Безстрашие

Борис Аверин
                Посвящается памяти
                полковника милиции
                Николая Михайлович Кривцова

                «Безумству храбрых поём мы славу»
                Максим Горький

                БЕЗСТРАШИЕ

                Глава первая
  В служебном кабинете, за рабочим столом, сидел полковник милиции, заместитель областного управления УВД. Он был увлечён чтением документа, поступившего из Москвы.В процессе чтения, пропадал блеск его глаз, он хмурил лоб, не произвольно постукивал шариковой ручкой по столу. Ему что – то не нравилось в читаемом тексте.

  В дверь постучали. – Войдите! Порог переступил подполковник милиции. Полковник поднял голову. – Слушаю Вас, Сергей Иванович.      

  Вошедший офицер был возбуждён. – Товарищ полковник, известно место нахождения, ускользающего от ареста, разыскиваемого главаря бандитской группировки, по кличке «Варан». Сейчас он в ресторане Нептун, в южном районе города. Там он встречается с двумя не известными мужчинами. Я доложил обстановку оперативному дежурному ОМОН.

  Полковник, мгновенно поднялся из – за стола, открыл сейф, и положил, в него, читаемый документ. Молча, запер его. Внешне, он не показывал тревоги, или волнения.Но его сердце ускорило ритм. Он вспомнил, встречу с этим бандитом, которая состоялась случайно. В то время, он, будучи начальником районного отделения милиции, с группой подчинённых, выезжал на пресечение драки в кафе, по звонку хозяина заведения. Там был «Варан». Увидев прибывших милиционеров, мгновенно скрылся. Только его и видели.

  Полковник быстрым шагом направился к двери. На ходу бросил. — Я поехал туда.
— Пистолет возьмите, Михаил Николаевич! — Возбуждённо, подчинённый предложил начальнику. — Нет! Могу пристрелить!

  Чёрная KIA мчалась по городу. Прохожие и водители автомобилей обращали на неё внимание. Она ехала с превышением скорости, с нарушением правил дорожного движения. Кто знал по номерным знакам принадлежность автомобилей организациям города, понимали, что кто – то из руководства милиции очень торопится.

  — Саша, поедем по дворам, чтобы нашу машину не заметила охрана бандита. Он теперь в таком ранге, что, без охраны шага не делает.

  Квартал, не доезжая до ресторана, автомобиль с полковником, свернул на улицу, параллельную улице, на которой располагался ресторан.
Михаил Николаевич быстрым шагом, шёл по дворовым территориям, прижимаясь к стенам домов, стараясь быть не заметным.

  В здание ресторана он вбежал со служебного хода. Не зная плана здания, оказался на кухне. — Как пройти в зал ресторана? — Громко обратился к женщинам, занятых своими делами.

  Они повернулись к полковнику. В их глазах было удивление. По тону милиционера они поняли, что в ресторане разворачиваются серьёзные дела. — Я покажу! — Ответила одна из них, и быстрым шагом пошла вдоль кухни. — Идите за мной, товарищ полковник. Кого - то задерживать будете?

  — Да! — На ходу пробурчал офицер. Двери в зал ресторана были прикрыты портьерами. — Остановитесь, не входите в зал. Твёрдо сказал милиционер.
 
  Он остановился у портьеры, и скрываясь за нею, осмотрел зал.  За столом, у второго окна, сидели мужчина и женщина. В дальнем конце зала, у стены, за столом находились четверо. Двое мужчин и две дамы.

  — Интересно! Почему нет бандитской троицы? Может быть я опоздал? Группе захвата некого будет захватывать. Неожиданно, справа, в конце зала, открылась дверь. Из неё выходил официант. Михаил Николаевич это понял по его одежде: чёрный сюртук, на шее бабочка, на руке полотенце.
Милиционер догадывался, что бандиты находятся в комнате, из которой вышел официант. — Хитрый «Варан», очень скрытен. — Подумал он, и решил не выходить из своего укрытия до встречи с официантом.

  Официант оказался рядом с полковником. От неожиданности вздрогнул. — Не пугайтесь, уважаемый. Я, полковник Кравцов. Быстро расскажите план комнаты, и кто в ней?

