Поборники веры православной

Юрий Лазин
ПОБОРНИКИ ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ.

 Я не стремлюсь в этой статье перечислить хоть сколько нибудь поборников православия. Я хочу сравнить всего лишь троих из них. Это два князя и боярин. Все они просияли во времена монголо татарского ига на Руси.  Это князь Михаил Всеволодович черниговский с боярином Феодором и князь Александр Невский. Все они канонизированы русской православной церковью, однако, всё по порядку.

Первое, что сделал хан Батый, это постарался посчитать население, чтобы определиться в количестве собираемой дани. Дань была не только золотом, но и людьми. Брали в орду детей, дань называлась-тамга. Брали воинов. Это была дань крови.
В самом начале, ханы для сбора дани пользовались откупщиками. Эти богатые люди  покупали у хана право на сбор дани в определенной земле, а затем нещадно грабили население, забирая вдвое больше положенного. Население порой жестоко расправлялось с ними и на место откупщиков пришли монгольские баскаки, которые тоже грабили нещадно. Русские люди их боялись. Всё же ханские чины. Но и их, порой, убивали повстанцы. За смерть баскаков хан жестоко мстил. Для того, чтобы навести порядок среди данников, хан стал раздавать ярлыки русским князьям, давая им право управлять землями с тем, чтобы они и баскаков защищали. Здесь нужно отметить, что хан искуссно плел интриги между русскими князьями, заставляя их бороться между собой за власть. Хан Батый всячески старался разобщить русских князей и это ему удавалось. Впоследствии эту политику продолжили его наследники.

Надо отметить, что согласно одному из законов Яссы Чингизхана, монголы с уважением относились к религиям и верованиям всех народов. Сами же поклонялись Солнцу и кусту. К православию они так же отнеслись с уважением. Священников освобождали от дани, а в столице Золотой орды позволили открыть русскую православную епархию в 1261 году. Были монголы, в том числе и высокопоставленные, которые приняли православную веру и даже осели на Руси, создав несколько русских аристократических родов. Известно, что Борис Годунов имел монгольские корни. Однако, монголо татары требовали от всех инакомыслящих такого же уважения к своим верованиям, какое проявляли сами. Поэтому каждый князь, который приезжал в Орду, должен был, прежде чем войти к хану, пройти через очистительный огонь(костры горели по обе стороны от прохода) поклониться их умершим предкам, изображению солнца и куста.

Наивные монголо татары думали, что среди людей нет тех, кто уверены в том, что их вера единственно истинная и поэтому изменять ей нельзя. Такими людьми оказались христиане. Язычникам было проще. Все они знали, что идолов у разных народов очень много и об их значимости судили не по истине, а чаще всего по тому, из чего они сделаны и каких они размеров. Если из золота, то это лучше, чем из серебра. Но почтить чужого идола не запрещалось. А иди знай, какой идол сильнее? У православных поклонение идолам, даже разовое, считалось предательством по отношению к Единому Богу, Пресвятой Троице, к Господу Иисусу Христу.

В 1245 году хан Батый потребовал к себе князя Михаила Всеволодовича черниговского  для того, чтобы дать ему ярлык на княжение в Чернигове. Отказаться было равносильно смерти, поэтому Михаил Всеволодович поехал, но не один, а с боярином Феодором, который захотел разделить его участь. Оба они были искренними в вере и перед поездкой посетили своего духовника епископа Иоанна. Ему они и рассказали, что едут на смерть, поскольку кланяться идолам не будут. Услышав это, епископ Иоанн одобрил их решение и дал им в путь Святые Дары. Чтобы они могли перед смертью причаститься. Князь Михаил и боярин Феодор были людьми уже не молодыми. У князя уже внук был князем и подвизался в Орде за получением ярлыка для себя в числе других князей. Приехав в Сарай, князь и боярин отказались кланяться идолам. Другие князья и внук князя Михаила, просили их сделать это и обещали что сами понесут  за них  дополнительную епитимью. Сами то они уже у хана были и идолам поклонились. Мол не по убеждению, а по необходимости. Однако князь Михаил Всеволодович сказал:" Не погублю души моей. Прочь слава телесного мира". После этого князь с боярином причастились  Святых Даров и стали ждать своих палачей. Палачи от разгневанного хана вскоре явились и стали нещадно избивать князя Михаила, после чего ему отрубили голову. Боярину Феодору было предложено поклониться идолам и получить княжеский ярлык вместо князя Михаила, но он отказался. Его постигла та же участь. Их тела были брошены на растерзание ханским псам, но те не стали их есть. Спустя некоторое время, русские князья забрали их тела для достойного погребения. Их мощи впоследствии были перенесены на Русь.

