Имельда Маркос. Как The Beatles обидели...

Софья Лорес-Гурфинкель
Имельда Маркос: как The Beatles обидели первую леди Филиппин

В течение двадцати лет с 1965-ого по 1986-ой год на Филиппинах была установлена диктатура Фердинанда Маркоса. Фактически президентом страны был именно он, но супруга Маркоса, Имельда, обладала неограниченными полномочиями и привилегиями. Власть была захвачена четой Маркос, установившей практически авторитарный режим.

«На ту беду» в июле 1966-ого года в рамках мирового турне в Манилу — столицу Филиппин, приехали The Beatles. В аэропорту их, по сложившейся традиции, ожидало несколько тысяч фанатов (некоторые источники указывают на отметку в пять тысяч). Сразу после прибытия The Beatles были изолированы от сопровождающей группы и багажа и увезены, как оказалось позднее, на яхту. Нил Аспиналл утверждал: «Там были военные и какие-то бандиты в рубашках навыпуск, с короткими рукавами, у всех оружие выпирало из-под одежды. Эти парни втолкнули битлов в лимузин и повезли прочь, не позволив им взять с собой их «дипломаты». Вещи оставили на посадочной полосе».

Сопровождающая группа в лице Брайана Эпстайна, Мэла Эванса, Тони Барроу, Нила Аспиналла и водителя Альфа Бикнелла и сами битлы так и не поняли, зачем последние понадобились на яхте. На судне в открытом море проводилась светская вечеринка для состоятельных филиппинских господ, и Битлз оказались в числе приглашённых гостей. Брайану и его команде удалось вызволить музыкантов только к четырём утра следующего дня.

Пока ничего не подозревающие The Beatles набирались сил после утомительного «отдыха» на яхте, надвигалась катастрофа. В дверь их номера тарабанили местные импресарио, утверждая, что квартет опаздывает на приём к президентской чете во дворец. Это всех ошеломило: никто не получал официального приглашения — оно возникло из ниоткуда. Брайан вежливо ответил, что группа не может там присутствовать и отклонил приглашение. «Передайте, пожалуйста, глубокоуважаемой госпоже Маркос наши искренние извинения», — добавил он.

Телевидение освещало торжественный приём в прямом эфире. Дикторы комментировали: «Битлз будут здесь уже в считанные минуты», «Имельда с нетерпением ожидает визита ансамбля», «Кажется, гости задерживаются». Когда же стало ясно, что гости не приедут, на телеэкранах возникло заплаканное лицо Имельды, вопящей: «Они оскорбили меня!»

Группа дала два концерта в ужасных условиях царившего бардака, устроенного перестаравшимися импресарио. Один из них должен был состояться перед несколькими десятками тысяч зрителей, но, согласно воспоминаниям Джорджа Хариссона, публика насчитывала двести тысяч человек: «Мы как будто оказались на Монтерейском фестивале».

Началась кампания по дискриминации и травле The Beatles. Газеты и таблоиды писали о том, как несправедливо они поступили по отношению к Имельде, взбешенные патриоты митинговали под окнами отеля, где остановились Битлз, и бросали в их окна кирпичи. Все чудом остались целы, пострадавшие появились уже позже, когда группа пыталась вернуться в Великобританию.

Ситуация усугублялась. The Beatles, Брайан, Мэл, Альф, Нил и Тони долго пытались попасть в аэропорт: их отказывались везти, солдаты на КПП указывали им неверный путь, из-за чего они долго кружили вокруг аэропорта. Оказалось, что служащие аэропорта получили приказ: не содействовать The Beatles. Когда они и их команда, нагруженные чемоданами, инструментами и аппаратурой, подходили к эскалаторам, те останавливались. После того, как они всё же оказались наверху, эскалаторы, как по волшебству, продолжали работу.

The Beatles долго не могли зарегистрировать на рейс, их багаж был отправлен не туда, они были уязвимы перед нападками разъярённой толпы. От рук диких филлипинцев пострадал водитель Альф: его скинули с лестницы, сломав бедро и позвоночник (а по некоторым указаниям — рёбра). Джон Леннон позднее вспоминал, что им с Полом пришлось спрятаться среди монахинь, чтобы избежать судьбы Бикнелла.

Неприятности на том не закончились: последним испытанием стала задержка рейса. Прямо перед взлётом Тони Барроу и Мэла Эванса потребовали выйти из лайнера, что очень напугало последнего.

После возвращения члены «Ливерпульской четвёрки» утверждали в интервью, что обязательно бы сбросили атомную бомбу на Филиппины, будь у них таковая.

2017