  — Напротив двери, в четырёх шагах от двери круглый стол. Сзади стола окно. За столом обедают трое. Если смотреть от двери, то в центе мужчина представительный, наверное, лет пятидесяти. Слева, и справа от него мужчины помоложе, наверное, лет тридцати пяти – сорока. Сидят лицом к двери.

  — Я должен их задержать. — Спокойно сказал милиционер. — Вы войдёте в комнату. И, тихо, добавил, — я, вслед за Вами.

  К заветной двери подошли, как условились. Михаил Николаевич успокоил официанта, — не бойтесь, с Вами ничего не случится. Официант отворил дверь. Войдя, шагнул в сторону. Сидевшие за столом, подняли глаза. Перед ними был полковник милиции.
В ту же секунду, Михаил Николаевич был уже перед столом, и, неожиданно для гостей ресторана, перевернул его на них.

  Стол был массивным, рассчитанным, человек на десять, тяжёлым. Сидевшие за столом не успели сообразить, что произошло, как оказались накрытыми скатертью, посыпавшейся со стола посудой, придавленными тяжёлым столом.

  Полковник на второй секунде был возле них. В его голове была одна мысль, — нейтрализовать «Варана». Посетители ресторана, оказавшись в сложной ситуации, пытались освободиться из плена. Милиционер ударом кулака обездвижил мужчину, который был в середине. Затем, точно так же, поступил с двумя другими.

  Михаил Николаевич отличался от сослуживцев огромным ростом, за два метра, и силой. Его кулак был размером двух кулаков мужчины среднего роста. Его особенные физические данные, не раз выручали в трудных ситуациях, помогали успешно решать служебные задачи. 

  В раскрытую дверь вбежали сотрудники группы захвата. Михаилу Николаевичу ничего не оставалось делать, как только, идти в автомобиль, ожидавший его в соседнем дворе. Он вышел из комнаты в общий зал ресторана. Его встретил водитель автомобиля, с монтировкой в руке.— Саша, поедем на работу, — тихо сказал Михаил Николаевич.


                Глава вторая
  Легковой автомобиль, не выделяясь, ехал в городском потоке машин. — Товарищ полковник, — обратился водитель к своему начальнику, — как Вам удалось задержать подозреваемых преступников быстро, и тихо? Сказал бы, не заметно для окружающих?

  — Сила есть, ума не надо! — С улыбкой отшутился полковник. Зазвонил мобильный телефон, лежавший между передними сидениями. Михаил Николаевич взял телефон. — Начальник звонит. — Произнёс он. — Слушаю Вас товарищ генерал. Прослушав слова начальника, чётко ответил, — Да, здесь прошло задержание спокойно. Вас понял, что ехать в Лермонтово, к Синицыну. Разобраться в чепэ, принять меры, и доложить Вам по спец связи.

  — Саша, крути назад. Поедем в Лермонтово! — Громко обратился полковник к водителю.
  Автомобиль двигался по трассе с большой скоростью. Снова зазвонил телефон. — Михаил Николаевич, это Виктор Сергеев, из Краснодара. — Добрый день, Виктор, я рад Вас слышать.
 
  — Вы, Михаил Николаевич, — продолжил собеседник, — не передумали с покупкой мотодельтаплана? — Нет, что Вы, Виктор, я не меняю своих решений! — Сделав короткую паузу, продолжил, — Вы нашли продаваемый мотодельтаплан? — Да! Пилот, здесь, у нас продаёт. Хороший, почти новый. — Так почему продаёт, если почти новый? — Из – за переезда в Подмосковье. Там купит другой. — Михали Николаевич, выслушав ответ на вопрос, с восторгом ответил, — понял Вас, Сергей! — И, продолжил, — в ближайшие несколько дней, я буду не дома, в командировке. Вы поговорите насчёт цены. Как вернусь домой, перешлю Вам деньги.  — Вскоре они попрощались, телефонный разговор закончился.

  Саша, заинтересовавшись покупкой летательного аппарата его руководителем, с интересом спросил, — Вы, товарищ полковник, летать будете? Нужно учиться? Или Вы уже умеете?

  Дорога была длинной. Михаил Николаевич, неторопливо начал рассказ. — Я пробовал управлять мотодельтапланом. Пока, не умею. Но, научусь непременно. Моя детская мечта, стать военным лётчиком, не осуществилась. После окончания средней школы поступал в военное лётное училище. Не поступил из – за высокого роста. Получив другую профессию, далёкую от неба, не перестал мечтать о нём. 