Ну, что сказать? Ситуация бескомпромисная. Князь и боярин без лукавства, ценой мученической кончины, сохранили верность Господу  Иисусу Христу. Они не единственные мученики, которые покрыли себя мученическими венцами в те годы. В 1237 году после битвы на реке Сить, где русская рать была разбита татарами Батыя в плен к ним попал зять князя Михаила Черниговского, князь  ростовский Василько. Ему татары предложили службу у хана Батыя, но он отказался. Был убит. Причислен к лику святых.

Много ли было тех из князей, кого убили в Золотой орде? Думаю, что гораздо меньше, чем тех, кто получил от татар ярлык на княжение. А таких мучеников, как князь Михаил, князь Василько и боярин Феодор вообще не сыскать. Убивали татары провинившихся князей, или тех, на кого поступил донос от князей конкурентов. Если до нашествия татар князья воевали между собой своими дружинами, то под татарами начали убивать конкурентов руками татар. При этом, имели собственные дружины и по призыву шли воевать за хана на кого бы он ни пошёл войной. Передача воинов хану называлась данью крови. Воины редко когда возвращались домой.

Этим колаборационизмом никого нельзя было удивить. Это было сплошь и рядом. Победитель всегда приказывал побежденным прийти с воинами, чтобы пустить их в первых рядах и сохранить свои, верные ему, войска. Думали ли русские князья о том, чтобы объединиться против татар? Возможно. А может думали, как напасть на соседа? И такое тоже бывало. Беда не сплотила русские княжества в борьбе против монголо татар.

А теперь ещё один князь, причисленный к лику святых в русской православной церкви. Александр Невский. Прославленный полководец, который ещё в юности возглавил новгородские войска и победил в 1240 году шведов на Неве, а в 1242 году немцев на Чудском озере. И это были не единственные его победы. Литовские дружины, после нескольких поражений дружине Александра Невского, стали одного его имени бояться и перестали нападать на Русь.

В 1237 году хан Батый разорил почти всю Русь. До Новгорода монголо татары просто не дошли. И лето закончилось, и места гиблые. Но Батый решил не идти на завоевание Новгорода, а позвать князя Александра и предложить ему подчиниться. Дать ему ярлык и получать от него дань с Новгорода, который Батый не завоевал. Это, конечно, наглость, но кто знает. Князь Александр талантливый полководец, но разве сможет он выступить против 200 тысяч? Зато войско Батыя не только возьмет Новгород, но и разорит окрестности. Расчёт оказался верным. Александр Невский прибыл в Сарай и поклонился идолам монголов. И это не смотря на то, что в орде был отравлен его отец, князь Ярослав.
Князь Ярослав был отравлен не в столице Золотой орды Сарае, а в Каракоруме. Столице Чингизхана на территории нынешней Монголии.

5 раз князь Александр Невский приезжал в орду за ярлыком и кланялся их идолам. Он близко познакомился с сыном хана Батыя, Сартаком и преемником хана Берке. Эти связи он использовал для того, чтобы дипломатически избавить Русь от карательных набегов монголо татар. И ему это удавалось. В целом он получил от ханов Батыя и Берке ярлыки на княжение в Новгороде, Владимирском княжестве и Киеве.

