Вспоминая Сталина

Вадим Ирупашев
       1950 год, мне 15 лет, я выстоял большую очередь в книжный магазин на углу нашего дома, на пересечении проспекта Сталина и улицы Кирова, и за пять рублей купил книгу «Иосиф Виссарионович  Сталин. Краткая биография». Книга была издана тиражом три миллиона экземпляров. Один экземпляр и по сей день стоит на полке в моем книжном шкафу.

       Советские люди любили Сталина и присылали ему подарки. В Государственном музее изобразительного искусства работала Выставка подарков Сталину. Мне посчастливилось посетить этот музей. Помню, смотрел я в микроскоп, и видел портрет великого вождя на рисовом зерне.
       Сталин добивался и добился статуса не просто «вождя», а символа новой социалистической эпохи.
       Любили советские люди Сталина даже за репрессии.
       Священник: «Русской Православной Церкви нужны были такие жертвы. Ведь только в страданиях христиане обретают истинную веру. И если бы не было гонений и жертв, то не было бы в Русской Православной Церкви такого количества святых-мучеников».
      — Сталин в тридцатые годы репрессировал всех моих родственников.
— Вы его проклинаете?
— Нет, что вы! Сталин мой кумир! 
       В советские годы не было в продаже туалетной бумаги. И случались трагикомические казусы. Как-то мой родственник, а было это в сталинские времена, подтерся газетой с портретом вождя, и, по доносу соседа, угодил в лагеря на десять лет. Но мой родственник обиды на Сталина не держал, а в том, что с ним случилось винил только себя.
       И даже в годы сталинского Большого террора, когда пытками выбивали из арестованных любые признания, а «тройки» тысячами штамповали смертные приговоры, в момент расстрела, так называемые «враги народа», славили великого вождя Сталина, приводя в недоумение и замешательство своих палачей.
       Сталин вмешивался в отправление правосудия при вынесении приговоров по громким политическим процессам. И это было нормой. Он не доверял судьям и влезал во все мелочи. Сталин лично редактировал и писал тексты смертных приговоров своим политическим противникам и просто неугодным.
       Крупская вела себя независимо, чем раздражала Сталина. И как-то по телефону Сталин в грубой форме устроил ей «разнос». В слезах Крупская нажаловалась мужу. И Ленин потребовал от Сталина извинений. Но, видимо, Крупская извинения от Сталина так и не дождалась. А Сталин и после смерти  Ленина опасался Крупскую, она много о нем знала и выступала с критикой его методов руководства страной. Известны слова Сталина, сказанные им в гневе о Крупской: «Спать с Лениным — еще не значит разбираться в ленинизме».
       Крупская хотела похоронить мужа по христианскому обычаю. Но Сталин и его соратники  сделали из Ленина мумию и положили ее в Мавзолей.
       У Сталина были свои представления о марксизме. Как умный человек он понимал утопичность коммунистической идеи. И из марксизма Сталин усвоил только идею насилия и слома, на этом он и выстроил систему, в которой гражданская война была формой существования, а коммунизм конечной, но недостижимой целью. А в период позднего сталинизма, принудительно-жесткий режим стал восприниматься уже как естественный, соответствующий массовому запросу. Советские люди были убеждены, что живут они при самом справедливом строе.
       Бухарин называл Сталина «Чингисхан с телефоном». Восточный коварный деспот, но и современный демагог, Сталин освоил марксистскую терминологию и умело манипулировал ею.
       Сталин никого не любил. Он избавлялся от бывших своих соратников по партии, с кем отбывал ссылку, делал Революцию, от тех, кто о нем много знал. Но Сталин ценил детскую дружбу. Мой дед родился в Гори и в детстве дружил с Сосо Джугашвили, сыном сапожника. И все эти годы Сталин помнил своего друга детства, а в день его 60-летия прислал ему ящик вина «Хванчкара» с запиской: «Поздравляю, Вахо, пей вино, веселись». Дед скрывал от кого подарок и только незадолго до своей кончины открылся моему отцу. Дед дожил до преклонных лет и умер своей естественной смертью.
       Сталин любил ночные застолья на «Ближней даче». За столом Сталин шутил. Калинина называл «Всесоюзным козлом», Ворошилова с Кагановичем заставлял бороться, жену Берии танцевать грузинские танцы. Сталин хлопал в ладоши, трубкой стучал по столу, отбивая такт, смеялся. И все смеялись. По воспоминаниям Хрущева, организатором таких попоек был Берия, который видел, что Сталину это нравилось.
       Сталин обладал большим чувством юмора. Как-то на одном из совещаний, с близким окружением, Сталину доложили, что маршал N завел себе молодую любовницу, и что с этим делать. Сталин подумал и сказал: «Что будем делать, завидовать будем».