  В этом отпуске, с женой и внучкой, отдыхал на море. Рядом с пляжем, с поляны взлетал мотодельтаплан, летал над округой, и приземлялся на той же поляне. Заинтересовался, прошёл туда. Оказалось, что пилот не обычного летательного аппарата, за плату, катал желавших подняться в небо.

  Это он сейчас звонил. Я, конечно, полетел с ним. Ты знаешь, Саша, аппарат напомнил мне мотоцикл, у меня много их перебывало. Любил быструю езду.

  Как на мотоцикле, сидения друг за другом. Только, заднее сидение расположено не вровень с передним, а выше. Сзади толкающий воздушны винт, трёх колёсное шасси, как на самолёте. А сверху подвижное треугольное крыло из ткани, натянутой на каркас. Есть приборная доска с несколькими приборами.

  Сел я на заднее сидение. Хозяин техники пристегнул меня поясным ремнём к сидению, сел впереди, запустил мотор. Затем вырулил, как самолёт, на край зелёной лужайки, дал газ, короткий разбег, и земля поплыла вниз. Мы быстро оказались в воздухе.

  Саша, ты не представляешь, как захватил меня тот полёт. Впечатление было таким, что я летел над землёй на мотоцикле. Летели низко, развернулись в направление на море. Пляж, вскоре, оказался под нами. Рассмотрел жену и внучку, загоравших у самой кромки моря.

  Было видно, как отдыхающие на пляже, смотрели на необычный летательный аппарат. Покружили над пляжем, и полетели на площадку, откуда взлетели. Приземлились плавно, после короткого пробега зарулили на место, от куда выруливали.
Полёт мне очень понравился. Я, стал ежедневно ходить на место катания на мотодельтаплане.

  Летал, познакомился с владельцем летательного аппарата. От него получил некоторые знания об дельтамотоплане, и технике пилотирования. В полётах он обучал меня. Тогда, я и решил приобрести мотодельтаплан, и летать в своё удовольствие.
За рассказом полковника, за разговорим водителя автомобиля и пассажира, дорога не была утомительной.

                Глава третья
  Прошло время. Полковник милиции приобрёл заветный подарок судьбы. Виктор перегнал его на аэродром местного аэроклуба. Он стал инструктором, и близким товарищем Михаилу Николаевичу.

  Учёба была короткой. Вскоре, почти ежедневно, заместитель начальника областного УВД, вечерами, поднимался в небо на маленькой, не обычной крылатой машине.

  Как правило, в это время там же летал спортивный самолёт Як – 52. Михаил Николаевич летал далеко от взлётно посадочной полосы, которую использовал экипаж самолёта. Взлетев, держался в стороне от аэродрома и низко, чтобы не сблизиться с самолётом. Поэтому не знал пилотов спортивной крылатой машины.

  Однажды, выполнив посадку, собирался рулить в сторону кунга, в котором хранил летательный аппарат, увидел человека, бежавшего в его направлении. Он махал руками, чтобы привлечь к себе внимание.

  Михаил Николаевич, увидев его, развернул свой летательный аппарат в его сторону, и увеличил скорость руления. Вскоре они встретились. Мужчина среднего роста, в голубом комбинезоне был взволнован. — я, к Вам с просьбой!  — Услышал пилот мотодельтаплана. — Что случилось? — Ответил громко полковник, чтобы шум работавшей силовой установки, не заглушил его слова.

  Взволнованный мужчина вплотную приблизился к Михаилу Николаевичу. — Товарищ на Як – 52 выполнил вынужденную посадку на траверзе аэродрома. Нужно слетать к нему. Может быть, оказать помощь!

  — Понял! — Прокричал пилот мотодельтаплана. — Продолжил, — садитесь на заднее сидение, и пристегнитесь. Не знакомый мужчина занял место пассажира мотодельтаплана. «Крылатый мотоцикл», взревев всей мощью мотора, пошёл на взлёт.
 
