О фильме Свободное плавание

Евгений Чернецов
Этот фильм Бориса Хлебникова можно с удовольствием посмотреть, в том случае если надоели остросюжетные голливудские триллеры или боевики, в которых вечно фигурируют чемоданы с наличностью. Да, серая реальность может вызывать отвращение, и от неё можно убегать, в яркую картинку на экране, где всего много, все легко и сразу, и все в итоге счастливы. Но в реальность придется вернуться, и это будет очень больно, неприятно, беспросветно, и захочется эту реальность как-то подкрасить с помощью огромного количества вкусняшек, или алкоголя, или даже чего-то потяжелее. Многим непонятно, что от серости реальности никуда не скрыться, даже при наличии больших денег. Серость реальности можно только принять и найти в ней что-то милое, научиться над ней смеяться, и именно этому нас учит Хлебников.

В герое этого фильма я увидел себя лет в семнадцать - девятнадцать. Правда в этом фильме все более нудно, чем у меня в жизни. Парень работает на заводе, платят мало, но можно и поспать на рабочем месте или поделать что-то для души. И коллега у него прекрасный, похожий на Чака Норриса, даже портрет актера этот коллега повесил, чтобы никто не забыл, на кого он похож. Вечером главный герой ездит с друзьями на велосипеде на танцы, правда там они не танцуют а дерутся, а потом пьют, но это ничего, днем можно будет прекрасно выспаться на работе.

Но тут размеренную сонную жизнь нарушает жуткая трагедия для многих - нерентабельный завод закрывается. И надо молодому человеку искать новую работу. И около биржи труда ему предлагает лицо кавказской национальности поторговать обувью в палатке на рынке. Торговец показывает, как нужно гипнотизировать некоторых проходящих мимо людей, одевать на них завалявшуюся обувь и брать с них за неё приличные деньги. Но как-то эта работа парню не по душе, хотя кавказец его хвалит, за продажу "очень трудной" обуви. И он снова отправляется на биржу.

И решается он отправиться в командировку со штукатурами и малярами. Правда, пока он ехал на объект со своими новыми коллегами, они ему как-то не понравились, не хотелось ему работать в коллективе строгих старушек. Потому он снова идет к инспектору и его направляют в дорожно-ремонтную бригаду с начальником, который о себе и работе своей бригады очень высокого мнения. В этой бригаде два человека, один из которых дробит кирпичи, а другой засыпает эту крошку в выбоины на дороге и утрамбовывает, но им нужен ещё один, который зачем-то должен ломом раздолбить выбоину пошире. В общем ничто так не деморализует, как очевидно бесполезный труд и речи начальника о важности "Дятлов дорог", о важности накопления профессионального опыта в этом деле, о том, что не всякому можно такую миссию доверить.

После интересной работы герой пытается общаться со своей одноклассницей, но они не знают, о чем им говорить, и потому говорят глупости, обижая друг друга, но иногда он все же делает ей застенчивые неуклюжие комплименты. И чувствуется в этом фильме этот беспросвет и неопределенность, которую многие чувствовали в молодые годы, когда не было ни профессии, ни приличных вакансий, ни перспектив.

Но самым ярким моментом в фильме является явление бывшего коллеги с бородой Чака Норриса, который стал деловым, нашел компаньонов и собирается начать свое дело, ездит по предприятиям, пытается установить контакты с другими предпринимателями, войти в их круг, и главное уверить себя самого в том, что он теперь уже не безработный, а предприниматель, которого возит на "копейке" человек вчера в первый раз севший за руль.

И вот смотришь на главного героя этого фильма, как в зеркало, и сначала становится его жаль, и жаль себя, а потом начинаешь усмехаться и со временем смеяться над собой, и уже кажется, что не всегда будет все так плохо и тоскливо, возникают планы выхода из этой ситуации, начинаешь мечтать, ставить перед собой какие-то реальные цели, постепенно чего-то добиваться, радоваться тому, что все-таки чего-то добился, и это вселяет некую уверенность, в то, что не все потеряно, уверенность в своих силах, в том, что ты что-то можешь. Что самое важное - это отношение к самому себе.