о которой я вам поведала и сделала её чуточку более вечной.

2021