Коротко о мифе Сальери

Софья Лорес-Гурфинкель
«Восемнадцатого августа 1750 года в Италии родились одновременно два персонажа: один из реальной истории музыки, а другой — из маленькой трагедии Александра Пушкина. По роковому стечению обстоятельств они до сих пор носят одно и то же имя: Антонио Сальери» © А. Волков.

Антонио Сальери неизменно ассоциируется у аудитории с убийцей В. А. Моцарта. Обстоятельства смерти венского классика установить сложно и сейчас, по прошествии нескольких веков, несмотря на появление новых технологий. Но версификация А. С. Пушкина сработала как чёрный пиар: имя великого Сальери очернено навсегда.

Сальери родился в маленьком городке Леньяго в семье торговца. Антонио стал заниматься музыкой только благодаря старшему брату, Франческо, впоследствии стал брать уроки игры на клавесине у местного органиста, ученика небезызвестного падре Мартини.

Антонио рано осиротел, но под опеку его взяла богатая аристократическая семья из Венеции. Юный музыкант недолго прожил там: на талантливого юношу обратил внимание придворный композитор Иосифа II Флориан Леопольд Гассман и увез с собой в Вену. Всего в двадцать четыре года Сальери занял место Гассмана после его смерти.

При дворе Иосифа II положение музыканта было нестабильным, но относительная свобода и дух соперничества быстро сделали его успешным композитором. За всю жизнь Сальери написал более четырёх десятков опер; был награждён Орденом Почётного Легиона; на зрелые годы композитора пришёлся пик его популярности.

Также он снискал славу выдающегося педагога. В списке его звёздных учеников известные каждому имена: Бетховен, Шуберт, Лист, Черни.

Сальери скончался 7 мая 1825-ого года. Последние годы жизни композитора были омрачены всё шире распространявшимися сплетнями о причастности Сальери к смерти Моцарта. Попав в клинику для душевнобольных, Антонио перестал опровергать эти слухи, но не исключено, что этот факт является догадкой. Репутацию Сальери как убийцы Моцарта прочно подкрепили не только драма А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», но и одноимённая опера Римского-Корсакова, пьеса Питера Шеффера «Амадей» и основанный на ней фильм Милоша Формана. Дурная слава истощила былую популярность Сальери, не просто сведя её на ноль, а уронив до минуса.

2017