  Набрав не большую высоту, мотодельтаплан развернулся в направлении под девяносто градусов к взлётно посадочной полосе, продолжая набор высоты. Экипаж мотодельтаплана спешил к месту посадки спортивного самолёта, поэтому пилот не сбавил обороты мотора после взлёта. — Не перегреть бы мотор, подумал Михаил Николаевич, — поработаю ещё, секунд пятнадцать – двадцать, и нужно будет уменьшить обороты.

  Вскоре, мотодельтаплан летел над полями. Сверху они казались маленькими и разноцветными. Его экипаж старался увидеть среди пестроты небольшой самолёт Як – 52.

 — Развернитесь влево на девяносто. — Попросил Пассажир, — наверное он должен быть, где – то, перед вторым разворотом. Выполнив просьбу пассажира, пилот увидел впереди, на краю жёлтого поля, маленький самолёт. Рукой показал пассажиру, что цель видит.

  Не строя захода на посадку полётом, как делал всегда над аэродромом, убрал обороты на малый газ, и перевел крылатую машину на планирование. Приземление мотодельтаплана произошло немного дальше самолёта Як – 52. Михаил Николаевич, не останавливая «крылатый мотоцикл», быстро развернулся и порулил к самолёту.

  Подруливая к самолёту, пилот и пассажир обрадовались, лётчик  стоял возле самолёта, и приветствовал прилетевших к нему спасателей, поднятием рук.

  Прилетевший мужчина, и пилот Яка, радостно обнялись. Они возбуждённо обсуждали случившуюся аварию, когда Михаил Николаевич, после выключения мотора мотодельтаплана, подошёл к ним.

  Заметив подошедшего, пилот Яка, приветливо улыбаясь, протянул руку Михаилу Николаевичу. На вид он был, примерно, одного возраста с пилотом мотодельтаплана, с пышной каштановой шевелюрой, черты его лица напомнили Михаилу Николаевичу голливудского артиста. Глаза незнакомца говорили о дружелюбном характере.

  Обсуждение случившегося происшествия продолжалось. — Я в последний момент, на планировании, выпустил шасси. Был уверен, что грунт ровный. Для чего приводить в негодность воздушный винт и мотор? — Сделав короткую паузу, пилот самолёта продолжил, — в воскресение, вечером, я приезжал сюда на машине, и ходил с ружьём. Добыл семь куропаток. На планировании вспомнил, что поле ровное. Недавно убрали пшеницу.

  Обсудив ситуацию, было принято решение. У самолёта останется прилетевший на дельтаплане инструктор пилота самолёта. Пилот возвратится с Михаилом Николаевичем на аэродром. Он найдёт специалиста по обслуживанию самолёта Як – 52. После устранения неисправности в моторе, инструктор перегонит самолёт на аэродром. Михаил Николаевич понял, что самолёт частный.

  — Ночью уже прохладно, — обратился Михаил Николаевич к инструктору, протягивая снятую с себя лётную куртку. — Ой, что Вы, Вам же холодно будет. В полете на Вашей технике так обдувает, что, наверное, и в жару нельзя летать без куртки. — Ни чего, полёт будет коротким. Не замёрзну, а Вам, ночь коротать в поле.

  После прилёта мотодельтаплана на аэродром базирования, и заруливания к месту его хранения, двое пилотов разных летательных аппаратов, познакомились друг с другом. Пилотом самолёта оказался руководитель компании по разработке машин, извлекающих из руды драгоценные металлы, доктор технических наук Владимир Петрович Аркадьев.

                Глава четвёртая
На следующий день после авиационного происшествия, Михаил Николаевич был на аэродроме. Выкатил свой летательный аппарат из кунга, и подготавливал авиационную технику к полётам.

  Заправил бензином топливный бак, доливал в масляный бачок масло. В кармане комбинезона зазвонил мобильный телефон. — Кому я понадобился? Хоть бы не сорвали мои полёты. — Подумал он.

  Звонил дежурный по областному управлению внутренних дел. — Что – то случилось. — решил пилот мотодельтаплана, услышав знакомый голос. Дежурный обязан был докладывать о крупных происшествиях начальнику управления, и заместителю.

  — … преступник по кличке «Варан» совершил побег из – под стражи. Завладел легковым автомобилем Мазда белого цвета. При нем пистолет. Он застрелил владельца автомобиля. Предположительно, выехал за город. Возможное направление движения в сторону Селезнёвого озера. Группа захвата убыла в аэропорт. Но, пока, нет вертолёта. Должен прилететь.