Некоторые историки обвиняют Александра Невского в том, что он помог татарам подавить восстание владимирского князя и даже предупредил их об этом. Княжил во Владимире его родной брат Андрей. Повстанцы стали убивать ханских баскаков, но некоторые из них сбежали в Новгород и князь Александр заступился за них. Потом он повёл новгородскую рать во Владимир и восстание подавил. Кого-то казнил. Брат Андрей бежал в Швецию. Князь Александр отправился в орду с данью и богатыми дарами, чтобы избежать карательной экспедиции монголо татар.

Через 4 года он выпросил для брата Андрея прощение и ярлык на правление Суздальским княжеством. Это лишь один эпизод дипломатии Александра Невского. Их было много. В 1261 году по его просьбе, в Сарае была открыта православная епархия. В шестой раз он поехал в Каракорум, откуда вернулся больным и вскоре умер в возрасте 42 года. Перед смертью он принял постриг в монахи под именем Алексей и умер. В 1380 году его правнук, Дмитрий Донской разбил монголо татар на Куликовом поле. Русь окрепла и смогла собрать силы для освобождения от монголо татарского ига.

Некоторые историки противопоставляют князя Михаила и князя Александра. Мол, первый был честен перед Богом и пострадал за Христа вместе со своим боярином Феодором. Кто-то злословит князя Михаила за то, что не поклонился идолам ради Чернигова и его жителей. Оставим на их совести их злопыхательство. Оба князя и боярин Феодор были обоснованно причислены к лику святых. Черниговские мученики пострадали за Христа. Александр Невский шесть раз шёл на унижение ради Руси. Да, он лицемерился перед ханами, но не ради себя. Он заложил основу будущей победы над монголо татарами. Лично себе ничего не искал. Воспитал достойных детей. Стал примером для многих князей и граждан России.

А теперь маленький экскурс в историю христианства.

С апостольских времен и до принятия Византией христианства, языческая римская империя всячески подвергла преследованиям последователей Господа Иисуса Христа. Не каждый римский император этим занимался, но христиане преследовались язычниками, которых было большинство. Да, если не брать многочисленные казни христиан, травлю их дикими зверями в амфитеатрах в угоду языческой публике, то чаще всего христиан заставляли поклоняться языческим идолам и вкушать идоложертвенную пищу под угрозой смерти. Понятно, что были мученики, которые погибли за Христа, но больше было тех, кто сломался. И то сказать, какими наивными людьми нужно быть, чтобы поверить в то, что христианин, вкусивший идоложертвенной еды под страхом смерти его и его родных, станет язычником. Многие ели. Да чтобы от них отстали. Христа Бога же не забывали. И вот наступил 303 год от рождества Христова, когда император  Римской империи, Константин Великий, своим указом признал христианство второй государственной религией. С этих пор гонения на христиан прекратились. Но ещё свежи были воспоминания о том, как многие гонимые язычниками христиане шли на поклонение идолам, чтобы спасти свои жизни. Этому надо было дать оценку. И вот, в 315 году, в Анкире (нынешняя Анкара) собрался поместный собор. Не вселенский. Но на этом соборе были приняты многие решения, важные для христиан того времени. Всего числом 25. Шесть из них определяли меру ответственности за измену христианина Иисусу  Христу. О чем там говорилось:

Никто не был отлучен от церкви.
Если человек охотно ел идоложертвенное, то его отлучали от причастия на 6 лет.
Если ему насильно пихали в рот мясо, то отлучался он от причастия на 2 года.
Если это был священнослужитель, то от причастия он отлучался на 6 лет и терял право служить в храме. Это было самое суровое наказание.
Были и другие наказания.
Но никого не отлучили от церкви. Дали понять, что это важно самим людям. Каждому в отдельности. Поскольку сроки совершения таких отступлений от веры бывали давними и люди сами сознавались в этом на исповеди, то священством учитывалась  их откровенность.  Это было почти за тысячу лет до монголо татарского нашествия на Русь.

Русские люди не знали о решениях Анкирского поместного собора 315 года. Они не воспринимали лицемерие перед язычниками, как оправдание перед церковью и Христом. Они просто жили и давали оценку своим действиям в сердце и на исповеди.