Зрение Стиви Уандера

Софья Лорес-Гурфинкель
Порой мне кажется, что мироздание заключило с ним договор: мол, чувак, мы тут немного лоханёмся сразу после твоего рождения, но в долгу не останемся — заплатим сполна!

Так и вышло: младенцем Стиви ослеп из-за недоношенности и ошибки медсестёр. Но взамен зрения был одарён огромным музыкальным талантом, упорством — чтобы этот талант развивать, и поддержкой семьи, особенно матери, благодарность которой Уандер произносит едва ли не на каждом концерте, и это абсолютно оправданно и справедливо.

Правда, в то, что Уандер совсем лишен зрения, я не могу поверить. И в теорию о том, что он на самом деле зрячий, а слепота — рекламный ход, я не верю тоже.

Этот человек не только добился большего, чем многие зрячие. Он и видит гораздо больше. Да-да, именно видит!

У меня тому есть как минимум три примера.

Первый пример. Песня "Visions" — «Видения». Название уже говорит само за себя. Герой красочно описывает мир, по которому он странствует в сознании, говоря скорее о чувственном восприятии этого мира. И неустанно задаёт себе вопрос: «Или это всё же видения?»

Второй пример. Песня об уходящей любви "Lately". Герой наблюдает за тем, как возлюбленная отворачивается от него, и понимает, что любовь рассыпается, но ничего не может с этим сделать. В какой-то момент он смотрит на себя в зеркало — вполне возможно, это метафора интроспекции.

Третий пример. "Ribbon In The Sky". Он неоднократно повторяет: "There's a ribbon in the sky for our love" — «Ленточка в небе для нашей любви». Центральный образ песни. Но что он означает, каждый решает сам: от простой свадебной ленты, высоко взмывшей, до следа от самолёта. Не говоря уже о многочисленных улыбках, которые он описывает. Например, припев песни "For Your Love" (которая заявляет: «я вижу не хуже вас», как говорится, в лоб): «Ради твоей любви я могу сделать всё что угодно, лишь бы видеть твою улыбку».

(В любви Стиви Уандер человек гиперчувствительный и чуткий, судя по текстам песен, которые в большинстве своём именно на эту тему.)

И таких примеров множество. Но не каждый может разглядеть то, что видит Стиви. А видит он много, и не только то, что на поверхности, но и в глубине, он приглядывается к деталям. Потому что его зрительный орган — сердце.

Если так много можно сказать о его текстах, то сколько можно сказать о музыке? Впрочем, если говорить о тексте — вполне нормально, то о музыке говорить излишне, её надо слушать. Но одно всё же скажу: непредсказуемые гармонии Уандера меня сводят с ума — в хорошем смысле.

У меня есть собственный плейлист его композиций, и каждая из них — бриллиант. Слушайте Стиви Уандера!

2020