  — Всё понял. Я на аэродроме Росто. Доложите начальнику, что буду искать МАЗДУ с воздуха.  Михаил Николаевич, надевая тёплую куртку, мысленно был уже в небе.  Представлял направление предстоящего полёта в сторону дороги, проходящей мимо Селезнёвого озера.

  Подняв свой «крылатый мотоцикл» в небо, с набором высоты взял курс в сторону озера. — Уже не лето. Мало времени остаётся до захода солнца. Если не найду убежавшего преступника, то вероятность его задержания резко уменьшится. — Подумал полковник.

  Вот, далеко впереди, появилась дорога, по которой может двигаться машина с преступником. Михаил Николаевич напрягал зрение, чтобы, как можно, раньше увидеть разыскиваемый автомобиль.

  — Дорога гравийная, сзади машины должна быть пыль, — мысленно рассуждал пилот. Подлетая к дороге, обрадовался. Он заметил пыль, которая прикрывала автомобиль. — По гравийке он быстрее ста километров не поедет. Значит у меня будет преимущество. Ограничение мотодельтаплана, по скорости, сто десять километров.

  Подлетая к дороге, на перерез мчавшейся машине, он увидел, что автомобиль белый. — «Варан» — сам себе сказал Михаил Николаевич. — Вот мы снова сейчас встретимся. Уйти тебе, я не дам!

  В голове пилота возник план действий, Он приступил сразу же к воплощению его в жизнь. Мотодельтаплан летел сзади автомобиля. Полковник выдерживал такой высоту полёта, чтобы не попасть в столб пыли, оставляемый автомобилем. Расстояние между крылатой машиной и легковым автомобилем таяло. Пилот мотодельтаплана считал, что водитель легковушки не видит его в зеркале заднего вида. 

  Уравняв скорости движения мотодельтаплана и автомобиля, полковник начал снижаться с целью посадки на крышу легковушки. У него это получилось. Как только он ощутил, что посадка выполнена, опустил крыло мотодельтаплана вперёд, с расчётом закрыть водителю видимость дороги.

  Автомобиль резко затормозил и остановился. Мотодельтаплан не удержался на крыше, и скатился с крыши, через капот, на дорогу. Михаил Николаевич, тут же, не мешкая, расстегнул поясной ремень, и соскочил на землю. В голове была одна мысль, как нейтрализовать бандита.

  — Он с пистолетом, скорее за машину. Он не сможет стрелять в меня. Вперёд не поедет, мотодельтаплан не позволит. Скорее найти камень, которым поколотить заднее стекло. Трещины не позволят видеть. Он заметил подходящий камень, и с большой силой начал колотить по стеклу.  От двух ударов появилось много трещин, он вскочил на багажник автомобиля, через него, на крышу машины. Разбить зеркала заднего вида, — решил он.

  Неожиданно владелец автомобиля мгновенно выскочил из машины. Полковник, в ту же секунду был рядом с ним. Мужчина направил пистолет на пилота. Полковник, ударом ноги выбил пистолет из его руки. Но, на мгновение до этого, Михаил Николаевич услышал звук выстрела, и почувствовал удар в левое плечо.

  Превозмогая боль, он сблизился со своим врагом. Завязалась драка. Михаил Николаевич повалил врага на землю, чувствуя, что слабеет, стремился дотянуться до горла врага. Наконец, это ему удалось. Пальцы крепко сжались на горле бандита.

  Первым к месту происшествия подъехал КАМАЗ, двигавшийся во встречном направлении легковому автомобилю, стоявшему с работавшим мотором. Перед ним, как раненая птица, уткнувшись в землю клювом, распластав крылья, стоял мотодельтаплан. В стороне лежали двое мужчин. Один другого намертво держал пальцами, сцепившимися на горле.
               
                Послесловие
  В новом районе города, площадь имени Кравцова, украшает скульптура высокого, крепкого мужчины в милицейской форме, стоявшего рядом с мотодельтапланом.
У памятника смелому и решительному милиционеру - пилоту, всегда лежат букеты цветов. Возле него, раз в году, курсанты университета МВД принимают милицейскую присягу.
                Б. Аверин
                04.10.23.