       Сталин редактировал рукописи советских писателей, много читал, и сам пописывал, даже стихи. Сталин раздавал советским писателям литературные премии своего имени. Но бывало, писатель получал тюремный срок или пулю в лоб.
       Писателей Сталин превратил в помощников партии. И бесчисленные Алексеи Толстые, Фадеевы, Павленковы, Гладковы, Гайдары, Марковы, всех не перечесть, десятилетиями выполняли «социальный заказ», основой которого были сталинские принципы партийности в литературе, утвердившиеся в 30-40 годы, и «социалистический реализм», насыщенный обещаниями и классовой ненавистью.
       Сталин лично прочитывал рукописи будущих романов, редактировал еще не вышедшие на экраны фильмы. Не окончив даже курс семинарии, писал и давал советы ученым в области языкознания, биологии и других наук.
       Любил Сталин праздничные демонстрации, на которых советские люди выражали ему свою любовь и беззаветную преданность. Сталин стоял на трибуне Мавзолея, улыбался. И каждому, проходящему в праздничной колонне, казалось, что вождь улыбается только ему. Когда советские люди видели на трибуне Мавзолея великого вождя Сталина со «всесоюзным старостой» Калининым и легендарными героями Гражданской войны Ворошиловым и Буденным, то понимали, о них думают и все делают для их счастья.
       На многочисленных языках народы Советского Союза слагали о Сталине песни, в которых отражалась любовь и преданность к великому вождю, учителю, другу.
       «Мы идем со Сталиным как с Лениным, говорим со Сталиным как с Лениным, знает он все наши думки-думушки, всю он жизнь свою о нас заботится», - говорится в одном из русских сказов.
        И тысячи восхваляющих Сталина од и стихотворений было написано советскими поэтами. Вот пример панегирика великому вождю:
        Сталин — это заря,
        Сталин — это бессмертие,
        Сталин — это народ,
        Это я,
        Это ты,
        Это мы.
        Жизнь его неугасимо
        Горит над страной,
        Даль весны человечьей
        Народам Земли осветив.
       Но не все возвышенные строки принимались Сталиным благосклонно. «Ода» поэта Мандельштама не только не восхитила вождя, но вызвала у него раздражение. И несмотря на то, что Мандельштам был близко знаком с Бухариным, Молотовым, имел прямые контакты с Дзержинским, Кировым, играл в теннис с самим Ежовым, закончил он свою жизнь на тюремных нарах.
       И советские дети любили Сталина и благодарили его за счастливое детство. Известны слова Сталина: «Дети за отцов не отвечают». Но детей «врагов народа» помещали в специнтернаты, не принимали в пионеры, комсомол и принуждали отречься от своих родителей.
       Сталин был не чужд искусствам. Регулярным ритуалом для него были кинопросмотры в кремлевском кинотеатре. Сталину нравились  кинокомедии Александрова «Веселые ребята», «Цирк» и, особенно, «Волга-Волга», с Любовью Орловой в главной роли. Сталин часто вызывал членов Политбюро для обсуждения каких-либо вопросов, но вначале все смотрели фильм. Сталин много смеялся, и все смеялись. Не смеяться было небезопасно. А после просмотра фильма и решения насущных проблем, Сталин обычно приглашал соратников на Ближнюю дачу, перекусить.
       Любимым певцом Сталина был Александр Вертинский. В 1943 году Вертинскому разрешено было возвратиться из эмиграции на Родину. После своего возвращения, певец начал выступать с концертами. Сталин приглашал Вертинского в Кремль и слушал певца в одиночестве. Из воспоминаний Вертинского: «Сталин сидел за столиком, пил вино и задумчиво слушал. Потом, не прощаясь, уходил».
       И Шаляпин пытался возвратиться на Родину из эмиграции. Пешкова, по его просьбе, обращалась к Сталину. И получила ответ: «Я что, перед ним на задних лапках должен стоять». В тридцатые годы партийные власти называли Шаляпина врагом СССР, на том основании, что певец якобы вошел в связь с  белой эмиграцией.
       Ценил Сталин кинорежиссера Эйзенштейна. Его фильм об Иване Грозном получил Сталинскую премию.  Но во  второй части фильма товарищи из Министерства кино увидели слишком много «страшных намеков», и фильм был отправлен главному цензору. Сталин был взбешен, увидев в фильме прямую метафору на зверства НКВД, на самого себя и запретил фильм. Когда Эйзенштейну, находящемуся с инфарктом в больнице, сообщили о запрещении фильма, он вскоре скончался.
       В годы Великой Отечественной войны Сталин возглавил Вооруженные силы СССР в борьбе советского народа против германского фашизма. Сталин сумел проявить свои организаторские способности и привел страну к Победе над врагом. «За Сталина! За Родину!» — с  таким лозунгом бойцы Советской Армии разгромили фашистскую Германию. Но победа далась дикими жертвами и разрушенной экономикой.
       4 сентября 1943 года Сталин отменил постановление 1919 года и одобрил введение Патриаршества. Он принял митрополитов Сергия, Алексия, Николая и помиловал часть священников, томившихся в тюрьмах. Сталин понял, что в военное трудное время Церковь может объединить и сплотить русский народ.
       Сталин был неприхотлив в личной жизни. Он редко менял одежду, как сын сапожника сам починял свои сапоги, был не привередлив в еде, любил русскую похлебку, котлеты с тушенной капустой, с непременной рюмочкой водки. Пьяные застолья начались к концу жизни вождя. Но не любил Сталин мыться. Как-то домработница, деревенская баба, из добрых побуждений, решилась напомнить Сталину, что надо бы ему помыться. Сталин нахмурился, шлепнул бабу по заднице и пригрозил: «Молчи, дура, к Лаврентию захотела». Сталин не имел сожительницы, спал на диване. На диване он и умер. 
       Возможно, Сталина еще можно было спасти. Но охрана и прибывшие соратники то ли боялись к нему зайти, то ли ждали его смерти. И вождь умер.
       1953 год. Смерть Сталина. «Дело врачей». В газетах, на партсобраниях, в рабочих коллективах проклинают врачей-отравителей и требуют возмездия. Все ожидали еврейских погромов, но до этого не дошло.
       Я помню себя семнадцатилетним в огромной толпе, собравшейся у уличного репродуктора. Слушая сообщение о смерти великого вождя, многие плакали. Кто-то из толпы потребовал снять головные уборы. И все мужчины обнажили головы. Было начало весны, но в этот день хлопьями шел снег. Помню свое состояние на грани страха и безысходности, как дальше жить без Сталина.
       Смерть Сталина произвела громадное впечатление во всем мире, и воспринята трудящимися СССР как великое национальное горе. Не осталась в стороне и церковь. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, провозгласил: «Нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы, с глубокой горячей любовью, возглашаем вечную память».
       Из станицы Вешенской Михаил Шолохов писал: «Отец, прощай! Прощай, родной, до последнего вздоха мы обязаны тебе».
       Похороны Сталина в Москве сопровождались трагическими событиями. Сотни москвичей, вышедшие на улицы, чтобы проводить своего вождя в последний путь, погибли в давке. И много было доносов, поступивших от возмущенных граждан, на тех, кто недостаточно скорбел и выражал горе или негативно высказывался о почившем вожде. Сотни  человек были задержаны и осуждены за то, что позволили себе ругать скончавшегося вождя и выражать радость по поводу его смерти.
       Тело Сталина было забальзамировано, положено в саркофаг и водружено на постамент в Мавзолее, рядом с Лениным.
       Но соседствовали Ленин со Сталиным недолго. Уже в 1956 году на ХХ съезде КПСС культ Сталина был осужден, как явление чуждое марксизму-ленинизму. А 1961 году на ХХII съезде под бурные продолжительные аплодисменты было принято решение о выносе тела Сталина из Мавзолея. Поддержали это решение парторганизации Ленинграда, Москвы, Грузии и соратница Ленина Дора Лазуркина, которая провела в сталинских лагерях восемнадцать лет, а ее муж был застрелен следователем на допросе. Она заявила: «Вчера я советовалась с Ильичом, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: «Мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принес партии»».
       И в ночь на 31 октября 1961 года тело Сталина было тайно вынесено из Мавзолея и, без салюта и почестей, захоронено у Кремлевской стены. Перед захоронением, по особому распоряжению, с кителя сняли золотую звезду Героя Социалистического Труда и заменили золотые пуговицы на латунные. Надпись на фронтоне «Ленин — Сталин»  закрыли черной лентой с надписью «Ленин». Люди, пришедшие утром на площадь, были в недоумении. Но быстро успокоились, значит так надо. И только в Грузии были немногочисленные протесты.
       Вся эта детективная операция, по выносу Сталина из Мавзолея, была задумана Хрущевым, который и сам принимал активное участие в сталинских репрессиях, но имел личную неприязнь к вождю.
       Однако одним захоронением дело разоблачения «культа Сталина» не закончилось. Во многих городах страны, под покровом ночи, были убраны памятники вождю. А в Ростове-на-Дону фигуру Сталина заменили на памятник Максиму Горькому. Изумленным горожанам объяснили, что начальству виднее, кому и где стоять.
       Советские люди любили своих вождей. Но недолго.

       А россияне помнят своего вождя Сталина. Уставшие от демократии и гуманизма последних лет, соскучившиеся по «твердой руке» россияне говорят: «Нам бы сейчас Сталина, он бы навел порядок».
       Недавний соцопрос показал, что за установку памятника Сталину высказывается уже более половины россиян.
       Грозный, коварный, жестокий, но справедливый Сталин стал для россиян неким мифом, к которому россияне обращаются в моменты тяжелой критической ситуации.